Европейский Союз - Азербайджан

 

Проблемы безопасности в структуре двустороннего сотрудничества

 

«Европейский Союз является очень важным партнером для нас. У нас очень широкая повестка дня с Европейским Союзом. Армяно-азербайджанский конфликт никогда не являлся ее частью, потому что вопросом занималась Минская группа, и Европейский Союз был немного далек от него. Однако сегодня, наряду с вопросами торговли, энергетики, транспорта, гуманитарного и демократического развития, в нашей повестке есть и этот вопрос. Мы считаем Европейский Союз справедливым посредником и приветствуем его усилия. Считаю, что поскольку сейчас сопредседательство Минской группы дисфункционально, то Европейский Союз сыграет и играет очень активную роль в процессе нормализации». 

Президент Азербайджана Ильхам Алиев так весной текущего года охарактеризовал роль Европейского Союза в процессе нормализации армяно-азербайджанских отношений.

История взаимоотношений ЕС и Азербайджана начинается с 1993 года, когда Азербайджан выразил свою заинтересованность в отношениях с Евросоюзом и приступил к планированию связей с ним в различных областях. У истоков этого сотрудничества стоял общенациональный лидер азербайджанского народа Гейдар Алиев. На церемонии подписания Cоглашения о партнерстве и сотрудничестве в 1996 году он отметил, что «Азербайджан возлагает большие надежды на интеграционные процессы между странами Европы и будет участвовать в этих процессах в качестве равноправного партнера». Очень важно, что Азербайджан с самого начала, несмотря на очевидное неравенство в экономической и социальной областях между ним и ЕС, рассчитывал именно на равноправные отношения, равноправное партнерство. Видимо, в этом сказывалось знание ресурсов республики, экономического, культурного и интеллектуального потенциала Азербайджана.

В указанном Договоре о сотрудничестве и партнерстве специально отмечалось, что «сохранение независимости, суверенитета и территориальной целостности АР будет способствовать сохранению мира и стабильности в Европе». Эта мысль принадлежала общенациональному лидеру Гейдару Алиеву. 

В Европе позднее оценили значение не просто мира на Южном Кавказе, а вовлечение его в европейское цивилизационное пространство.

2 марта 2003 г. Европейская комиссия выступила с инициативой «Большая Европа - соседи: новая основа отношений с восточными и южными соседями ЕС», в которой впервые были представлены принципы новой Европейской политики соседства (ЕПС). Конкретная формулировка целей ЕПС в 2003-2007 годах менялась, однако неизменно декларировалось, что она поможет сохранению безопасности, экономическому развитию и реформам в странах - соседях ЕС. 

В мае 2004 г. Европейская комиссия представила документ «Европейская политика соседства. Стратегия и доклады по странам», в котором указывались четкие шаги по внедрению Европейской политики соседства и методы распространения благ расширенного ЕС на соседние страны. А уже 14 июня Совет ЕС принял решение о включении государств Южного Кавказа в сферу действия ЕПС. Такое решение стало свидетельством готовности Евросоюза расширить свое сотрудничество с Азербайджаном и выйти за рамки того, что было предусмотрено Соглашением о партнерстве и сотрудничестве.

Документы о сотрудничестве между ЕС и Азербайджаном всегда отражали объективное положение вещей, а надежды на прогресс имели под собой реальную основу, а вовсе не иллюзии. Например, в документе Country Strategy Paper 2007-2013. Azerbaijan. European Neighbourhood and Partnership Instrument указывалось, что «главная цель сотрудничества между ЕС и Азербайджаном - это развитие тесных отношений, превосходящих предыдущие уровни сотрудничества и ведущих к постепенной экономической интеграции и более глубокому политическому сотрудничеству». 

Установление взаимоотношений между ЕС и Азербайджанской Республикой, вообще тенденция на сближение была зовом времени, ведь объективно в сотрудничестве были заинтересованы обе стороны. Азербайджан рассчитывал на поддержку в противостоянии внешней агрессии, а также в содействии экономическому росту. ЕС надеялся заполучить в союзники регион, который, преобразовавшись цивилизационно, мог стать рубежом стабильности на границах Европы.  

Объективно решение ЕС своих геополитических задач настоятельно требовало установления прочного и долговременного мира. Поскольку для Азербайджана такая перспектива означает прогресс и процветание, то деятельность нашей страны в рамках двустороннего сотрудничества с ЕС также начала приобретать характер отстаивания собственных геополитических интересов. В этой связи необходимо вспомнить слова Президента Ильхама Алиева: «Тесное сотрудничество с Европейским Союзом, конечно, внесет серьезный вклад в модернизацию Азербайджана, в том числе многое даст молодому поколению, потенциалу образования. Тесные связи с Европейским Союзом также усилят светский характер азербайджанского общества. Это - важная составная часть нашей государственной политики, которая получает широкую поддержку населения Азербайджана. Светскость является одним из фундаментальных устоев нашей государственности, а тесные связи с Европейским Союзом окажут позитивное влияние на дальнейшее светское развитие Азербайджана».

