Триумфальный концерт

 

Азербайджанская музыка и азербайджанский тар царствовали в Канаде

 

Стало доброй традицией отмечать юбилеи азербайджанских деятелей культуры за рубежом в рамках международных фестивалей, что, несомненно, способствует еще большей популяризации национального искусства в разных странах мира.

 

Буквально неделю назад в канадском городе Ванкувер в рамках престижного XXI Международного фестиваля музыки Global Soundscapes состоялся цикл концертов народного артиста, профессора Рамиза Гулиева. На концертах исполнялись произведения Международным оркестром мира (Vancouver Inter-Cultural Orchestra) и канадскими музыкантами. Концерты проходили в известном историческом театре Clutch и были приурочены к 75-летию азербайджанского тариста-виртуоза. Примечательно, что все билеты на сольный концерт азербайджанского музыканта были раскуплены за неделю до концерта.

 

В беседе с газетой «Бакинский рабочий» главный дирижер и музыкально-художественный руководитель Азербайджанского академического театра оперы и балета маэстро Эюб Гулиев поделился впечатлениями об участии в фестивале и юбилейных концертах.

 

- То, что произошло в Ванкувере, я бы назвал крупным историческим событием, - прежде всего, подчеркнул маэстро. - Впервые в этом потрясающем по красоте и природе, инфраструктуре и значению канадском городе проходил торжественный вечер, посвященный азербайджанскому национальному инструменту - тару и азербайджанской музыке в целом. Вечеров было несколько, но я хотел бы остановиться на двух концертах, они имели особое значение.

 

Прежде всего, надо сказать, международный фестиваль Global Soundscapes очень престижный,  с его организаторами мы вели переговоры около 4-х лет, они приглашали нас дать концерты с 2018 года. В планах было поехать уже в 2019 году, но грянула пандемия, пришлось переносить сроки, и каждый раз менялась программа и репертуар. Как только пандемия пошла на спад, и появилась возможность поехать и увидеть этот замечательный город, мы собрались в дорогу.

 

Я никогда не был в Ванкувере, но папа несколько раз был в Канаде. Я, конечно же, наслышан о том, что в Ванкувере действует международный оркестр мира, который объединяет музыкальные направления различных культур. Это потрясающий проект. При изучении истории этого коллектива мы поняли, что это уникальный коллектив, где собраны музыканты, играющие на различных национальных инструментах разных стран и народов. Через их звучание музыканты передают миру свои традиции, культуру, мышление и отношение к музыке в целом.

 

11 июня мы выступили с оркестром, в составе которого были талантливые музыканты. Скажем, девушка из Китая, игравшая на гуженге, или музыкант из Ирана, игравший на сантуре, или китаец, игравший на духовом инструменте суоно, похожем на нашу зурну, был канадец, игравший на мандолине, были уд, аху, кяманча и т.д. В оркестре был представлен весь спектр европейских музыкальных инструментов, это был своего рода букет национальных культур, соединившихся воедино в оркестре мира, чтобы выразить свою солидарность в том, что музыка объединяет народы. А мультикультурализм, как известно, - это наш образ жизни, поэтому в столь пестром окружении мы чувствовали себя очень комфортно. Знаменательно, что этот оркестр аккомпанировал азербайджанскому музыканту, наш тар солировал, и импонировал тот факт, что все музыкальные инструменты мира аккомпанировали азербайджанскому тару.

 

- Эюб муаллим, что вы скажете о мировой премьере концерта Рамиза Гулиева?

 

- Известный канадский композитор иранского происхождения Фаршид Самандари написал концерт для тара с оркестром и посвятил его Рамизу Гулиеву на 75-летний юбилей.

 

- Подарок, что и говорить, замечательный и необычный…

 

- …и столь же ценный! Премьера состоялась там же, и была сделана запись этого концерта.

 

- Помимо всего, вы выступили дирижером этого концерта…

 

- Верно. Перед исполнением нового произведения художественный руководитель фестиваля известный канадский композитор Марк Арманини рассказал о творчестве профессора Рамиза Гулиева и поздравил его с юбилеем.

 

Кроме этого концерта, я провел еще несколько концертов с тремя солистами коллектива с участием уда, сантура и мандолины. Это была обработка концерта Вивальди для 2-х мандолин, и для меня эта трактовка была довольно необычной. А на следующий день у Р.Гулиева был сольный концерт.

 

Надо отметить, что изначально Рамиз муаллим составил программу исключительно из сочинений азербайджанских композиторов,  представив все семь азербайджанских мугамов. Репертуар был обширный и серьезный, в него были включены произведения Т.Гулиева, Г.Гусейнли, Джжахангирова, В.Адыгезалова, М.А.Герая, С.Фараджева и Г.Рзаева. Даже наши народные песни он представил как полноценные и самостоятельные музыкальные композиции-поэмы, соединяющие в себе и мугамы, и импровизации, и песни, и пьесы, и технические детали, которые не каждый музыкант может осилить. Мне, конечно, было безмерно приятно видеть, как человек в далеко немолодом возрасте с завидной легкостью справляется со всеми техническими и художественно-музыкальными задачами, которые, в принципе, он сам и ставит перед собой. Хотя мог и облегчить себе работу более простыми и доступными композициями и произведениями. Папа всегда так выстраивает свою программу, чтобы сначала представить мугам, причем, чтобы в этом участвовали все музыканты, которые ему аккомпанировали. Потом была представлена лирическая пьеса, следом - импровизации и в завершение - что-то динамичное и эффектное. Он настолько был увлечен музыкой, что программа, рассчитанная на 35 минут, продлилась полтора часа! Люди стоя аплодировали азербайджанскому музыканту, но и в процессе исполнения то и дело раздавались возгласы одобрения и рукоплескания.

