Баку - в центре глобальных мировых процессов

 

Игорь Коротченко: Военная победа 2020 года открыла дорогу к новому месту Азербайджана в системе международных отношений

 

После второй Карабахской войны, длившейся 44 дня и завершившейся триумфальной победой Азербайджана над армянским агрессором, прошло без малого два года. За это время об этой победе много сказано и написано. Но как сейчас, спустя 20 месяцев, выглядит эта победа со стороны, с точки зрения российского экспертного сообщества?

Своим взглядом на тему в эксклюзивном интервью газете «Бакинский рабочий» поделился российский политический аналитик и эксперт, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко.

- Что нового привнесла Отечественная война Азербайджана в мировое военное искусство?

- Прежде всего хочу отметить, что главным итогом капитуляции Пашиняна и победы Баку стало восстановление территориальной целостности Азербайджана. И эта задача была решена военным путем. 

Скажем прямо, очень многие в мире не ожидали, что Баку сможет одержать победу в ходе второй Карабахской войны, поскольку на протяжении почти 30 лет Армения накачивала военные мускулы, активно вооружалась, создавала и укрепляла пресловутую «линию Оганяна» - глубоко эшелонированную систему обороны и труднопреодолимых инженерных сооружений с минными полями.

Безусловно, главный архитектор Победы - Президент Азербайджана Ильхам Алиев. Все годы своего нахождения у власти он ежедневно занимался укреплением и совершенствованием Вооруженных сил Азербайджана, понимая, что так или иначе, рано или поздно, Армения развяжет новую войну и надо быть готовым к этому. 

В предшествующий период Азербайджан добился больших успехов в экономическом развитии. Дело в том, что любая военная победа - это, прежде всего, превосходство в экономике, политической системе, институтах власти и моральном духе народа и армии. По всем этим показателям Азербайджан превзошел Армению. Поэтому победа Баку была исторически предопределена и неизбежна. 

Что касается стратегии боевых действий, новых тактических приемов, то все ключевые операции, по вполне понятным соображениям, до сих пор засекречены. Тем не менее, исходя из доступных материалов, можно отметить несколько важных аспектов. 

Первый - это эффективное использование Сил специального назначения. В Азербайджане данный вопрос всегда находился на личном контроле главы государства. Во время интервью по случаю первой годовщины Победы Президент  Ильхам Алиев в беседе со мной подчеркнул, что лично занимался совершенствованием спецназа различных силовых ведомств и спецслужб, хорошо понимая роль подразделений специального назначения в современной войне. Эта задача была успешно решена. Сюда относятся и знаменитый бросок азербайджанского спецназа на Шушу и ее освобождение, что стало венцом победы и, пожалуй, наиболее выдающимся событием. В конечном счете это заставило Армению капитулировать и подписать трехстороннее Заявление. 

Второй аспект - система боевого управления. Министерство обороны Азербайджана четко контролировало, кто, где и на каких рубежах находится, вплоть до отдельных батальонных тактических групп, что позволяло управлять боевыми действиями в режиме реального времени и отслеживать все передвижения и действия подчиненных частей. Это важно, так как любая война идет по утвержденному плану, и тот факт, что высшие органы военного управления имели возможность отслеживать действия даже отдельных подразделений и управлять ими в реальном времени, свидетельствует об очень серьезном уровне оперативной и штабной подготовки Азербайджанской армии. 

Третий аспект - использование беспилотников. Пожалуй, это первая война в современной истории, когда одномоментно в воздухе находилось такое большое количество беспилотных летательных аппаратов. Они занимались разведкой, передачей данных и целеуказанием, а также поражением объектов и войск противника. Это были как беспилотники, так и барражирующие боеприпасы. Азербайджан показал пример успешных боевых действий XXI века. Надо сказать, такого опыта ведения высокотехнологичной войны нет ни у одной другой армии мира. В целом, следует отметить, что все виды и рода войск Вооруженных сил Азербайджана, силовые ведомства и спецслужбы оказались на высоте при выполнении поставленных боевых задач. 

Кстати, Азербайджан отлично себя показал и в ходе информационных операций в киберпространстве, деморализовав противника, вселив неуверенность в политическое и военное руководство Армении. Пример Азербайджана здесь весьма показателен. Абсолютно убежден, что еще очень долгое время опыт второй Карабахской войны будет изучаться ведущими армиями мира как пример и образец.

Еще раз хочу подчеркнуть роль в Победе Ильхама Алиева, его полководческий талант. Для очень многих уже давно было очевидно, что Президент Азербайджана - во всех отношениях выдающийся человек и политик. Но то, как он проявил себя в качестве Верховного Главнокомандующего во время второй Карабахской войны, заслуживает отдельных и самых высоких оценок. Обращаю на это внимание не для того, чтобы сказать что-то приятное, а с четким пониманием ключевой роли и огромного личного вклада Президента Азербайджана в разгром Армении.

- Что можете сказать о влиянии итогов этой войны на региональную политику? Как победа Азербайджана сказывается на ситуации в регионе Южного Кавказа и вокруг него спустя 20 месяцев?

