Судьбоносное решение

 

Джавид Имамвердиев: Я неразрывно связан с музыкой, но опера не мой жанр

 

Самоотверженностью, вытекающей из желания сделать верный выбор в пользу искусства, одарена не каждая творческая душа, ведь часто случается так, что искусство приобретает форму определенного отрешения от земного благосостояния в незабвенном поиске вечного.

     На сцене Азербайджанского государственного академического музыкального театра зазвучала музыка. Народный артист Мурад Дадашев вынес огромный торт в виде гитары, и верная многолетней дружбе легендарная команда «Парни из Баку» представила вниманию зрителей клип, посвященный 50-летнему юбилею главного режиссера театра Джавида Имамвердиева (28 июня 1972 г). 

Джавид Имамвердиев - главный режиссер театра, обладатель медали «Терегги», лауреат национальных и международных премий своим необычным видением делает мир азербайджанского искусства интереснее, обращая к нему пристальное внимание профессионалов и любителей театрального искусства. 

Помимо прочего, он является президентом Бакинского клуба авторской песни, бардом и поэтом, режиссером-постановщиком юбилейных вечеров известных деятелей культуры и искусства… 

После юбилейного концерта друзья и почитатели не давали Джавид муаллиму прохода, но нам все-таки удалось с ним побеседовать.

- Джавид муалим, примите наши поздравления и позвольте задать вам несколько вопросов. Первый -  рожден современностью: как мир интернет-технологий, социальных сетей отражается на вашем творчестве?

- Интернет включает в себя целое разнообразие платформ, которые так или иначе соприкасаются с нашей жизнью. Я живу абсолютно параллельно со многими интернет-площадками, однако есть и те, которые влияют достаточно благотворно. О концертах авторской песни и других мероприятиях мы сообщаем общественности посредством того же интернета. О многих событиях в мире я узнаю из социальных сетей, посредством страниц моих друзей, которые являются своего рода фильтром того, что может быть мне интересно. 

- В те годы, когда вы начинали свою деятельность, молодежь была одержима КВН. Сегодня многие учебные заведения, продолжая традиции прошлых лет, создают команды и участвуют на различных сценах...

- Безусловно, я наблюдаю и стараюсь по возможности поддерживать это направление, иногда нахожусь в жюри. Мой сын играет в КВН за команду моей родной 160-й школы. Я считаю, что КВН - это огромная ШКОЛА для становления творческой личности.

Мы постоянно на связи с кавээнщиками моего поколения не только нашей команды  «Парни из Баку», но и других команд. Возвращаясь к вопросу социальных сетей, мы общаемся на разных интернет-площадках, так как жизнь нас разбросала по всему миру. Оказываясь за рубежом, мы обязательно находим друг друга, и дружба наша не ослабла за прошедшие годы. КВН, как мне кажется, будет жить всегда, равно как и авторская песня.

Много лет назад у меня родились такие строчки:

Во все времена будут петь           

     под гитару мальчишки,

И к неведомым землям 

      стремиться во все времена.

Это абсолютно естественный ход жизни. Мальчишки будут петь песни под гитару девочкам, друзья будут собираться и играть в КВН. КВН для меня - школа дружбы, любви, общения и профессионального становления. Многие кавээнщики состоялись в мире искусства, в самых разных его ипостасях. 

- А что бы вы могли сказать о современном поколении кавээнщиков, есть ли у них шансы состояться в сфере искусства?

- Я никогда не задумывался на эту тему, но хотелось бы, чтобы им сопутствовала удача во всех начинаниях. У нас были совершенно иные взлетные условия, причем не только с точки зрения возможностей, но и времени. Мы жили в тот период, когда нам не было особой надобности думать о том, как заработать деньги. Мы могли не думать о хлебе насущном, а всецело заниматься своим становлением в профессии, жить только ради нее. Как однажды мне сказал мой сын: «Пап, я понимаю, что у тебя самая интересная профессия, но я не хочу перебиваться случайными заработками». В принципе он прав, и я понимаю, что он, обладая всеми данными для того, чтобы состояться в искусстве, наверное, пойдет по совершенно иному пути. Потому что экономическая составляющая нынешнего века отличается от той, что была раньше. Сегодня требования к уровню жизни значительно изменились, и молодые люди не задерживаются надолго в сфере искусства. Для меня же и моих друзей счастье - это посвящать себя любимому делу, писать стихи и песни, работать над очередными постановками, снимать кино.

- В чем, по вашему мнению, счастье для творческого человека?

- Ну, я уже частично ответил на этот вопрос, но добавлю. Мое абсолютное счастье в том, что я превратил все свои юношеские хобби в свою профессию, в том, что я занимаюсь любимым делом. Увлечение КВНом привело к режиссерской деятельности в театре и кино, да и увлечение авторской песней стало чем-то большим, чем просто увлечением, так как я выступаю с концертами практически по всему миру, работаю в жюри и худсоветах различных фестивалей. 

- В эти дни исполнится год с вашего назначения на должность главного режиссера Азербайджанского государственного академического музыкального театра. Какие сложности и сюрпризы поджидали вас во время подготовки новых постановок?

- Служить в Музыкальном театре моя давняя мечта. В этом театре меня посещают воспоминания детства, когда дедушка приводил меня сюда на самые интересные спектакли того времени. Я помню наизусть «Аршин мал алана» и «Мешади Ибада». Ничего кроме состояния абсолютного счастья после того, как начал работать в театре, я не испытывал. Да, безусловно, бывают трудности, но это естественный рабочий процесс.