 

- Что вы скажете о музыкантах, которые, помимо оркестра, сопровождали исполнение Рамиза муаллим?

 

- Особо хотелось бы подчеркнуть аккомпанемент: канадский джазовый пианист Майкл Креббер, - удивительно добрый, интеллигентный и открытый музыкант, потрясающий импровизатор. Он впервые исполнял нашу музыку, очень переживал и волновался, чтобы явнее соответствовать требованиям солиста. Я помогал ему и подсказывал на репетициях, но папа очень требовательный и усиленно работал с ним.

 

Второй музыкант, канадец иранского происхождения Бижан Рахмани - очень яркий музыкант ударных инструментов. Вообще у музыкантов был очень дружный тандем и удивительное взаимопонимание, которое не могло не отразиться на исполнении всей программы. Кстати, Ф.Самандари планирует написать новый концерт для тара, и вообще должен отметить, что эти композиторы очень интенсивно работают с восточными инструментами. У М.Арманини и Ф.Самандари есть цикл произведений для восточных инструментов.

 

Художественный руководитель фестиваля, известный канадский композитор Марк Арманини, сам Ф.Самандари, который многие годы сотрудничает с этим фестивалем, и в начале фестиваля, и в процессе, и по его завершении в своих выступлениях и в кулуарах отмечали нашу музыку и роль азербайджанского тара в музыкальной культуре. Была подчеркнута роль Рамиза Гулиева в развитии азербайджанского тара и в пропаганде сочинений, написанных для него. Разумеется, они не могли пройти мимо его юбилея, поздравили и отметили его достижения.

 

Все это было безумно приятно, мы провели незабываемые дни в Ванкувере, где нас переполняли самые добрые и восторженные чувства!

 

 Народный артист, профессор тара Рамиз Гулиев, рассказывая о пребывании в Канаде, отметил, что в этой стране он был трижды: где выступал с симфоническим международным оркестром мира в Монреале (1993 г.), затем участвовал в международном фестивале в Торонто (2014 г.), где дал несколько соло-концертов и провел интересные встречи с деятелями искусств этой страны:

 

- А несколько дней назад мы с Эюбом приняли участие в Международном фестивале Global Soundscapes, где провели несколько концертов с международным оркестром мира, в котором собраны музыкальные инструменты Запада и Востока, - рассказывает профессор Гулиев. - Два года назад канадский композитор иранского происхождения Ф.Самандари посвятил мне концерт для тара с оркестром, который я исполнил в этот раз. Помимо этого, состоялись мои концерты в сопровождении трио и квартета канадских музыкантов. Представьте, концерт для тара с симфоническим оркестром настолько полюбился публике, что по настоянию зрителей нам пришлось его еще раз полностью исполнить на бис. Следующие концерты мы провели с другим репертуаром, причем некоторые сочинения по просьбе публики нам вновь пришлось сыграть дважды.

 

- Какие ваши концерты и встречи были наиболее яркими и незабываемыми?

 

- В Канаде нас принимали в высшей степени радушно и с большой любовью. Репертуар концертов был чрезвычайно насыщенный. Музыканты, с которыми я выступал, очень талантливые, работать с ними одно удовольствие. Азербайджанская музыка в Канаде имела колоссальнейший успех, наши мугамы и народные песни очень полюбились канадской публике, поэтому часто вызывали на бис и требовали исполнить еще раз.

 

Кстати, Эюб блестяще проявил себя, оркестровав и обработав некоторые сочинения, он работал с музыкантами, оттачивая детали, и это, конечно же, не осталось незамеченным, и было оценено по достоинству. Я горжусь своим сыном и спокоен за то, что наша культура в надежных руках. Ведь страну узнают по ее национальной культуре, по музыке и деятелям, которые эту культуру представляют. В этой связи примечательно, что канадские музыканты пригласили нас с Эюбом на фестиваль в следующем году.

 

Очень трогательным и неожиданным моментом нашего пребывания было еще и то, что уже в самом аэропорту нас встречали наши соотечественники, живущие в Ванкувере и представители канадского фестиваля. Мы провели очень теплую и интересную встречу с представителями нашей диаспоры в этом городе, которые поздравляли и делились радостью победоносного освобождения наших земель. Исполняемая нами музыка в этот раз звучала особенно торжествующе и оптимистично. Азербайджанцы присутствовали на всех наших концертах, они не могли наслушаться родной музыкой и использовали любую возможность, чтобы пообщаться с нами. С таким же уважением и любовью нас провожали в аэропорту. Это были незабываемые дни и минуты общения с родными земляками, неповторимое по содержанию и искренности творческое общение с канадскими музыкантами, их любовь и высокая оценка, данная азербайджанской музыке, национальным инструментам и деятелям искусств нашей страны.

 

- Рамиз муаллим, чем запомнился концерт, посвященный вашему 75-летнему юбилею?

 

- Композиторы Ф.Самандари, учредитель фестиваля и создатель оркестра мира Моше Денбург, его супруга - вице-президент и член правления фестиваля Наоми Айрен и Марк Арманини на моем юбилейном концерте сказали много теплых слов в адрес Азербайджана, его музыки и музыкантов. Юбилейные мероприятия в связи с моим 75-летием, начавшиеся в Бакинской музыкальной академии им.Узаджибейли, Международном центре мугама и т.д., достигли своего апогея в Канаде. Вся сцена утопала в цветах, азербайджанская музыка и азербайджанский тар царствовали на сцене и услаждали слух канадской публики. Я испытывал огромную гордость и радость от того, каким уважением, вниманием и любовью пользуется азербайджанская музыка в мире. Это чувство гордости не сравнить ни с чем,  во имя этих минут стоит жить и творить!

 

Афет ИСЛАМ

 

Бакинский рабочий.-2022.- 21 июня.- С.7.