Счастливый выбор профессии

 

Рафига Багирова: Наука должна быть честной!

 

У каждого человека, живущего на Земле, - своя личная история, своя линия жизни. Но не всегда история отдельной личности обретает известность в обществе, в котором живет человек. Другое дело, когда личность неординарная. Талант непременно проявит себя, рано или поздно. И тогда придут и слава, и вознаграждение за талант.

Если в век Просвещения знаменитыми становились те, кто нес людям свет знаний, то сейчас таких единицы. Популярными гораздо чаще становятся люди шоу-бизнеса, всевозможные поп-звезды, актеры, политики... Люди науки часто остаются в тени славы.

Исследования и открытия ученых нам кажутся, мягко говоря, малоинтересными. Ну, чьи имена я могу назвать, не задумываясь? Покопавшись в памяти, признаюсь, я не пришла в восторг от собственных познаний: на полках памяти оказалось всего лишь несколько имен. Академик Королев, Мария Склодовская-Кюри, Иван Павлов, Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, Никола Тесла, Наталья Бехтерева, Елена Блаватская, Татьяна Черниговская и.., пожалуй, все! Негусто, правда?

А что насчет наших азербайджанских ученых? Тут у меня существенный пробел в знаниях, потому что кроме Лютфи Заде, жившего в Америке, Арифа 

Гаджиева и Рены Ибрагимбековой я никого вспомнить не смогла... Увы! Говорю исключительно о тех ученых, выходцах из Азербайджана, трудившихся здесь, в своем Отечестве, которые пришли на память. Предполагаю, что подобный пробел в знании наших корифеев науки существует не только у меня, и потому, соответственно, задаюсь вопросом: почему же мы ничего не знаем о наших ученых, тех, кто составляет основной пласт интеллектуального фонда страны? Почему нам это менее интересно, чем поп-культура? Уверена, ответ у каждого задавшегося этим вопросом свой.

О женщине-ученой, чье имя по результатам ее научных исследований и открытий вошло во Всемирную энциклопедию ученых «Кто есть кто в медицине» (2010 г.), всемирную энциклопедию «Кто есть кто в мире» по специальности «Общая и нормальная физиология» (2015 г.), я узнала совершенно случайно. В беседе с друзьями мы коснулись темы роли женщины в современном мире. В том числе - в Азербайджане. Кто-то рассказал о супруге известного в стране доктора филологических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Арифа Гаджиева - Рафиге ханым Багировой. И чем больше подробностей было в этом рассказе, тем выше поднимался градус моего изумления: почему мы скрываем своих интеллектуальных героев от общественности?! А ведь они заслуживают внимания не меньше, чем поп-звезды!

Встречаясь с друзьями, мы беседуем на различные темы, иногда затрагиваем и вопрос знаменитых женщин и их роли в современной жизни. В том числе и тех, кого подарил миру Азербайджан. И вот, совершенно случайно я услышала восторженный рассказ о супруге известного в стране доктора филологических наук, профессора, заслуженного деятеля Арифа Гаджиева - Рафиге Багировой.

Я с изумлением узнала, что она и ее научные работы упоминаются во всемирно известных фундаментальных изданиях.

Почему же об этом неординарном, талантливом человеке я узнала случайно, из праздной беседы с друзьями? Почему мы, восхваляя всевозможных певцов и политиков, так небрежно относимся к нашим ученым? Почему бы чаще и больше не говорить о творцах науки, ведь они прославляют Азербайджан не меньше, а может быть, гораздо больше, чем поп-звезды!

Тот факт, что наша соотечественница, бакинка Рафига Мазахир гызы Багирова по результатам своей научной деятельности была удостоена титула «Женщина года», говорит о том, что мировое сообщество ученых признало ученого из Азербайджана на мировом уровне. И признало не просто ученого, а ученого-женщину, которая живет и трудится в стране, где есть наука, есть открытия, есть возможность трудиться и развиваться. Проще говоря, она своими открытиями, признанными на мировом уровне, прославляет свою страну и народ, подтверждая тот факт, что мы - страна не только с древними культурными традициями, но и страна больших возможностей. Страна, у которой в сегодняшнем неспокойном мире благодаря известным и неизвестным ее героям есть свой неповторимый имидж. Рафига ханым - одна из многих, остающихся в тени патриотов, чей ежедневный труд приумножает славу Азербайджана. И наш долг рассказать о ней!

