Многогранность, которую не обозначить одним цветом

 

Рауф Касимов: В Баку начала 90-х годов словно испарился сам смысл  существования в этом городе...

 

Развал Советского Союза, с которым постепенно канули в прошлое наработанные десятилетиями и свято проповедуемые морально-духовные ценности, отразился не только на экономике и укладе жизни всей страны, но и на судьбах деятелей культуры, многие из которых ощутили свою ненужность и востребованность серьезного искусства. 

Можно сказать, лучшие представители музыкально-профессиональной элиты Азербайджана были вынуждены эмигрировать в другие страны, где их творческий потенциал был по достоинству оценен и использован. Не у всех этот путь был ровным и гладким, и каждый, даже самый положительный случай, не был лишен каких-то зигзагов и перипетий.

Талантливый азербайджанский пианист, лауреат международных конкурсов, педагог, ученики которого успешно занимают призовые места на международных музыкальных конкурсах, Рауф Касимов, проживающий более 20 лет в Турецкой Республике Северного Кипра, сегодняшний гость «Бакинского рабочего».

Многообещающее  начало 

Как и все музыкально одаренные дети, Р.Касимов учился сначала в школе Бюльбюля у  Д.Мирзакулиевой, затем в гаджибековской консерватории у профессора Рауфа Атакишиева, после окончания которой единственный в 1978 году получил направление в аспирантуру в Москву, а после ее окончания были десять лет работы в Азербайджанской консерватории старшим преподавателем. Но Союз распался, началась первая Карабахская война, у власти - «Народный фронт», атмосфера в городе и вузах изменилась, жить стало трудно, и один нелицеприятный случай в консерватории стал последней каплей, утвердившей его в решении выехать из страны. Баку начал резко меняться, люди и отношения между ними претерпели кардинальные изменения, исчезла теплота, интеллигентность, хорошие манеры и высокая культура, многие бакинцы разлетелись по всему миру, пропала особая бакинская аура, присущая только этому городу, а с ней словно испарился и сам смысл существования в нем... 

В 1990 году Р.Касимов поехал в Москву, где ему, ученику легендарного профессора  Р.Атакишиева, имевшему за плечами не одну победу на международных конкурсах, обещали работу в Московской консерватории. К сожалению, с этой работой не сложилось, пришлось устроиться на другую. В Москве предложили принять российское гражданство… и он согласился. 

Турецкая Республика Северного Кипра

Однажды в Москве на глаза попалось объявление, что требуется пианист в отель. Способность отлично импровизировать, исполнять различные виртуозные композиции покорили руководство отеля, и он проработал там до 1997 года. Тут, как известно, случился дефолт, все обанкротились, и в это самое время один турок пригласил Р.Касимова в Турцию, где он попал в дом друга Самира Гюльахмедова, который начал учить его турецкому языку. Затем ныне покойный Сарвер Ганиев предложил работу на Кипре, где после прослушивания Рауфа Касимова приняли в один из университетов. Но подход к музыкальному образованию и уровень подготовки студентов ему не понравились. Немного поработав, он оставил университет, решив заняться частной практикой. 

Кипр - страна маленькая, консерватории нет, есть несколько университетов, в которых функционируют музыкальные факультеты педагогической направленности. Музыкальные школы на Кипре отсутствуют, есть что-то вроде музыкальных курсов, и студенты, поступая в университеты, имеют чрезвычайно слабую подготовку. К классической музыке на Кипре отношение формально хорошее, хотя особой любви тоже нет. Есть свои композиторы, но они не мирового значения и их мало. 

За многолетнюю частную практику азербайджанским пианистом было подготовлено несколько лауреатов международных конкурсов, которые в разных странах Европы завоевали призовые места и концертировали. Причем на конкурсы своих учеников водил он сам, ибо работа свободного преподавателя музыки давала независимость, возможность внедрять в уроки строгую дисциплину и работать по собственной методике, устраивать концерты и т.д. Последние годы Рауф муаллим по состоянию здоровья не концертирует, а только выпускает класс своих учеников. В городе Никосия (Лефкоша), столице Кипра, есть великолепный зал старинного монастыря, где выступают известные турецкие композиторы и куда приезжают мировые звезды. В этом же зале играют его ученики, а иногда и он сам исполняет с ними в четыре руки, чтобы подбодрить ребят.

Казус в аэропорту  Гянджи

Три года назад вместе с женой-киприоткой Рауф муаллим прилетел через Стамбул в Гянджу. С другом, композитором Джаванширом Гулиевым, который тоже работал на Кипре, но на тот момент находился в Шеки, он договорился, что тот встретит их в Гяндже и заберет в Баку. 

В аэропорту Гянджи Р.Касимов прошел паспортный контроль, но у супруги в паспорте обнаружили ошибку в дате рождения - вместо 1955 было написано 1995, т.е. женщине среднего возраста никак не могло быть около 20 лет. Контролеры сочли, что паспорт фальшивый, вмешательство известного композитора Джулиева тоже не помогло, и после долгих препирательств супружескую чету отправили обратно, хотя лично Рауф муаллиму предлагали остаться, но без жены это было бессмысленно, ибо она очень хотела увидеть родину мужа. На том же самолете они вернулись, и с тех пор как-то не получалось снова выехать. Но этой зимой Р.Касимов твердо решил приехать домой и принять родное гражданство.

