Пророк восточной музыки

 

Если кто-то не умеет петь, значит, он не шушинец

 

                                                                             Сергей Есенин

 

Наряду с созданием необходимой инфраструктуры на освобожденных в 2020 году от оккупации территориях начались работы по восстановлению культурного и археологического наследия, поврежденных и разрушенных памятников, музеев, библиотек и других очагов культуры. Помимо этого, в регионе будут созданы соответствующие современным требованиям музеи, выставочные салоны и прочие культурные учреждения. 

 

Если учесть сложившуюся после войны обстановку и предвзятое отношение ряда стран к Азербайджану, у нас есть одна цель - разоблачить распространяемые армянской стороной стереотипы, искажения, ложь и донести до международного сообщества правдивую информацию. Музеи играют в этом деле незаменимую роль.

 

В период широкого распространения культурного туризма в мире развитие и создание новых музеев в соответствии с требованиями современности имеют особую значимость. Говоря о перспективах культурного туризма, специалисты подчеркивают его исключительное место в социальном и экономическом развитии отдельных стран и целых регионов. Ученые отмечают, что развитие культурного туризма с позиции региона создает широкие возможности для увеличения налоговых поступлений, улучшения благосостояния и здоровья граждан, возрождения культуры малых народностей, смягчения воздействия на природу, рационализации землепользования, развития сопряженных отраслей, поддержки особо охраняемых территорий, улучшения имиджа региона, подъема местной экономики за счет вовлечения обслуживающих отраслей. С позиции этнической общности данный вид туризма ведет к обеспечению занятости, поддержке малообеспеченного и социально незащищенного населения, увеличению средств на содержание жилищного фонда, расширению рынков сбыта сельскохозяйственной продукции, организации культурно-досуговой работы в селе, развитию интеллектуального потенциала народа, усилению гордости местного населения за свою культуру и повышению качества жизни населения. Для хозяйствующего субъекта, предоставляющего услуги этнотуризма, культурный туризм создает возможности для получения дохода, расширения производства и его диверсификации, а также способствует увеличению спроса на этнопродукцию и этнотуристические услуги. И, наконец, посещающие местность туристы получают знания о жизни самобытных народов, увеличивается разнообразие форм их досуга.

 

Одним из видов культурного туризма является музыкальный туризм. В различных уголках мира организовываются музыкальные фестивали, концерты и прочие мероприятия, которые способствуют развитию данного вида туризма. И в Азербайджане подобные инициативы получили широкое распространение. Из международных музыкальных мероприятий можно перечислить Габалинский музыкальный фестиваль, фестивали «Мир мугама», «Шелковый путь», Узеира Гаджибейли, Мстислава Ростроповича и т.д. Вполне естественно, что туристы, приезжающие на эти мероприятия, интересуются местными достопримечательностями, посещают музеи и прочие культурные учреждения.

 

«В мире существует несколько городов, каждый камень, каждая крепость, вся аура которых пропитаны музыкой. Это такие города, как Вена в Австрии, Неаполь в Италии, а также Шуша в Карабахе», - отмечает заведующая отделом «История и теория азербайджанской музыки» Института архитектуры и искусств НАНА, заслуженный деятель искусств и науки, академик Земфира Сафарова. Поэтому в различные годы в колыбели азербайджанской музыки - городе Шуша были созданы различные музеи музыкального профиля. В настоящее время дан старт работам по их восстановлению и возрождению. Известно, что, наряду с другими мероприятиями, в ближайшем будущем здесь планируется проводить международные музыкальные фестивали, один из которых - фестиваль «Харыбюльбюль» уже прошел в мае текущего года. Учитывая это, восстановление существующих музеев и организация новых приобретают особую актуальность.

 

Одним из музеев, который мы хотели бы видеть в Шуше, является Дом-музей Джаббара Гаръягдыоглу - выдающегося ханенде и педагога, обладателя широчайшего диапазона голоса, создателя мугамного стиля в Азербайджане. В экспозиции должны найти свое отражение все этапы жизни и многогранного творчества певца. Естественно, наряду со стендами и витринами, и в этом музее для показа фото-, фоно- и видеоматериалов должны быть установлены различные средства мультимедиа, 3D-макеты, голограммные экраны и т.п.

 

В соответствии с принципом историзма, в экспозиции первым делом должна быть представлена панорама культурной и, в частности, музыкальной жизни города Шуша. В разделе должны найти свое отражение такие вопросы, как деятельность музыкальных меджлисов, которые начали образовываться в XIX веке и сыграли ведущую роль в развитии мугамного искусства Азербайджана (в Шамахе - меджлис, организованный Махмудом Агой, в Шуше - Харратом Гулу Мухаммед­оглу, Мир Мохсун Наввабом, Гаджи Гуси, Хуршидбану Натаван, в Баку - Мешади Мелик Мансуром), творчество выдающегося тариста Садыгджана, учениками которого были такие известные исполнители, как Мешади Зейнал, Мешади Джамиль Амиров, Ширин Ахундов, Гурбан Примов и другие, жизнь и деятельность известных ханенде и т.д.