Для Евросоюза важно то обстоятельство, что на протяжении всего постсоветского периода Азербайджан ведет самостоятельную политику, не подчиняясь в идеологическом и военно-стратегическом отношении ни одной из ведущих мировых держав. Республика стремится поддерживать равноправные отношения со всеми соседями и со всеми лидерами мировой политики. 

Как отмечал в 2008 году глава офиса Еврокомиссии в Баку Алан Ваддамс, «Азербайджан на протяжении последних 200 лет всегда двигался в направлении Европы, но в последние годы это движение особенно ускорилось». Для ЕС важно также то обстоятельство, что Азербайджан, будучи страной с мусульманским населением, проявляет европейскую идентичность. Следовательно, Азербайджан - это страна, расположенная на стыке Европы и Азии, развивающая как восточные, так и западные культурные традиции. В этом отношении она может служить культурным мостом между Востоком и Западом.

14 ноября 2006 г. в Брюсселе был подписан документ о принятии Плана действий ЕС-Азербайджан в рамках Европейской политики соседства на ближайшие пять лет. В документе были обозначены основные контуры дальнейшего сотрудничества. В качестве первого приоритета указывался карабахский конфликт, в связи с чем говорилось о готовности ЕС оказать содействие в мирном разрешении проблемы. ЕС выступал за урегулирование карабахского конфликта на основе резолюций СБ ООН и решений ОБСЕ.

Существует целый ряд идентичных заявлений Евросоюза, подтверждающих территориальную целостность и суверенитет Азербайджана и призывающих к прекращению агрессии, выводу войск и мирному урегулированию конфликта. Это документы 1992, 1993 и 1994 гг., осуждающие агрессию, заявление от 2 августа 2002 г. с осуждением президентских выборов в самопровозглашенной «НКР» и др. В отличие от ООН, которая за 30 лет продемонстрировала свою неспособность решать конфликт, ЕС обладает определенными рычагами воздействия, однако носят они в основном экономический характер. 

Важно другое. ЕС сотрудничал и сотрудничает не только с Азербайджаном, но со всеми тремя республиками Южного Кавказа, включая, естественно, и Армению. Финансируя различные проекты на Южном Кавказе, сотрудничая не только с Азербайджаном, но и с Арменией, ЕС вовсе не бойкотировал ее как агрессора. Таким образом, если даже у организации и были рычаги воздействия на агрессора, то она их не применяла. Или не использовала их открыто. Именно в этом аспекте следует интерпретировать и заявления европейских руководителей. 

Так, в 2009 г. в интервью отечественным СМИ Верховный представитель ЕС по вопросам внешней политики и политики безопасности Хавьер Солана отмечал, что «военного решения нагорно-карабахского конфликта не существует. Поэтому мы придаем большое значение тому факту, что президенты Азербайджана и Армении обязались решить конфликт мирным путем во время прошлогодней встречи в Москве. Новая динамика должна поддерживаться определенными шагами. ЕС полностью поддерживает усилия Минской группы ОБСЕ и готов оказать помощь для проведения мер по укреплению доверия и организации контактов между народами». 

Конечно, относительно отсутствия военного решения он сильно ошибался. Президент Азербайджана Ильхам Алиев продемонстрировал это два года назад. Но на тот период такого рода заявления европейских руководителей в принципе ничем не отличались от друг друга. Ясно было, что агрессор может не обращать на них никакого внимания, и если динамика процесса зависит от заявлений, то ее просто не было. 

Однако анализ дальнейшего развития событий вынуждает признать, что какие-то сдвиги в этом отношении все же имели место. В целом геополитическая стратегия ЕС в отношении Азербайджана предполагала в первую очередь обеспечение безопасности региона. В этом отношении в Азербайджане срабатывал общий механизм внешней политики ЕС на Южном Кавказе, обозначенный как Восточное партнерство. То есть забота о безопасности Азербайджана, как и в целом Южного Кавказа, реализовывалась по схеме «благополучие и безопасность Европы зависят от благополучия и безопасности Южного Кавказа». Кроме того, безопасность Азербайджана интересовала ЕС как безопасность региона, являющегося источником и транзитером для энергоресурсов. 

