Страницы эпохи репрессий

 

Хадиджа Гаибова, одна из первых женщин-пианисток Азербайджана

 

В Международном центре мугама (МЦМ) состоялось очередное мероприятие в рамках проекта «Круглый стол», посвященное первой женщине - профессиональной пианистке Азербайджана Хадидже Гаибовой.

В работе «круглого стола» принимали участие автор проекта, директор МЦМ, народный артист профессор Мурад Гусейнов, координатор проекта, доктор философии по филологии, исследователь-публицист Гюльгусейн Казымов, профессор Национальной консерватории Аббасгулу Наджафзаде, доктор философии по искусствоведению Минаханым Бабаева, исследователь Туран Ибрагимов, писатель Кянан Гаджи и автор магистерской работы о жизнедеятельности  Х.Гаибовой, преподаватель Средней специальной музыкальной школы имюльбюля внучка Хана Шушинского Марьям Гусейнова.

Координатор проекта, ведущий Гюльгусейн Казымов, приветствуя участников «круглого стола», отметил, что очередное мероприятие МЦМ посвящено интересной и малоизученной теме жизни и творческой деятельности первой азербайджанской профессиональной пианистки  Хадиджи Гаибовой, а также освещению неизвестных страниц истории музыкальной культуры азербайджанского народа. Он рассказал о жизни и творческой деятельности Х.Гаибовой.

Хадиджа Гаибова родилась  24 мая 1893 года в Тбилиси в семье Осман бека Муфтизаде, представителя местного духовенства, и Зулейхи ханым, женщины из известного рода Терегуловых (изначально Танрыгуловых). Хадиджа ханым начала свое образование в женской гимназии Свины в Тбилиси, где получила среднее образование, и параллельно брала уроки фортепиано. В 1911 году, после окончания гимназии, 18-летняя Хадиджа вышла замуж за инженера Надира Гаибова, сына муфтия Кавказа Гусейна эфенди Гаибова, который является инициатором открытия Азербайджанского отделения известной на всем Кавказе Горийской учительской семинарии. В последующие годы Х.Гаибова преподавала в местной русско-мусульманской школе для женщин.

В 1919 году семья Гаибовых переехала в Баку, где Хадиджа ханым приложила немало усилий для создания Азербайджанской государственной консерватории в 1920 году. После советизации она возглавила отдел восточной музыки в Наркомате просвещения Азербайджанской ССР. В эти годы вела уроки музыки и актерского мастерства при женских просветительских курсах. В 1927-1931 годах училась на композиторском факультете Азербайджанской государственной консерватории. Хадиджа Гаибова получает известность как первая исполнительница мугамов на фортепиано. Однако ее активная общественная деятельность не осталась без внимания советских правоохранительных органов. В 1933 году Х.Гаибова была арестована и помещена в тюрьму по обвинению в контрреволюционной деятельности и распространении идей тюркизма, но через три месяца была освобождена. В 1934 году Х.Гаибова вошла в исследовательский состав Азербайджанской государственной консерватории по изучению музыкального наследия Азербайджана. Здесь она занимается сбором народных дастанов, песен и мугамов. В своем доме регулярно проводит музыкальные вечера, гостями которых часто бывали государственные деятели, гастролирующие в Баку исполнители, иностранные гости, в частности ученые, поэты из Турции. 19 октября 1938 года, обвиненная в связях с турецким консульством и шпионаже, она была приговорена к высшей мере наказания - расстрелу с конфискацией имущества.

Профессор Аббасгулу Наджафзаде, научный руководитель магистерской работы  М.Гусейновой, говоря о преимуществах диссертации, отметил, что научное исследование жизни и деятельности первой азербайджанской профессиональной пианистки раскрывает важную часть истории музыкальной культуры в ХХ веке, в период  репрессий в нашей стране.

 «Выпускница Бакинской музыкальной академии  им.Узаджибейли Марьям Гусейнова в своей магистерской диссертационной работе провела фундаментальные исследования жизни и творческой деятельности Хадиджи Гаибовой, систематизировала и изучила имеющиеся архивные документы, которые по большей части были искаженными и в таком же искаженном виде дублировались другими авторами. А самой большой заслугой Хадиджи ханым было то, - отметил профессор, - что она дала музыкальное образование многим азербайджанским девушкам, и одной из них была Рухсара Мирзабекова (1909-1977), которая стала солисткой ансамбля народных инструментов под руководством А.Бакиханова и за свою творческую деятельность была награждена государственными орденами и медалями. Хадиджа ханым возлагала на нее большие надежды и часто говорила, что ее ученица Рухсара в будущем станет еще более искусной пианисткой. Так и случилось - впоследствии Р.Мирзабекова стала одной из лучших исполнительниц на фортепиано азербайджанских мугамов и народных песен».

Профессор А.Наджафзаде подчеркнул, что научную работу, посвященную столь малоизученной и, тем не менее, очень интересной теме, можно только приветствовать.

Автор научного исследования Марьям Гусейнова, рассказывая о процессе сбора материалов, отметила, что некоторые азербайджанские ученые, как, например, академики Зия Буниятов и Рафаэль Гусейнов, профессор Фарах Алиева, проводили исследования и писали о Хадидже Гаибовой. В частности, академик Р.Гусейнов пишет, что на основании справки от  16 марта 1938 года, составленной заместителем завотделом КГБ Народного комиссариата МВД Азербайджана, лейтенантом Тевосьяном, «Х.Гаибова арестована на основании обвинения в тюркизме и контрреволюционной деятельности».  А академик Зия Буниятов в своей книге «Красный террор» написал, что «за первые два года русско-советских репрессий были арестованы и расстреляны около 70 тыс. представителей интеллигенции, среди которых были ученые и поэты, писатели и педагоги, инженеры, деятели искусства, просвещения и культуры, руководящие и партийные работники».