Она была младшей из троих дочерей Мазахира Багирова и его супруги Гюлюстан ханым. В семье детей было четверо: три девочки и один мальчик. Отец - заслуженный врач Азербайджанской Республики, терапевт-кардиолог, окончив в 1941 году бакинский медицинский институт, ушел на фронт. Мама окончила университет, историко-географический факультет, и всю жизнь была педагогом. В семье скромных интеллигентов Багировых книга была культовым предметом. Дети в этой семье росли, как говорится, не выпуская книги из рук. Родственники называли их семью «Малая академия». Особенно отличалась Рафига: она читала, как дышала - постоянно, без устали. Сидеть с книгой ей доставляло большее удовольствие, чем семейные праздники. Она предпочитала книгу, а не торжества и веселье. Книга была и лучшим другом, и лучшим развлечением. Любовь и гармоничная атмосфера в семье давали большую возможность для самообразования, вселяли веру в себя и в свои возможности.

Окончив среднюю школу, девушка в 1974 году с легкостью поступила в Азербайджанский государственный университет на биофак, выбрав специализацию «Физиология человека и животных». О том, почему ее выбор пал именно на эту специализацию, и многом другом Рафига ханым рассказала в беседе с нами:

- Мечтала изучить и понять живой мир. Это интересно и увлекательно. Поэтому я никогда не прогуливала занятий и не халтурила в процессе обучения. Если давали задание, я его выполняла честно и добросовестно, читая все от корки до корки. Папа, подшучивая надо мной, часто говорил: «Рафига занимается до потери пульса!» Потом, годы спустя, когда я защитила кандидатскую, он внимательно посмотрел в мои глаза и сказал: «Доченька, я горжусь тобой». Это была очень дорогая для меня похвала. Похвалу, как признание твоих человеческих качеств и достоинств, надо было зарабатывать честной и самоотверженной работой над самим собой. Я и старалась.

- А как же романтические свидания и легкомыслие девушки на выданье?

- Никак. Для меня кроме мира науки и постижения тайн человеческой природы долгое время не существовало ничего другого.

- Вы не производите впечатление «синего чулка»…

- А я такой и не была. Просто четко и точно следовала букве нравственного закона и держала себя в рамках принятых в обществе морали и приличий.

- С февраля 1985 года, когда вы защитили диссертацию, начался ваш путь ученого. Скажите, открытия и успешный результат работы - это итог любви к процессу, в который вы погружаетесь ежедневно?

- Я думаю, что это результат счастливого выбора профессии, которая для меня - не способ заработать на хлеб, а гораздо больше этого.

- Что же?

- Творчество, постоянное самосовершенствование, работа над собой, расширение познаний в области исследований. Словом, все то, что и составляет смысл научной деятельности ученого.

- А что сказал вам ваш папа, когда вы защитили докторскую и получили ученую степень доктора наук?

 

- Папы уже не было. В тот день я пришла на его могилу и, положив цветы, которые были подарены мне после защиты, сказала ему, что сегодня у него был бы повод еще раз повторить фразу о том, что он мною гордится...

- Вы пришли в науку, наверняка мечтая о невероятных открытиях. Знаю, что был период, когда вы активно занимались изучением функциональных особенностей мозга. Сейчас работаете на кафедре «Медико-биологические науки» в Азербайджанской государственной академии физической культуры и спорта. Что там вообще можно исследовать? Чем сейчас занят всемирно известный ученый?

- Знаете, есть такое выражение: нет предела совершенству. Да, вы правы, был период, когда я, занимаясь изучением мозга, работала в московской лаборатории академика Андрея Владимировича Адрианова и Татьяны Александровны Меринг. Это ученые с мировыми именами. Я впитала их опыт операций на мозге, которые начала там делать...

- На мозге???

- Да-да, именно так. Это кропотливый процесс, требующий особой концентрации сил и внимания. Подобная операция может длиться от 12 до 14 часов.

- Это же титанический труд. Это же такая ответственность, что мало кто может решиться на подобное. Как вы выдерживали такое?

- Поначалу было трудно, но мое желание спасти человека, вернуть его к полноценной жизни, придавало мне сил. Я люблю то, чем занимаюсь, и это мобилизует во мне возможности, которых я от себя даже не ожидала.

Я смотрела на эту миловидную, маленькую, хрупкую женщину и понимала, что это фанат своего дела. Она одна из тех, кто верой и правдой, не за страх, а за совесть служит своему делу, науке и Отчизне. Служит во имя науки, во имя людей, во имя Родины, которая упоминается в каждой ее статье, в каждом научном изыскании. А это сотни трудов, напечатанных в научных журналах США, Украины, Российской Федерации и т.д. А еще я думала о том, что такой ученый, как профессор Рафига Багирова, мог бы больше принести пользы, занимаясь преподавательской деятельностью в нашей медицинской академии: принципиальная, бескомпромиссная, честно и навсегда преданная идее служения науке и человечеству, она могла бы передать свои фундаментальные знания талантливым студентам, выбравшим медицинскую науку как путь в жизни. Тому, кто хочет, может и умеет постигать научную мысль; кто не корочки ради, а ради постижения профессиональной идеи, идеи служения людям, пойдет за ней, подхватив ее девиз: «Наука должна быть честной!»