Азербайджан всегда надеялся, что Европейский Союз сможет выступить более активным посредником в урегулировании конфликта. Этого мнения придерживались и ряд западных исследователей. Так, еще в  2006 г. американский исследователь Сванте Корнел призывал заменить Францию как сопредседателя МГ ОБСЕ на Европейский Союз, считая тем самым, что Европа возьмет на себя урегулирование конфликта, основываясь на своей приверженности «мягкой силе», на способности обеспечивать постконфликтное восстановление и на своем положительном образе в регионе. И после назначения в 2006 г. специальным представителем ЕС на Южном Кавказе Питера Семнеби ЕС начал отводить урегулированию региональных конфликтов приоритетное место, расширив мандат спецпредставителя.

Европейский Союз всегда считал, что трансграничные программы и диалог между гражданскими обществами являются эффективными инструментами для трансформации конфликтов. В связи с этим Европарламент рекомендовал специальному представителю ЕС Питеру Семнеби открывать информационные офисы в зонах региональных конфликтов. Какими бы незначительными ни казались подобные шаги, они носят стратегический и геополитический характер, так как позволяют иметь доступ к «закрытой зоне» и объективно освещать события. Таким образом, могла сложиться совершенно новая ситуация, когда заведомая ложь стала бы совершенно по-другому восприниматься в мире. 

Такая политика ЕС, если, конечно, правомерна подобная интерпретация, целиком и полностью соответствует стратегической политике вовлечения новых демократий на постсоветском пространстве в пространство европейской цивилизации. Безопасность, если речь не идет о каких-либо срочных мероприятиях, связанных с защитой того или иного региона, а носит стратегический характер, не составляет исключения и полностью соответствует целям, ставящимся в других областях. 

Как и в сфере экономики и культуры, так и в сфере безопасности Евросоюз, на наш взгляд, исходил из необходимости преобразования существующего положения вещей в цивилизационном плане. 

За последние 30 лет Азербайджан не только подвергся агрессии и оккупации земель, что привело к значительным человеческим жертвам, но ему был нанесен и ни с чем не сравнимый моральный ущерб. Совершенно откровенная ложь о стране и народе, его истории и культуре распространялась в мире. Потерпевшая сторона выдавалась за преступника. Эти моральные раны вряд ли когда-нибудь заживут. Если так называемая миссия ЕС, развернутая на армяно-азербайджанской границе, будет объективно освещать ситуацию, тогда можно будет с полной уверенностью говорить, что ЕС все же хочет претворить в жизнь те свои инициативы, о которых упоминалось выше. В таком случае сможет наилучшим образом защитить Азербайджан в этой информационной войне. 

Опыт истории показывает, что растоптать права народа, обитающего в пространстве нецивилизации, очень легко, но совершенно невозможно сделать это с народом, живущим в пространстве современной глобальной цивилизации. Такая «цивилизованность» в современном мире в первую очередь проявляется в открытости информационного пространства.

В заключение хотелось бы привести слова Президента Азербайджана Ильхама Алиева на международной конференции «Южный Кавказ: развитие и сотрудничество» в апреле этого года: «В 2018 году мы парафировали документ о приоритетах партнерства между Европейским Союзом и Азербайджаном, в котором есть очень важный параграф, касающийся территориальной целостности, суверенитета и международно-признанных границ Азербайджана. Это произошло впервые. До этого Европейский Союз не хотел использования таких категоричных и прямых выражений. Они всегда ссылались на мирные переговоры, Минскую группу и другие вопросы. Однако этот документ о приоритетах партнерства был очень важным сигналом и воодушевил нас. Я принял участие в церемонии подписания в Брюсселе, после чего мы действительно поверили в то, что Европейский Союз может быть справедливым посредником. События, произошедшие после войны, открыто демонстрируют это. Потому, что словно был вакуум. Минская группа не функционировала, и этот вакуум в определенной степени заполняется Европейским Союзом». 

Глава государства особо отметил, что ЕС хочет стабильности и безопасности в соседних регионах, хочет урегулирования конфликта: «В настоящее время мы находимся на заключительной стадии согласования некоторых вопросов по новому соглашению с Европейским Союзом. Более 90 процентов этого соглашения, по нашей оценке и оценке Европейского Союза, готово. Шла война, была проблема ковида, поэтому данному вопросу пришлось подождать. Однако считаю, что мы можем достаточно быстро завершить этот вопрос. Между нами было соглашение, однако оно подписано много лет назад. Новое соглашение очень многогранно. Оно отражает реалии, сложившиеся после второй Карабахской войны, и, конечно, коснется новой ситуации в мире». 

Таким образом можно с уверенностью заявить, что сегодня для Европейского Союза существует уникальная историческая возможность, полностью задействовав свой экономический и гуманитарный потенциалы, внести свой вклад в окончательное разрешение армяно-азербайджанского конфликта и подписание мирного договора между двумя государствами.

 

Фархад ГУСЕЙНОВ,

доктор философии  по

 политическим наукам

 

Бакинский рабочий.-2022.- 4 ноября- С.1;4.