По ту сторону забора

 

Долгий путь духовного развития

 

Азербайджанский государственный театр юного зрителя на днях показал спектакль Hasarın o üzü («По ту сторону забора») по одноименному произведению известного писателя, драматурга, заслуженного деятеля искусств Али Амирли.

Семейные ценности, определяемые системой мировоззренческих тенденций в совокупности с верой в божественное начало, дарующее веру в чудеса, - тема представленного спектакля. В основе сюжета - жизнь, находящаяся в беспрерывной борьбе со смертью, которая, распахнув двери в свою обитель, лишь наблюдает за нами в смиренном ожидании.

В книгу Hasarın o üzü Али Амирли включены разноплановые повести -   Mesenat («Меценат»), Ağa Məhəmməd şah Qacar («Ага Мухаммед шах Гаджар»), Hasarın o üzü («По ту сторону забора»), Köhnə ev («Старый дом»), Varlı qadın («Богатая женщина»), İyirmi ildən sonra («20 лет спустя»), Sevən qadın («Любящая женщина»), M.S.S. - mən səni sevirəm («Я.Т.Л. - я тебя люблю»), Əli Nino («Али и Нино»).

Режиссер-постановщик спектакля - Бахрам Османов, художник-постановщик - Исмаил Мамедов. Музыкальное сопровождение - композитор, народный артист Сиявуш Керими.

Образы главных героев мастерски воплотили народные артисты Нураддин Мехдиханлы и Гамида Омарова, актеры Шебнем Гусейнова, Ася Атакишиева, Сабина Мамедова. 

...Занавес поднимается, и зритель видит женщину, совершающую поклонение Богу. Это главная героиня спектакля - Хумай ханым. Через несколько мгновений зритель начинает понимать суть конфликта, положенного в основу драматического действия. Одна из главных проблем, рассматриваемых в пьесе, - отсутствие у остальных членов семьи стремления к познанию истины, обращения к духовному и нравственному развитию. 

Нам привычнее читать произведения азербайджанских мыслителей, воссоздающих картину противоборства религиозных фанатов с представителями интеллигенции, однако здесь, на фоне современного мира, люди, отвергающие духовность, являются отрицательными образами. Несмотря на то, что диалоги супругов, пропитанные упреками Гариба - врача-онколога, обвиняющего во всех несчастьях Господа, вызывают улыбку на лицах зрителей, они носят отрицательный характер. 

Первая сцена включает разговоры о никому не ведомой, потусторонней жизни. В ходе этих бесед главная героиня рассказывает своему неверующему супругу легенду, которая заставляет задуматься каждого присутствующего в зале. Это легенда о том, как многие пытались увидеть то, что находится за забором, а, увидев, совершали акт самоубийства или, того хуже, лишались рассудка. Она уверена, что пути Господни неисповедимы, а простым обывателям не познать истин, которые известны лишь Ему единому. Спор супругов завершается фразой: «Если бы не было необходимости в существовании дьявола, Бог бы его не создал». Как ни странно, именно после этих слов актер хватается за голову, ощутив острую боль. 

Первая сцена дала информацию о девочке, которую только что прооперировал Гариб. Другие врачи не взялись за ее лечение потому, что она сирота из детского дома. Вероятно, здесь и проявляется то, что невзирая на свою скептичность, врач имеет совесть и способен на проявление эмпатии. «Девочка скончается через пару месяцев», - говорит он. Духовность человека, нравственные принципы, национальный менталитет и отношение общества к этим ценностям транслируются через художественные образы со всей их остротой в рамках семьи. 

Далее события разворачиваются в зале, который обставлен мебелью. Неожиданно Чичек - девочка из детского дома, перенесшая операцию, оказывается в доме доктора Гариба, а все по причине великодушия и благочестия Хумай ханым, которая не могла оставить девочку умирать в холодной, пропитанной смертью палате. Чичек, лишенная родительской любви, опеки и домашнего уюта, быстро привязывается к этой семье и начинает видеть в ней свою давно утерянную семью. 

Одной из самых проникновенных сцен пьесы является декламация Чичек своего сочинения, посвященного матери. На осколки разбитая душа девочки взвыла горьким плачем, произнося слова о прощении, которое она дарует той, что оставила ее бороться с тяготами этой жизни в полном одиночестве. Невольно приковывает внимание реакция на это посвящение Хумай ханым, уверовавшей в Господа. Она считает, что милосердие Чичек и ее прощение, несомненно, достойны уважения. Мать, отдавшая свое дитя, вероятно, боялась того самого уклада жизни, общественного мнения и менталитета, с которым чуть позже придется столкнуться ее собственной дочери. Зериф, отдав свое сердце неверному человеку, осталась брошенной с еще не родившимся ребенком. Безусловно, этот фактор и сыграл ключевую роль в развязке спектакля. Эта новость сразила обоих родителей, когда стало известно, что ее отец является носителем того же онкологического недуга, что и у Чичек, которая, несмотря на прогнозы врачей, ощущала в себе жизнь. Как она говорит, доктор Гариб исцелил мое тело, а вы, мама Хумай, исцелили мою душу. Хумай ханым смогла повернуть на благоразу­мный путь и свою дочь, однако не сумела достичь своей цели... 

Конец спектакля приглашает зрителей поразмышлять над тем, как же сложится судьба каждого из героев, воплощающих в себе самые актуальные проблемы современности. В финале публика видит отвергающего Господа Гариба, который совершает намаз. Он в отчаянии стремится увидеть, что же скрыто по ту сторону забора, выстроенного из священных тайн. 

После премьеры спектакля драматург, автор произведения Али Амирли встретился с представителями прессы:

- На первый взгляд, «По ту сторону забора» - пьеса, написанная на традиционную семейно-бытовую тему. Если быть более точным, она построена на двойственном отношении к религии в семье, но эта тема понятна каждому. По сути, это напряженная борьба четырех человек, героев произведения, в поисках смысла жизни, который нам не известен, а, может быть, и не будет известен никогда. Этот смысл, окутанный тайной, находится по ту сторону забора, по невидимую сторону. Другой мотив, который появляется в пьесе, непосредственно связан с самой религией: если человек живет так, как повелевает Бог, и правильно понимает религию, то религия становится объединяющей силой, если же наоборот, она становится средством разделения.

Но зритель должен сам решить, что ему надо сделать: либо найти золотую середину, либо встать на одну из сторон. 

 

Фарида АББАСОВА

 

Бакинский рабочий.-2022.- 3 ноября.- С.8.