Занятия  живописью 

На своей странице в социальных сетях Р.Касимов выставляет интересные живописные картины. На каком-то этапе жизни музыка пересеклась с живописью и, судя по количеству работ, он активно занимается и этим видом искусства и сегодня, считая это своим хобби, но при этом признается, что вообще не использует краски, кисти и холсты. Все его так называемое творчество - это продукт цифровых технологий, которыми он занимается уже десять лет. Дело в том, что когда он приобрел iPad, то обнаружил в нем множество интересных и полезных программ, к которым закупил и прибавил еще несколько. 

Вообще с молодости любил живопись, собирал альбомы многих художников, вплоть до Сальвадора Дали, т.е. с живописью музыкант был на «ты», знал лично многих художников, часто пропадал в их мастерских. Увлечение постепенно захватило в тот момент, когда он понял, что сможет превратить любой пейзаж в картину маслом. Однако труд этот вовсе не такой легкий, как кажется, поскольку нужно знать множество программ, через которые следует пронести конкретное изображение и в результате получить нечто оригинальное. Порой сначала и не знаешь, к какому результату придешь, потому что некоторые программы сами думают, у них есть «мозг» и они способны выдавать нечто потрясающее! Несравнимое удовольствие возникает от того, что автор получает абсолютно неожиданный результат! Вот она, магия цифровых технологий, порождающая новые виды искусства. 

Друзья советуют организовать выставку потрясающих картин, но Рауф муаллим объясняет, что это современные технологии, а вовсе не его художественное творчество. Некоторые из работ распечатаны на холсте, они кажутся очень настоящими, хотя это фотокопии, ведь это, скорее, технологическое, нежели художественное творчество. 

Здесь есть одно немаловажное «но» - программы есть у многих людей, и все могут заняться этой живописью, но сам музыкант пока таких не встречал. Поскольку его участие в этом калейдоскопе технологических таинств все же присутствует, он останавливается на том этапе цифровых художеств и той версии, которая созвучна его собственному художественному видению и вкусу, не довольствуясь исключительно тем, что выдают компьютерные программы. При любом раскладе Рауф муаллим рассматривает это занятие как свое хобби, которое заполняет часть его жизни.

Азербайджанская  диаспора

В Турецкой Республике Северного Кипра действует Общество культуры Азербайджана. По разным национальным праздникам, историческим и траурным датам члены общества публикуют в СМИ статьи, выступают с интервью, читают лекции, проводят концерты, мероприятия, шествия, осуществляют различные акции. Из Азербайджана приглашаются артисты, приезжают депутаты азербайджанского парламента и специалисты из разных областей наук, проводятся конференции. 

Также есть воскресная школа, где дети азербайджанцев изу­чают родной язык, историю и культуру исторической родины. Часто презентуют книги, изданные нашими соотечественниками на Кипре. Руководитель этой организации Орхан Гасаноглу окончил Кипрский университет и преподает в этом вузе, ведет широкую общественную деятельность, благо Кипр всегда поддерживал Азербайджан в карабахском вопросе.   

Воспоминания  теплые и горькие…

Трижды на международном конкурсе в Испании Р.Касимов брал Гран-при, второе и третье места. После Гран-при в испанском городе Сантандеро и приезда домой коллеги как-то вдруг перестали с ним здороваться, и единственный, кто искренне поздравил и успокаивал его, видя такое отношение, был покойный ныне пианист Виктор Матюшкин. К сожалению, такой же холод встретил другой наш музыкант, покойный композитор Фарханг Гусейнов, вернувшийся на родину после того, когда написал первую национальную японскую оперу, имевшую огромный успех в Стране восходящего солнца.

Р.Касимов с большой теплотой вспоминает величие души, простоту и чуткость великого композитора и педагога, профессора Джовдета Гаджиева, когда, будучи сам педагогом, подошел к нему в коридоре консерватории и, извинившись, попросил прослушать шесть своих прелюдий. Джовдет муаллим тут же, не откладывая в долгий ящик, повел его в свой кабинет и внимательно послушал сочинения молодого педагога. Композитор с мировым именем потратил два часа, чтобы объяснить некоторые нюансы композиторского письма, при этом одобрив начальные композиторские опыты и поощрив к дальнейшему сочинительству, хотя сам Рауф довольно скептически относился к этому. 

Р.Касимов пишет замечательные стихи, которые приходят к нему ночью, их даже когда-то собирались опубликовать в советском журнале «Дружба», но в тот момент русскоязычную версию журнала аннулировали и ему предложили перевести стихи на азербайджанский язык. Автор счел эту затею бесполезной, и весь сборник стихов, готовившийся к изданию, увы, так и не увидел свет. 

Корифеи, с которыми Р.Касимов жил в Баку во второй половине прошлого века, когда национальная культура переживала свой бурный расцвет и развитие, продолжают жить в его сердце. Он лелеет их память и сквозь толщу времени осознает, насколько это были незаурядные и редкие личности по многим критериям, задавшие высокую планку профессионального мастерства и морально-нравственного воспитания, и как ему повезло видеть, общаться и знать их.

 

Афет ИСЛАМ

 

Бакинский рабочий.-2022.- 15 декабря - С.7.