Сегодня в ее научном багаже 200 опубликованных научных работ. Из них - одна монография и учебное пособие, 10 учебников, 20 исследовательских программ. Азербайджанский ученый Рафига Багирова - автор и соавтор исследовательских программ, которые с группой ученых она курирует в Академии физкультуры и спорта. В том числе и среди ведущих спортсменов нашей страны. Сегодня спорт опирается на результаты отечественных исследований, которые прогнозируют успех или неудачи наших спортсменов. Ученые - не оракулы. Они - люди, знающие многие секреты психофизической структуры человека. И один из таких ученых - профессор Рафига Багирова.

- Труды ученых можно рассматривать как долгосрочные программы. Скажите, что сейчас подлежит исследованию?

- На данном этапе кафедра медико-биологической науки Академии физкультуры и спорта завершает 5-летнюю программу практических исследований в сфере циклических и ациклических видов спорта. В научном процессе занята не одна группа спортсменов.

- Поясните, пожалуйста…

- Циклическими называем те виды спорта, где движения спортсменов повторяются. Это - плавание, легкая атлетика. Ациклические виды спорта - это виды, где движения не повторяются, даже хаотичны. Например, бокс, баскетбол, художественная гимнастика.

 

- Какой же здесь интерес для науки?

- Человек и человеческий фактор.

- Например...

- Уровень физических нагрузок, уровень тренированности, трудоспособности, уровень утомляемости и способы устранения этой утомляемости. И еще много других различных моментов...

- Вам нравится заниматься этими исследованиями?

- Я - ученый. Мне интересно все, что связано с познанием человека и мира: вокруг человека и внутри него.

- Значит, сегодня это только наука и служение ей?

- Можно сказать и так, но это не будет полной и абсолютной правдой.

- В чем же тогда полная и абсолютная правда ученого Рафиги Багировой?

- В том, что она не только ученый, преданно служащий Науке, но и обычная женщина, которая хранит не только память по ушедшему мужу, но и верность ему.

- Я слышала о романтических отношениях, которые связывали вас и вашего супруга. Не могли бы вы рассказать нашим читателям об этом, особенно молодым, которые в большей части, думаю, не верят, что любовь с первого взгляда существует...

- Знаете, я не буду говорить, что начинался наш роман как-то особенно. Мне-то как раз казалось, что все происходящее - это сплошная проза...

- Это вы о чем?

- Мне уже было 40 и ничего кроме науки меня не интересовало. Молодые люди почему-то ничего, кроме невысокого роста, во мне не замечали. И вот появляется Он. Приглашает на спектакль в Русскую драму. Я, естественно, по привычке намеревалась отказаться от приглашения. Неожиданно вмешивается мама и говорит: «Иди... Он же тебя не съест...» Я удивилась этому вмешательству, но пошла.

Был февраль 1997-го. На дворе холодно. Я - в дубленке, с  шерстяным платком. А он - без шарфа и с непокрытой головой. Не помню, какой спектакль мы смотрели в тот вечер, но помню дорогу от театра к дому моих родителей, его красивую, литературно грамотную речь. Он подарил мне свои книги, он смотрел на меня особенно, тепло и уверенно, он произвел на меня доброе впечатление, и этот первый совместный вечер расставил все точки над i. Потом он говорил, что почувствовал ко мне Любовь с первого взгляда. Моя сестра, раскрыв одну из его книг, увидела авторскую подпись: «С верой, надеждой и любовью». Закрыла книгу, внимательно посмотрела на меня и сказала: «Ариф Гаджиев преподавал нам в университете. Он всегда таким изысканным литературным языком говорил и так интересно рассказывал, что мы никогда не прогуливали его лекций». И я поняла, что в мою жизнь вошел человек, который в одночасье стал больше, чем мужем и возлюбленным, он стал другом. Это просто Судьба взяла меня за руку и повела к Счастью...

- Это красноречиво подтверждают стихи в его книге «Ренессансный мир «Хамсе» Низами Гянджеви»...

- Это не просто поэтические строки. Это - посвящение мне, которое он так и оставил в книге. Дело в том, что этот труд выдвигали на Госпремию. Если бы муж согласился снять это посвящение, то он обязательно получил бы эту премию. Но... Он не уступил и, изданная довольно большим тиражом книга, за исключением нескольких десятков экземпляров, раздаренных мною по завещанию мужа, так и не дошла до своего читателя. А жаль. Труд Арифа Гаджиева о Низами - уникален. Мне хочется верить, что книга, как последнее послание моего мужа, найдет путь к людям и найдет отражение в их сердцах.

Мне тоже хочется верить, что книга, написанная от любящего сердца и с таким восторгом и восхищением воспевающая наше культурное достояние - творчество Низами Гянджеви, дойдет до читателя...

 

 

 

Валентина РЕЗНИКОВА

 

Бакинский рабочий.-2022.- 29 июня.- С.11.