 

В монографии академика Земфиры Сафаровой «Шуша - цитадель азербайджанской музыки», которая может стать замечательным путеводителем в деле создания музея, приводятся многочисленные воспоминания, подробно повествуется о творчестве соратников Гарьягдыоглу, театральных постановках, которые организовывались в конце XIX века в Шуше по инициативе Абдуррагим бека Ахвердиева, и последующем развитии театрального искусства в Азербайджане, «Восточных концертах» и «Восточных вечерах», проходивших в Шуше, Баку и других городах под руководством Ахвердиева, записи голосов азербайджанских ханенде на граммофонные валы в начале XX века, представляется подробная панорама культурной жизни Карабахского региона и города Шуша в частности: «В целом в Карабахе во второй половине XIX века, и особенно в Шуше, искусство ханенде и сазенде было очень развито. По сравнению с другими азербайджанскими городами в Шуше было больше музыкантов, исполнителей, певцов и таристов. Шуша того времени, будучи колыбелью нашей музыки и ее центром, дала толчок развитию азербайджанской музыки».

 

В разделах музея должны экспонироваться материалы о таких событиях, как первые выступления Джаббара Гаръягдыоглу в Шуше, признание его таланта видными ханенде того периода, известности и всенародной любви, выступлениях на религиозных меджлисах вместе с братьями, участии в театральных постановках, в «Восточных концертах» в Шуше, а затем в Баку, и т.п., а также размещены различные композиции, транслируемые ресурсами мультимедиа.

 

Необходимо отметить, что Джаббар Гаръягдыоглу является также одним из первых оперных исполнителей Азербайджана. В 1897 году в Шуше во время подготовленной под руководством Абдуррагим бека Ахвердиева музыкальной сцены «Меджнун на могиле Лейли» Джаббар Гаръягдыоглу сыграл роль Меджнуна. Позже Узеир Гаджибейли так писал о первой опере Востока: «Несмотря на то, что работу над оперой «Лейли и Меджнун» я начал в 1907 году, сама идея пришла ко мне гораздо раньше, примерно в период между 1897-1898 годами. Тогда мне было еще тринадцать лет, и в моей родной Шуше в исполнении актеров-любителей я увидел сцену «Меджнун на могиле Лейли»...» 

 

А в 1911 году Джаббар Гаръягдыоглу исполнил роль Фархада на первой постановке оперы «Фархад и Ширин» в Театре братьев Никитиных в Баку.

 

В начале XX века Джаббар Гаръягдыоглу, создавший мугамное трио сперва вместе с таристом Мирзой Фараджем Рзаоглу и исполнителем на кеманче Демирчи Гулу, а немного позже - второе трио вместе с таристом Гурбаном Примовым и кеманчистом Сашей Оганезашвили, снискал славу не только в Азербайджане, но и на всем Южном Кавказе, в странах Средней Азии и Ближнего Востока. Он знал наизусть около 500 народных песен, больше 300 из которых записал на фоновалики. Есть много песен, слова и музыку к которым сочинил сам певец. Среди них можно назвать такие как «Иряванда хал галмады». «Ня бахырсан яны-яны», «Бу гялян яра бянзяр», «Гарабагда бир дянясян», «Галада ятмыш идим», «Тифлисин йоллары», «Бюльбюлляр охур», «Ери, дам устя ери», «Нахчыванын гядеиндян ашайдым» и другие. Не имея музыкального образования и не зная нот, ханенде спас свои песни от забвения путем записи на фоновалы. В 1906 году первым, кто записал свой голос на валик в Риге, был именно Джаббар Гаръягдыоглу.

 

В 1906-1915 гг. голоса известных ханенде Востока были записаны на граммофонные валики акционерными компаниями «Граммофон», «Спорт-рекорд», «Экстра-фон» и др. По их приглашению Джаббар Гаръягды­оглу вместе с таристом Гурбаном Примовым и кеманчистом Сашей Оганезашвили посетил Москву. Киев и Варшаву, где были выпущены граммофонные валы. Значение этих валов в истории нашей музыки переоценить невозможно. Эти фирмы также выпустили каталоги граммофонных валов в виде отдельной брошюры, в которой указаны названия исполненных мугамов и теснифов, их номера в каталоге. На первой странице каталога, под фотографией Гаръягдыоглу написано: «Известный ханенде Джаббар Гаръягдыоглу Шушалы». 

 

Трио Джаббара Гаръягдыоглу снискало на Востоке большую славу. Афрасияб Бадалбейли называл его «величественным оркестром», а видный русский музыковед В.Виноградов сравнивал роль и художественную значимость этого трио с творчеством первоклассных европейских ансамблей.

