Осмысление жизненного пути

 

Увидела свет книга Теймура Атаева, посвященная  последним сочинениям Дмитрия Шостаковича

 

В Русском доме состоялась презентация книги Теймура Атаева «Последние сочинения Дмитрия Шостаковича: осмысление жизненного пути». 

На встрече присутствовали и любители музыки великого советского композитора Дмитрия Шостаковича, и почитатели пера публициста Теймура Атаева, азербайджанского историка, политолога, публициста, занимающегося исследованиями проблем в  геополитике, религии, литературе и искусстве. 

В своем выступлении Т.Атаев рассказал о том, как зародилась идея книги, как он старался раскрыть внутренний мир Дмостаковича, выявить духовные составляющие его таланта, что помогало ему выжить в самый тяжелый и драматический период советской сталинской эпохи и что двигало им при написании бессмертных произведений. 

Т.Атаев отметил, что при написании книги он использовал документальные источники, в которых переданы мысли самого композитора и свидетельства близко знавших его людей, раскрыл значение некоторых музыкальных символов и знаков, которые Дмостакович применял при написании нот. Глубоко символично, что книга издана в Санкт-Петербурге, на родине композитора. Т.Атаев подчеркнул ту благоговейную связь, с которой композитор относился к азербайджанским музыкантам. Мэтр высоко ценил вклад азербайджанских композиторов в музыкальное искусство мира и говорил «Мне кажется, что многие из наиболее характерных для советской музыкальной культуры черт… словно бы сконцентрировались в творческой жизни композиторов Азербайджана… В многонациональной семье советских музыкантов они стоят в первом ряду. И что особенно характерно: музыкальное творчество здесь - в состоянии непрерывного развития, причем развития очень быстрого…»

Презентация завершилась концертной программой, подготовленной педагогами, выпускниками и студентами Бакинской музыкальной академии им.Узаджибейли. Прозвучали произведения К.Караева («Песня Мулата», «Я Вас любил»), Дмостаковича («Три фантастических танца», «Родина слышит») и др. 

По завершении концерта Теймур Атаев любезно ответил на вопросы нашего корреспондента: 

- Вы и до этого писали о музыке, о музыкантах…

- Да, я писал об Узеире Гаджибейли, Франгиз Ализаде, Феликсе Мендельсоне, очень много писал о джазовых гениях, об Исфаре Сарабском и др. Мир искусства для меня - отдельный глубокий пласт. 

- Чем привлек вас Шостакович? 

- Дмитрий Шостакович - это гигант. Когда я работал над рецензией о «Братьях Карамазовых» Ф.Достоевского, мое внимание привлекла информация, где говорилось, что в одном из своих последних произведений композитор использовал фрагменты из «Бесов» Федора Михайловича. Сам этот факт мне показался интересным: чем именно привлек Шостаковича Достоевский? И тут я обратил внимание на то, что в основном все его последние произведения - это вокальный цикл. Причем здесь и Марина Цветаева, и сонеты Микеланджело, и произведения Шостаковича периода его юношества. Текст был довольно интересным, будто Шостакович делился со слушателями мыслями о себе. О своей жизни, темных и светлых сторонах души. Внутренней борьбе. И меня не покидает до сих пор мысль, что Шостакович будто создавал свой автопортрет, словно предчувствовал свою смерть. Он попытался как-то объяснить себя (или, скорее, раскрыть). Вот так и сформировался интерес к этой личности. 

Слушая музыку Дмостаковича ты как бы слышишь его самого, его голос, интонацию, недовольство…  собой ли, системой ли. Но в каждом его произведении звучит любовь к людям. При этом Шостакович не скрывал, что вынужден был идти на определенный компромисс с властью.

- Иными словами, в тех условиях он не мог по-другому выжить, для него это было способом выживания…

- Это его трагедия, его переживания, его мучения… 

- Шостакович идентифицировал себя с Чеховым…

- Да. Такая параллель видна. Своим психологическим и интеллектуальным прототипом Дмостакович считал героя рассказа Чехова «Палата №6» Андрея Рагина. А ведь Чехов характеризует главврача городской психиатрической больницы Рагина как человека, который «чрезвычайно любит ум и честность, но, чтобы устроить около себя жизнь умную и честную, у него не хватает характера и веры в свое право». Рагин, называющий книги нотами, а беседу с умным человеком пением, будучи убежденный в то, что «покой и довольство человека не вне его, а в нем самом», не верит в бессмертие души. В этом ракурсе интересно «соединение» Дмостаковичем и А.Чехова с выдающимся русским композитором П.И.Чайковским, к которому он относился с неимоверным пиететом. В отличие от некоторых, кто считает музыку Чайковского не оптимистической, Дмостакович думал иначе. 

Слушая Шостаковича, я ощущаю оптимизм в его музыке. Он в озвученном ключе подходил к своим сочинениям, отражая реальную действительность и делясь со слушателями наболевшим.

- Вы упомянули в своем выступлении о романтической тайне монограммы…

- Дело в том, что в нотах третьей части Десятой симфонии в виде монограммы зашифровано имя не только Дмостаковича, но и имя его студентки, нашей соотечественницы Эльмиры Назировой. Этот след обнаружен благодаря тому, что она сохранила 34 полученных от композитора письма, которые ныне находятся в основанном в 1993 году вдовой композитора издательстве DSCH. В письмах Шостакович сообщает, что постоянно думает о ней и превратил ее имя в ноты, составляющие валторновую тему: E-L(a)-M(i)-R(e)-A («Э-ля-ми-ре-а»), то есть «Эльмира» («E-A-E-D-A»). «Тема, составленная из букв моего имени, - говорила Э.Назирова, - звучит как зов, в ней слышится ожидание». 

- Я знаю, что вы учились на историка. Что вас привело в публицистику?

- Это получилось неожиданно. Я участвовал в интернет-форумах, когда еще не было соцсетей. На этих платформах затрагивались темы и армяно-азербайджанских взаимоотношений, и религиозная канва. Мне хотелось донести до мировой общественности правду об оккупации наших земель, и я вдруг понял, что в общем-то пишу современную историю страны. И решил написать статью. После первого же материала получил огромное количество писем. Так все началось в… 45 лет. 

- Вы вынашивали тему или она сама находила вас?

- Вообще все книги у меня рождались неожиданно. Эльмир Гулиев, переводчик Корана на русский язык, предложил написать рецензию на книгу об Амире Тимуре «Звезды над Самаркандом». Но чтобы написать рецензию, я стал изучать Тимура. И вот пока я изучал Тимура, родилась книга «Феномен Амира Тимура. Взгляд из дня сегодняшнего», которая была издана в Ташкенте.

Как-то мне подарили книгу «Слова назидания» Абая. Я прочел буквально несколько строк и почувствовал философский подход автора к теме жизни. Меня заинтересовала личность Абая, и родилась книга «Величие Абая, или попытка создания портрета мыслителя в XXI веке», напечатанная в Казахстане. Почти аналогично произошло и с рождением книги о Габдулле Тукае.

- Приближается знаменательная дата - День солидарности азербайджанцев всего мира. 

- Год 2020-й реально продемонстрировал солидарность азербайджанского народа, реальность фактора азербайджанства. Когда все представители азербайджанского народа, вне зависимости от национальной и религиозной принадлежности, места жительства, объединились вокруг «железного кулака». Именно данный фон делает нас уникальными. Наше единство прочно зацементировано, оно - навеки веков!

 

Басти ПАША

 

Бакинский рабочий.-2022.- 17 декабря.- С.8.