Оживляя незримое

Один день в мастерской художника Зохраба Салам-заде

 

Полотна, оживляя образы, погружают нас в мир, рожденный мастером. Картины захватывают, хочется каждую подробно изучить, чтобы влиться в образ, который талантливо создал художник. Это порождает неуемное желание ознакомиться с незримым ходом мыслей автора, особенно наблюдая уникальные отражения видимой лишь ему жизни...

 

Вдохновляющее чарующей магией Востока творчество уникального художника Зохраба Салам-заде вызывает глубокий интерес профессионалов и любителей искусства. Весьма притягательно видение мастера, отображающего на своих полотнах образы людей давно ушедших эпох. Дервиши, словно живые, освещенные лунным светом, безмолвно бредут по дороге своей веры в вечность.

 

Пределы творческих исканий Зохраба не ограничиваются одной темой, он часто в своем творчестве обращается к мифологии, которая находит свое отражение в интересном образе джинна, часто присутствующего на его полотнах. В его работах джинны противопоставляются людям и выглядят менее устрашающими.

 

Зохраб Салам-заде, участник многочисленных выставок, организовал и  свою персональную - «Секреты гармонии» в галерее Art Tower, которая впечатлила многих почитателей живописи.

 

Рассматривая картины этого универсального художника, кажется, что время для нас как будто остановилось, и в этой атмосфере мы начали нашу беседу…

 

- В вашем творчестве присутствуют нечто магическое, а также религия и тема Востока. Почему именно это, чем притягивают вас дервиши и религиозная тема?

 

- Впервые я изобразил этого героя на своем холсте в 2011 году. Изначально он не был проработанным, но уже тогда он мне полюбился, мне показалось, что в нем скрыта какая-то тайна. Идея зародилась внезапно, но на тот период я особо не задумывался над тем, какая философия в нем будет заключена. Мне очень нравилась эстетика изображенного, которая заключалась в визуальном образе мужчин с тюрбанами на голове, отросшей бородой, складками на одежде и др. Вообще-то я очень люблю изображать детали, часто до последних мелочей, ведь они и делают работу необычной…

 

- Ведь в деталях образа и заключены натура и ее раскрытие, не так ли?

 

- Разумеется. Однако поначалу я считал, что в них нет смысловой нагрузки, и сомневался в том, насколько мне удается это передать в своих работах, показать глубокий философский смысл. Тем не менее, я старался поработать над образами более аргументированно, так сказать, с точки зрения истории.

 

Все мои работы постоянно дорабатываются, а новые создаются с учетом новых идей и полученных знаний, которые я черпаю из литературы. Легенды, сказания насыщают меня и образами, и идеями. Оттуда и джинны на моих полотнах.

 

- Недавно вы создали две картины - Ayın oqurlanması и Aysız gecə, да и вообще, на ваших картинах часто присутствует тема луны. Это изюминка вашего творчества?

 

- Однажды, взглянув на небо, я не увидел луну, и моя фантазия разбушевалась. Я решил предстать взору зрителей в облике человека, который в порыве необычных чувств украл с небес луну. На картине Ayın oqurlanması изображен человек, который, приставив стремянку к небосклону, снял с неба месяц, положив его на плечо. Картина Aysız gecə в некотором смысле дополняет предыдущую работу, где  изображен тот же человек, на этот раз укравший луну и пытающийся убежать с этим сокровищем, дабы оно принадлежало только ему.

 

Тематика моих картин в основном ночная, а какая же ночь без красивой, таинственной луны? Порой и мне хочется ее похитить, и я своими картинами это и делаю.

 

- Скажите, много ли времени вы затрачиваете на написание картины?

 

- Бывает и такое. Я часто меняю содержание своих картин, их форму и смысл по ходу написания. Скажем, первоначально изображенное нечто на маленьком холсте со временем перерастает в более масштабное, и, взяв холст побольше, я начинаю менять начатое.

 

- Вы учились на театрального художника в Азербайджанской академии художеств. Что дало вам академическое образование?