 «Хадиджа ханым вошла в историю не только как первая пианистка, исполнившая на фортепиано азербайджанские мугамы, но и как невинная жертва сталинских репрессий», - резюмировала М.Гусейнова.

Художественно-музыкальная часть мероприятия включала мугамы и народные песни в исполнении солистов МЦМ, ханенде Раваны Гурбановой и Эльгиза Алиева в сопровождении Ровшана Гурбанова (тар), Тебруза Усубова (кяманча), Рафаэля Аскерова (балабан) и Амиля Мустафаева (нагара).

В завершение мероприятия правнуки Хадиджи Гаибовой - Нурида Султанова и Рустам Султанов выразили благодарность МЦМ за организацию проекта.

После завершения мероприятия мы побеседовали с Марьям Гусейновой:

- Как получилось, что вы взялись за столь неизученную тему репрессированной пианистки, чем она вас привлекла?

- О Хадидже ханым Гаибовой я знала из многих источников. Меня поразила ее нелегкая и трагическая судьба, и я посчитала необходимым пролить свет на неизвестные страницы жизни и профессиональной деятельности этой талантливой и мужественной женщины. Каждая всплывающая информация заставляла меня все больше погружаться в изучение биографии этого человека. Неизвестные страницы истории национальной культуры, особенно в период страшных репрессий 30-х годов прошлого века, все еще нуждаются в исследовании.

- Дал ли вам поиск дополнительных источников неизвестную доселе информацию о Хадидже Гаибовой?

- В Доме-музее Бюльбюля мы обнаружили запись на фоновалике ренга мугама «Раст» в фортепианном исполнении Хадиджи ханым, датированную 5 мая 1935 года. В своих письмах из тюрьмы она писала, что в случае ее отправки в ссылку она и там организует музыкальный кружок и будет устраивать концерты. Хадиджа ханым до последней минуты не теряла надежды и была преисполнена самых больших планов в своей культурно-просветительской деятельности. В разных музеях, архивах и библиотеках мы по крупицам собирали информацию, снимки и документы. Мы намерены выпустить записи фортепианной игры Хадиджи ханым на цифровых носителях, поскольку использовать обнаруженный фоновалик не представляется возможным. В связи с этим планируем пригласить специалистов из Австрии и адаптировать эту запись к современным носителям, чтобы она стала доступной всем. Есть мысль отправиться в Грузию и найти дом, в котором она родилась и жила до переезда в Баку, школу, где училась. Также планируем издать книгу на азербайджанском и грузинском языках о жизни и творчестве этой талантливой женщины.

- Что имеете в виду, когда говорите, что Хадиджа ханым - основатель Восточной консерватории?

- Хадиджа ханым пыталась создать в Азербайджане национальную консерваторию, где изучались бы народная музыка и национальные инструменты, - ту самую, которая была учреждена и открыта спустя 80 лет, - Азербайджанскую национальную консерваторию. В 1920 году она была одной из основательниц Национальной консерватории, организовав краткосрочные курсы восточной музыки при Народном комиссариате просвещения Азербайджана, в то же время организовала детский хор. Да и открытие Музыкально-драматического театра связано с именем Хадиджи ханым, которая отлично владела русским и французским языками. Она выступала с концертами в знаменитой Исмаиллиййа, и ее талант произвел на всех неизгладимое впечатление.

- С какими известными личностями начала прошлого века контактировала Хадиджа ханым и есть ли письменные свидетельства ее широкой культурно-просветительской деятельности?

- В музыкальных собраниях этой светской женщины принимали активное участие Узаджибейли, Р.Глиэр, Г.Сарабский, Бюльбюль, И.Хикмет, М.Пресман, Леопольд Рудольф, Мехмет Фуад Кепрюлю, Владимир Горовиц и многие другие известные личности. Будучи активной в общественной жизни, Х.Гаибова участвовала в просветительских проектах Г.З.Тагиева, связанных с привлечением женщин к образованию, и после его смерти она успешно продолжила эту миссию. В одном из своих выступлений в 1927 году Хадиджа ханым пишет: «Если женщина захочет, она сможет и достигнет поставленной цели. Женщина должна стремиться к получению образования и просвещаться. Я бесконечно доверяю девушкам моей родины».

Все достижения и вклад 

Х.Гаибовой в изучение и популяризацию мугамов и дастанов не соответствовали планам советского режима, именно поэтому преследование этой активной общественницы и просветительницы было неудивительно. Ее семейное общение с генералами турецкой армии Нуру пашой и Халилом пашой не вызывало у властей особого одобрения. В 1937 году, когда ее арестовали во второй раз, Хадиджа ханым подвергалась страшным пыткам, и в 1938-м, когда зачитывался обвинительный приговор, она закрыла уши, чтобы не слышать его. Она тихонько напевала один из мугамов, а ее замерзшие пальцы при этом двигались, словно по клавишам рояля... Мугам, звучавший у нее в голове, многовековыми переливами уносил ее в мир грез и воспоминаний…

 

 Афет ИСЛАМ

 

Бакинский рабочий.-2022.- 23 июля.- С.7.