 

В своей книге академик З.Сафарова отмечает, что в 2005 году Фондом друзей культуры Азербайджана и по личной инициативе первой леди Мехрибан Алиевой был подготовлен альбом, состоявший из дисков голосов карабахских ханенде. Было осуществлено цифровое восстановление записей на граммофонные валы. Подобные материалы обязательно должны занять свое достойное место в фонде и экспозиции создаваемого музея.

 

В музее также должны быть подробно освещены встречи Джаббара Гарьягдыоглу с великим оперным певцом Федором Шаляпиным (1900), известным композитором Рейнгольдом Глиэром (в 1923 году Р.М.Глиэр был приглашен в Баку для написания оперы). В ходе работы над оперой «Шах Сенем» по мотивам народного дастана «Ашыг Гариб» Джаббар Гаръягдыоглу под аккомпанемент Гурбана Примова исполнил для него мугамы и старинные народные песни, которые были мастерски использованы в опере и выдающимся поэтом Сергеем Есениным (1924), который назвал ханенде «Пророком восточной музыки».

 

Еще один раздел должен охватывать педагогическую деятельность Джаббара Гаръягды­оглу. Уделив в своей книге особое место этой сфере, Земфира Сафарова пишет: «Он создал большую школу ханенде. Среди его воспитанников можно назвать славные имена Сеида Шушинского, Бюль-Бюля, Давуда Сафиярова, Зульфи Адыгезалова. Хана Шушинского, Джахан Талышинской, Явер Кялянтярли, Муталлима Муталлимова, а также таких как Шекили Алескер, Малыбейли Гамид, Забул Гасым, Меджид Бейбутов, Сеид Мирбабаев». В этом разделе должны быть размещены материалы о творчестве воспитанников Джаббара Гаръягдыоглу, воспоминания как студентов, так и деятелей науки и культуры, которые общались с ним при жизни, а также материалы об увековечивании имени Гаръягдыоглу, посвященных ему конкурсах мугама и т.д.

 

Следующий раздел, на наш взгляд, должен отражать научную деятельность Джаббара Гаръягдыоглу. Говоря о произведении ханенде «Мои воспоминания о прошлом азербайджанской музыки», академик называет его «серьезным и монументальным трудом талантливого фольклориста о нашей музыке». Земфира Сафарова пишет: «Этот труд предназначен для изучающих мугам, а в особенности большую ценность он представляет для его исполнителей, для них он - настоящий учебник. Поэтому очень важно издать его». 

 

Посредством соответствующих технологий в музее можно было бы предоставить вниманию посетителей вырезки из рукописи и воспроизвести образцы газелей и теснифов, представленных в произведении.

 

Один из разделов музея должен быть посвящен семье Джаббара Гаръягдыоглу: фото-, фоно- и видеоматериалы, связанные с домом в Баку, супругой и детьми, записи трех песен, которые он посвятил своей дочери Шахле ханым («Песня о хлопке», «Бей молотком» и «Вести») и т.д.

 

Таким образом, создание в Шуше Дома-музея Джаббара Гаръягдыоглу необходимо и актуально с точки зрения как пропаганды важной составляющей нашего музыкального наследия, так и развития культурного, особенно музыкального туризма и экономического возрождения региона. 

 

Дом музыки в Австрии, Музей Боба Марли на Ямайке, Дом-музей Фредерика Шопена в Польше, Музей истории группы «Битлз» в Англии, Музей рок- и соул-музыки в США и многие другие музеи привлекают тысячи туристов из различных стран мира. И в нашей республике функционируют музеи музыкального профиля: Азербайджанский государственный музей музыкальной культуры, дома-музеи Узеира Гаджибейли и Кара Караева. мемориальные музеи Ниязи, Бюль-Бюля и Вагифа Мустафазаде, Государственный музей азербайджанского ашугского искусства имени Ашуга Гусейна Бозалганлы и другие. В свое время в Шуше функционировали дома-музеи Узеира Гаджибейли, Бюль-Бюля, Мир Мохсуна Навваба, но они подверглись чудовищному армянскому вандализму. В настоящее время начаты работы по возрождению и этих очагов культуры, уже отреставрирован Дом-музей Бюль-Бюля. Считаем, что наряду с созданием Дома-музея Джаббара Гаръягдыоглу в будущем нужно подготовить для туристов независимую экскурсионную программу. 

 

Приняв во внимание то, что развитие ненефтяного сектора является одной из приоритетных задач нашего государства, необходимо отметить, что всестороннее развитие подобных туристических сфер, разработка соответствующих экскурсионных маршрутов и программ приведут к еще большему экономическому и культурному развитию Азербайджана.

 

Назмин Джафарова,

сотрудник отдела по связям с общественностью 

и информации Аппарата Президиума НАНА, 

доктор философии  по искусствоведению

 

Бакинский рабочий.-2021.- 24 ноября.- С.5.