- Азербайджан выдвинулся на лидирующие позиции в системе современных международных отношений, став одним из ведущих акторов, определяющих сегодня ход важнейших мировых процессов. Ведь во время войны на Баку пытались оказать давление, были звонки западных лидеров с целью заставить прекратить боевые действия и снова сесть за стол переговоров, пытаясь таким образом вырвать победу из рук Азербайджана. Тщетно! Ильхам Алиев продемонстрировал свои лидерские качества, твердо и решительно отметая различного рода угрозы, посулы, политический нажим. Все это не сработало. Поэтому военная победа серьезно укрепила международный авторитет Азербайджана, с которым сегодня считаются даже сильные мира сего.

Важно понимать, что Азербайджан абсолютно самодостаточен с финансовой и экономической точек зрения. Сегодня Баку объективно выдвигается на первые позиции в международной политике и дипломатии. Этот процесс идет, он не завершен. Увеличение политического веса и влияния Азербайджана означает, что Баку будет определять повестку дня современной системы международных отношений, особенно на Южном Кавказе. Мы видим, как идет слом всего того мироустройства, существовавшего до 24 февраля 2022 года. Азербайджан своей умелой дипломатией, сбалансированной политикой, четким выстраиванием паритетных отношений между различными мировыми центрами силы показывает образец в области реализации собственных национальных интересов.

В то же время роль и значение Армении снизились - сегодня она выступает в качестве «чемодана без ручки» абсолютно для всех: нести тяжело, но выбрасывать жалко. 

Но главное все же заключается в том, что военная победа открыла дорогу не только к международному признанию, но и к новой роли Азербайджана в системе международных отношений и обеспечения глобальной безопасности. 

Важно отметить транспортно-логистические возможности Азербайджана, создание кластеров «умной» экономики, которые будут внедрены и уже внедряются на освобожденных территориях. Уверен, Карабах станет туристическим раем, центром международного туризма, там будут города и поселения будущего. У Азербайджана появится возможность показать шедевры мировой архитектуры и современного градостроительства не только в Баку, но и на освобожденных территориях Карабаха. 

Сегодня Азербайджан активно диверсифицирует экономику, и этот процесс будет продолжаться. Конвертация финансовых доходов от экспорта углеводородов в создание новых перспективных отраслей национальной экономики с высокой прибавочной стоимостью, прежде всего цифровой, «умной», будет определять будущее Азербайджана и региона в целом как зоны устойчивого развития. Конечно, сюда следует отнести создание свободных экономических зон, крупных зерновых агрохолдингов, инновационных предприятий химической и нефтехимической промышленности, транспортного машиностроения, системы мультимодальных транспортных коридоров.

Полагаю, что в рамках «каспийской пятерки» в самом ближайшем будущем будет создан новый формат влиятельной международной организации - при ведущей роли Баку.

- С первых дней после окончания войны приходится сталкиваться с реваншистскими настроениями части армянской элиты и общественности. Данные настроения сохраняются до сих пор. Имеют ли они под собой почву? Решится ли Армения на военный реванш?

- Реванш исключен. Во-первых, он нереален в чисто военном аспекте, так как Азербайджанская армия за прошедшее после победы время не стояла на месте, а активным образом совершенствовала свою боевую подготовку и организационно-штатную структуру. Были приобретены современные виды вооружения, созданы новые части «коммандо», усовершенствована система тылового обеспечения. Все лучшие современные военные практики, которые существуют в мире, Азербайджан активно внедряет в свои боевые возможности. Кроме этого Азербайджан серьезно увеличил военный бюджет. Поэтому любая попытка Армении изменить ситуацию военным путем обернется разгромом с фатальными для ее политического будущего и государственности последствиями. 

Во-вторых, при любой попытке Армении напасть на Азербайджан она останется в одиночестве. В частности, как Россия, так и ОДКБ однозначно не поддержат никаких агрессивных действий Иревана против Баку. А оставшись один на один с военной машиной Азербайджана, Армения будет просто раздавлена как орех. Полагаю, что армянский генералитет, да и сам Пашинян отдают себе отчет в том, что реванш невозможен.

В-третьих, с политической точки зрения тот факт, что Пашинян уцелел после 10 ноября 2020 года и сохранил власть в своих руках, а затем и победил на досрочных парламентских выборах, говорит о том, что большинство армянского населения смирилось с тем, что пришла пора отказаться от бредовых идей «миацума» и территориальных претензий к соседним странам. Соответственно, силы, выступающие за реваншизм, не имеют шансов прий­ти к власти в Армении легитимным путем, они просто не выиграют выборы. Даже неоднократные попытки силовым образом устранить Пашиняна от власти до сих пор не увенчались успехом. В Армении отсутствует критическая масса недовольных, необходимая для смены режима. 