- Вашей первой постановкой на новой должности стал короткометражный спектакль «Сражающийся тар» на музыку Полада Бюльбюльоглу, который был представлен на фестивале короткометражных спектаклей 4.4. Расскажите о нем...

- Спектакль, посвященный первой годовщине Победы Азербайджана в Отечественной войне, был поставлен и снят для конкурса. Главные роли в постановке сыграли известная таристка Хумай Гадимова и заслуженный артист Эмин Алиев (он же поставил танцы). Мне не раз предлагали увеличить формат и объем спектакля, но я считаю, что постановка включила в себя все самые проникновенные моменты, которые должны быть отражены на сцене. 

- Приближается 90-летний юбилей замечательного поэта и барда Александра Городницкого. Как зачинатель клуба авторской песни планируете ли вы организацию традиционного юбилейного вечера?

- Я на это очень надеюсь. Вообще, это огромное счастье познакомиться и подружиться с Человеком, который своим творчеством формировал тебя как личность задолго до вашего знакомства. И мне было очень приятно, когда Александр Моисеевич доверил мне постановку целого цикла юбилейных вечеров, посвященных его 80-ти и 85-летним юбилеям. Я был режиссером-постановщиком юбилейного вечера в Кремле, затем на разных площадках Москвы, Санкт-Петербурга и Баку. По окончании каждого концерта он с особым воодушевлением приглашал всех на 90-летний юбилей. И этот день обязательно наступит. 

- Вы вошли в состав профессионального жюри Международного конкурса молодых оперных режиссеров «Нано-опера». Что вы можете сказать о своих коллегах и рассматриваете ли вы себя в качестве режиссера-постановщика оперного спектакля?

- Сразу отвечу, что мне совершенно не интересно быть оперным режиссером, так как мне ближе оперетты и, в целом, музыкальные спектакли. Я неразрывно связан с музыкой, но опера абсолютно не мой жанр.

Что касается конкурса, я оценивал лишь проведенную ребятами режиссерскую работу. Я - профильный режиссер, разве что только в цирке не ставил спектаклей. Всегда приятно работать с коллегами из разных стран. Я был поражен Московским музыкальным театром «Геликон-опера», в котором никогда не был. Было невероятно интересно познакомиться с основателем и художественным руководителем этого театра, народным артистом РФ Дмитрием Бертманом.

Я давно уже работаю в жюри различных конкурсов. Очень люблю эту работу. Интересно находить новые таланты и разбираться в особенностях того или иного выступления. Это еще и невероятная ответственность. Ведь в процессе работы важно не обрезать кому-то из участников крылья. 

Помню, много лет назад (в 1988 г.) я пришел на свой первый конкурс авторской песни. По большому счету то, что я пел, даже на сцену выпускать было нельзя, жюри так и поступило. Но председатель жюри, замечательный бакинский бард Яков Коган, впоследствии ставший моим учителем и близким другом, увидев пред собой мальчишку, который пришел на конкурс с очень плохим материалом и невыдающимися способностями игры на гитаре, долго уговаривал меня не обижаться. Позже, когда я спрашивал его о том, почему же он это сделал, он ответил, что увидел во мне будущего интересного автора. Возможно, он увидел мою огромную тягу к этому направлению и поддержал меня, познакомив с огромным количеством авторов, помог внедриться в самые глубины этого жанра. 

- Недавно вы представили спектакль «Бахтияр» по мотивам знаменитого фильма Лятифа Сафарова. Постановка насыщена великолепными композициями видного азербайджанского композитора Тофика Гулиева. Объясните причину выбора именно этого фильма для создания сценического варианта. Не было ли опасений, что сюжет фильма проиграет в сценическом воплощении?

- Безусловно, это был огромный риск. С одной стороны, я пошел по пути наименьшего сопротивления, т.е. решил поставить очень популярное произведение, учитывая при этом все риски. Зритель, который пришел смотреть спектакль, вне зависимости от того, профессионал он или же любитель, без всякого сомнения, видел этот легендарный фильм. Я бы мог столкнуться с вопросом: «А зачем ты это сделал?». Для меня и моих коллег была поставлена задача, которая заключалась в желании полностью уйти от фильма. Я сразу понял, что это очень важно. Пьеса была поставлена по мотивам фильма с использованием не только музыки из кинокартины, но и других композиций Т.Гулиева.

Если в фильме поет только Бахтияр, то в нашей постановке этой способностью одарены и другие герои. Известно множество случаев, когда произведение, нашедшее сценическое воплощение, плавно переходит в кино, а обратный алгоритм встречается достаточно редко. Это был первый случай перехода фильма на сцену нашего театра. Риск был большой, но, думаю, мы с ним справились. Теперь Бахтияр живет на нашей сцене.

- Есть ли литературное произведение, по которому вы хотели бы поставить спектакль в этом, совершенно новом формате? 

- Планов безграничное множество. Я уже начал работать над новой постановкой на музыку Полада Бюльбюльоглу «Песне моей поверь». Я нашел эту пьесу в библиотеке нашего театра. Она была написана в 80-х годах, но еще не была поставлена здесь. Немного поработав над пьесой, я перенес ее героев в наши дни, и теперь действие спектакля будет происходить в наше время. Мы получили согласие Полада Бюльбюльоглу и, надеюсь, в следующем сезоне порадуем зрителей этим спектаклем.

- Спасибо за интересную беседу, желаем вам новых творческих успехов!

 

 Фарида АББАСОВА

 

 Бакинский рабочий.-2022.- 21 июля.- С.6.