Перезагрузка неизбежна

 

Отношения между Азербайджаном и Ираном требуют направления в нужное русло с учетом новых геополитических реалий

 

Благоприятный географический, выгодный экономический, сложный полиэтнический,  многоконфессиональный и геополитический факторы, имеющие место на Южном Кавказе, порой вызывают интерес соседних стран и прочих крупных государств, что приводит к столкновению политико-экономических интересов в регионе.

 

Однако современные реалии, созданные Азербайджаном, как влиятельным актором международных политических и экономических отношений в регионе, заставляют эти страны считаться с мнением и справедливой позицией нашей страны.

 

Победа Азербайджана в 44-дневной Отечественной войне, покончившей с армянской оккупацией на исконно азербайджанских землях, стала также неким барометром имеющихся политических отношений ряда стран с Азербайджаном. Среди прочих более агрессивным показал себя соседний Иран, который, как сегодня выясняется, намерен продвигать в регионе свои интересы и богатую военно-политической риторикой политику. Целенаправленная перевозка военных грузов через Армению на территорию Азербайджанской Республики, контролируемой российскими миротворцами, необоснованные обвинения в адрес Азербайджана, связанные с якобы военным присутствием Израиля на освобожденных территориях, военные учения на границе с Азербайджаном стали главной причиной обострения двусторонних и дипломатических отношений между двумя странами.

 

В связи с этим Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев в интервью агентству Anadolu заявил: 

 

«...незаконные поездки иранских большегрузных автомобилей в Карабахский регион происходят не впервые. Подобные случаи неоднократно происходили и в период оккупации. Эти большегрузные автомобили ездили туда регулярно. У нас была информация. Но конкретной информации, то есть такой конкретной, как сейчас, конечно же, не было. Учитывая это, мы по различным каналам выражали недовольство иранской стороне. Однако этот процесс продолжался».

 

Иран за этот период накала в отношениях с Азербайджаном использовал все рычаги давления на официальный Баку, жалуясь на него то одним, то другим странам. Но голос правды и справедливая позиция Азербайджана в региональной политике и в послевоенный период все же были услышаны как отдельными странами, так и мировым сообществом. Иран со своей предвзятой политикой, нацеленной на Азербайджан, не смог получить поддержку не только своих стратегических партнеров, но и собственно Армении, которая, как мы наблюдаем в последнее время, всячески избегает действий, препятствующих разблокированию дорожно-транспортных и прочих коммуникаций в регионе, которые способствуют установлению долгосрочного мира и началу устойчивого экономического развития.

 

Однако, поняв бессмысленность воинственной риторики, озвучиваемой в последние дни в адрес Азербайджана, и взвесив все за и против, Иран пошел на попятную, так сказать, на первый  конструктивный шаг в пользу сохранения теплых дипломатических отношений с Азербайджаном.

 

12 октября министр иностранных дел Исламской Республики Иран Хосейн Амир Абдоллахиян позвонил главе внешнеполитического ведомства Азербайджана Джейхуну Байрамову, находящемуся с официальным визитом в Белграде с целью принять участие в мероприятии в связи с 60-летием Движения неприсоединения.

 

В телефонном разговоре Абдоллахиян подчеркнул, что две страны должны предотвратить недопонимание в отношениях и что для них целесообразно продолжать свои отношения в правильном и растущем направлении.

 

В телефонном разговоре министры обсудили последние события в двусторонних отношениях,  подчеркнув необходимость взаимного уважения и независимости, суверенитета и территориальной целостности стран. Главное, иранский министр додумался подчеркнуть, что «Тегеран и Баку связывают давние отношения». Этот телефонный разговор стал позитивным и своевременным сигналом, который так или иначе смог препятствовать вхождению двусторонних отношений в тупик.

 

В своем интервью итальянской газете La Republica Президент Ильхам Алиев, отвечая на вопрос «Что происходит с Ираном?», подчеркнул: «Нам удалось поднять наши отношения с предыдущим правительством Ирана, с которым мы работали на протяжении восьми лет, до максимально возможного уровня. У меня было более десяти встреч с моим коллегой господином Хасаном Рухани. Все эти встречи были продуктивными. Мы подписали и реализовали множество соглашений в области энергетики, транспорта, культурного развития и безопасности. По сути, наши отношения стали символом дружбы и добрососедства».

 

Думается, новому ультраконсервативному руководству Ирана следует окинуть взглядом все достижения, которые были достигнуты двумя народами на протяжении долгих лет и приложить максимум усилий, чтобы избежать впредь подобных перепалок в отношениях.

 

Лидер Партии национальной независимости Азербайджана Этибар Мамедов, отвечая на вопросы журналиста в студии «Мусават», выразил уверенность, что Иран нацелен произвести раскол в азербайджанском обществе с помощью религиозного фактора. Политик утверждает, что Иран под видом налаживания культурных и религиозных связей консолидировал много сторонников, которых нужно немедленно нейтрализовать в Азербайджане. Очевидно, что, покинув Азербайджан под предлогом ухудшения состояния здоровья в момент накала двусторонних отношений между Азербайджаном и Ираном, спецпредставитель духовного лидера Исламской Республики Иран Алиакбер Оджаг Неджат, функционирующий в Азербайджане не один десяток лет, понял, что его «раскусили».

 

По этому поводу, депутат Милли Меджлиса Джавид Османов в своем интервью Report.az отметил, что деятельность Оджага Неджата, курировавшего вредоносные секты «Движение Гусейнистов», «Исламская партия», «Движение мусульманского единства», была направлена в эти годы на создание в Азербайджане специальной агентурной сети.

 

Вся надежда на правоохранительные органы, которые разберутся с подобными негативными явлениями и во имя справедливости накажут недоброжелателей.

 

Таким образом, своими беспочвенными претензиями к Азербайджану Иран, сам того не желая, спровоцировал переоценку общих ценностей, связывающих его с Азербайджаном, а также переосмысление двусторонних отношений, которые требуют направления в нужное русло с учетом новых геополитических реалий. И ему, как никому другому, придется все это разгребать.

 

    Абульфаз БАБАЗАДЕ

 

   Бакинский рабочий.-2021.- 14 октября.- С.5.