 

- Я окончил Художественное училище имени Азима Азимзаде. Но в определенный момент понял, что мне недостаточно знаний, которые получил там. И тогда я решил поступить в Академию художеств, где мне пришлось сделать выбор в пользу театрального оформительского искусства. Такая дилемма стояла перед всеми, завершившими первый курс: современное искусство, монументализм, классическая живопись или кино и театр. Я не видел себя ни в каком из этих направлений, но был уверен в том, что свой выбор должен остановить именно на театре. Мои надежды сбылись, там я научился многому. Это, безусловно, до сих пор влияет на мое творчество.

 

- Ваш стиль работы напоминает работу мультипликаторов…

 

- Мультипликация не менее сложное направление. В юности я увлекался этим, однако со временем начал писать картины, и это меня больше увлекло. Многие говорят, что я мог бы писать хорошие рисунки для книг, но я не хочу распыляться, сосредотачиваюсь на одном.

 

Что касается мультипликации, она у нас не очень развита, но, возможно, придет время и я возьмусь за воплощение своей давней мечты, но не в полном формате - скажем, могу создать один персонаж, не больше.

 

- Есть ли в планах изменить стилистику своих работ?

 

- Нынешняя тематика мне определенно нравится, я продолжаю много читать, анализировать и проникать в глубины именно этого направления. Возможно, постепенно перейду к отображению снов и фантазий или начну разбавлять картины элементами юмора и сатиры.

 

- Как получилось так, что изображение джинна, который уже стал вашей визитной карточкой, оказалось на одном из «сердец» в Парке любви?

 

- Работа проводилась в рамках проекта Фонда Гейдара Алиева. Куратор QGallery Нармина Халилова предложила мне принять участие в этом проекте. Мы, художники, расписали макеты предоставленных нам «сердец», естественно, каждый в своем стиле и художественной манере. К счастью, моего джинна утвердили. Дали две недели для создания картины, я же справился за два дня. Несмотря на невыносимую жару, мне было очень интересно работать над этим проектом. Очень приятно видеть «свое»  сердце, необъяснимое чувство гордости посещает, когда я прохожу мимо. Я премного благодарен Фонду Гейдара Алиева, Нармине ханым и галерее Qgallery за то, что теперь «мое сердце» находится там, в Парке любви, и радует его посетителей. Приятно видеть, как многие знаменитости и другие граждане нашей страны фотографируются на его фоне.

 

- В одном из своих интервью вы отметили, что в творчестве каждого любимого вами художника находите нечто определенное, привлекающее вас. Что конкретно вы имеете в виду?

 

- В творчестве коллег, современников и старшего поколения мне нравится многое. В картинах разных жанров я могу найти интересную цветовую гамму, определенное решение художника, наличие уникального элемента и т.д. Не бывает такого, чтобы нравились абсолютно все картины одного и того же мастера. Равно как в музыке, ведь, бывает, когда из целого альбома привлекает лишь одна песня.

 

Насчет современного искусства дела обстоят иначе. Я редко получаю удовольствие от выставок современных художников, такое чувство, что все повторяется, хотя я с особым интересом отношусь к концептуализму. Это, безусловно, не живопись, но очень интересно.

 

- Ваша любовь к музыке отражается в картинах?

 

- Именно музыка сопровождает меня в процессе написания работ. Ее звучание оказывает благотворное влияние на цвета и настроение, которые впоследствии проявляются на полотнах.

 

- Вы преподаете основы рисунка в академии STEP IT. Чем вас привлекает преподавательская деятельность?

 

- Очень приятно общаться с молодым поколением, думаю, им нравятся мои уроки. В академии учится много интересных ребят. Студенты, избравшие дизайн как направление своего творчества, охотно обучаются мастерству и основам рисунка.

 

Что касается того, хотел бы я продолжить педагогическую деятельность, - почему бы и нет?..

 

 

 

Фарида АББАСОВА

Бакинский рабочий - 2022.- 16 августа.- С.8.