Да и сам армянский премьер, исходя из реал-политик, ясно отдает себе отчет в том, что бессмысленно пугать либо выстраивать какие-то планы войны против Азербайджана. Армения сейчас как наркоман, у которого происходит ломка. Но если здоровый подход возобладает, то Иревану придется подписать мирный договор на основе тех пяти принципов, которые выдвинул Президент Ильхам Алиев. Они абсолютно отвечают нормам и критериям международного права. Армении надо признать территориальную целостность Азербайджана, отказаться от поддержки сепаратистского обрубка, который пока еще существует на территории Карабахского экономического региона Азербайджана, и нормализовать отношения с Баку и Анкарой, чтобы покончить с международной экономической изоляцией и начать встраиваться в региональные процессы. 

- Почему Армения затягивает переговоры о делимитации и демаркации границ, до сих пор цепляется за «статус» канувшего в Лету «Нагорного Карабаха», а также продолжает рассчитывать на помощь со стороны МГ ОБСЕ?

- Ни о каком «статусе» не может быть и речи, равно как и о продолжении деятельности МГ ОБСЕ. Это всего лишь армянские хотелки, которые в политическом плане - абсолютные «пустышки». 

Что касается Пашиняна, то он делает шаг вперед и два шага назад, то есть, колеблется, такова его тактика. Официальный Иреван пытается усидеть сразу на трех стульях, пытаясь одновременно заигрывать с США, Евросоюзом и Россией. Но время уговоров закончилось, и Москва должна политически принудить Армению к выполнению обязательств по трехстороннему Заявлению от 10 ноября 2020 года и последующим договоренностям. При этом России нужно обеспечить устойчивый политический тыл Пашиняну, чтобы тот мог начать процесс полномасштабной нормализации отношений с Азербайджаном без оглядки на угрозы со стороны оппозиции. 

Россия сегодня находится в ситуации, когда ей требуется надежный тыл на Юге, и любые попытки Армении развязать новый конфликт либо обострить ситуацию встречают сильное раздражение на всех этажах российской властной вертикали. 

Безусловно, в России действует влиятельное армянское лобби. Но для Москвы критически важно, чтобы Пашинян в полном объеме выполнял все свои обязательства и трехсторонние договоренности. России сегодня нужны спокойный Южный Кавказ и Каспийский регион, разблокирование транспортных коммуникаций. С этой точки зрения для Москвы весьма важен проект Зангезурского коридора, равно как и для Азербайджана и других стран региона. Причем этот коридор должен быть не просто транспортным, но еще и энергетическим, по которому в Нахчыванскую автономию должны поступать не только грузы, но и газ, электричество. Соответственно, статус коридора должен быть экстерриториальным, т.е. там не должно быть никаких армянских таможенных постов, пограничников и т.д. С экономической точки зрения в этом сегодня заинтересованы все, в том числе и Армения. Понятно, что в армянском обществе еще остаются определенные фобии, остаточная воинственность. Но время не ждет, и Россия должна кардинальным образом решать данный вопрос. Как и вопрос вывода незаконных вооруженных формирований армянских сепаратистов из Карабаха. Очевидно, что наличие там вооруженных армян приводит к постоянным провокациям, обстрелам азербайджанских позиций, что наблюдается и по сей день. Поэтому их разоружение и вывод с территории Азербайджана также послужат миру и прогнозируемому развитию событий. 

- Недавно прошла информация о закрытии в России представительства сепаратистского образования «НКР». Что означает сей факт? 

- Сразу хочу сказать, никакого представительства карабахских сепаратистов в России, и в Москве в частности, никогда не было, нет и не будет. Это не более, чем фейк. Да, были какие-то политические фрики, которые хотели представлять так называемую «НКР», действуя в посольстве Армении. Но хочу подчеркнуть тот факт, что Россия признает территориальную целостность Азербайджана, что четко прописано в Декларации о союзническом взаимодействии. Москва будет предпринимать все необходимые усилия, чтобы пресекать любые действия, направленные на подрыв принципа территориальной целостности Азербайджана. Полагаю, что лица, присвоившие себе статус каких-то самозваных структур в сепаратистском анклаве, должны быть внесены в стоп-лист и лишены возможности въезда на территорию РФ. 

Восстановление территориальной целостности Азербайджана целиком и полностью отвечает национальным интересам России с точки зрения выстраивания политики добрососедства, спокойствия, развития Каспийского региона, скорейшего разблокирования всех транспортных коммуникаций, начала функционирования в полноформатном режиме мультимодального транспортного коридора Север-Юг. 

 

Азербайджан для России - один из важнейших стратегических партнеров, надежный союзник. Да, есть отдельные моменты в наших отношениях в плане информационной безопасности, но мы их успешно решаем. Недавно в Баку главы МИД Азербайджана и России подписали соответствующее соглашение. Полагаю, что российские компетентные органы будут выявлять и пресекать любые попытки политических и информационных провокаций, направленных против Азербайджана и его территориальной целостности. 

Мы рассчитываем на совместную долгосрочную программу сотрудничества абсолютно по всем векторам российско-азербайджанского взаимодействия.  

 

Роман ТЕМНИКОВ

 

Бакинский рабочий.-2022.- 9 июля.- С. 5.