Вне пространства

 

Человек и его процессы сознания - тема выставки «Безопасная зона»

 

«Свобода - это то, что должно осуществляться, гарантией свободы является сама свобода».

 

                                                                                Мишель Фуко

 

В проектном пространстве ARTIM при организации Пространства современного искусства YARAT представлена коллективная выставка SAFEZONE («Безопасная зона»), в рамках которой демонстрируется уникальное отношение каждого художника к миру и его реалиям.

Проникая в глубь самосознания, человек сталкивается с собственной душой, порой омраченной событиями, порождающими трагедии. Соблюдая баланс, находясь на пересечении мира реального и вымышленного, мы не впадаем в безумие. 

Пространство, где мы живем, пространство, увлекающее нас за пределы самих себя, пространство, в котором как раз и развертывается эрозия нашей жизни, нашего времени и нашей истории и которое подтачивает нас и изборождает нас морщинами, само по себе являясь еще и гетерогенным. Иначе говоря, мы живем не в каком-то вакууме, внутри коего можно располагать индивидов и вещи. Мы не живем в вакууме, который окрашивается разно-образными оттенками; мы живем в рамках множества отношений, определяющих местоположения, не сводимые друг к другу и совершенно друг на друга не накладывающиеся, писал один из самых влиятельных французских мыслителей XX века, философ, теоретик культуры, историк Мишель Фуко. По его мнению, зеркало является посредником между действительным и воображаемым миром, в котором так или иначе оказывается человеческое сознание. Он так называл то, что кажется действительным в гетеротопии параллельным реальным миром: «Зеркало в конечном счете есть утопия, поскольку это место без места. В зеркале я вижу себя там, где меня нет, в нереальном пространстве, виртуально открывающемся за поверхностью; я вон там, там, где меня нет; своего рода тень доставляет мне мою собственную видимость, которая позволяет мне смотреть туда, где я отсутствую: утопия зеркала. Но это еще и гетеротопия в той мере, в которой зеркало реально существует и где оно производит своеобразное обратное воздействие на занимаемое мною место; именно исходя из данных зеркала, я обнаруживаю, что отсутствую на месте, где нахожусь, потому что вижу себя в зеркале. Исходя из этого взгляда, который как бы атакует меня из глубины виртуального пространства другой стороны зеркала, я возвращаюсь к себе и вновь начинаю смотреть на себя и восстанавливать себя там, где я нахожусь; зеркало функционирует как гетеротопия в том смысле, что передает место, занимаемое мною в момент, когда я рассматриваю себя в зеркале, сразу и абсолютно реальном, в связи со всем окружающим его пространством, и совершенно нереальном, поскольку, чтобы заметить зеркало, надо пройти через находящуюся в нем виртуальную точку».

Экспозиция, пропитанная концепцией, выразительно описанной в лекции «Другие пространства: утопии и гетеротопии» М.Фуко, словно некое отражение реального мира, легла в основу размышлений художников и посетителей пространства. Здесь представлены образцы современного искусства, созданные молодыми, перспективными художниками в жанрах фотографии, скульптуры, видеоинсталляции. В рамках выставки экспонируется особое видение Лали Бинятовой, Надиры Эминовой, Ислама Гасанализаде, Кати Игошиной, Парвиза Кязымлы, Лейлыханым Ганбарли, Илькина Гулиева и Максима Татаринцева. 

...У входа в выставочный зал указаны имена художников, после ознакомления с которыми посетители оказываются лицом к лицу с работами фотографа Лали Бинятовой, которая уделяет особое внимание личным историям, проводя повседневные наблюдения, выливающиеся в некие социальные исследования. Это и делает человека центром ее работ.

Динамика работ является итогом особого отношения автора к искусству кинематографии. Л.Бинятова представила любителям искусства серию фотографий, отражающих душевные переживания человека, вынужденного переехать. Среди фотографий можно увидеть надписи, демонстрирующие пик отчаяния юной девушки, по воле родителей лишенной родного дома. В видеоинсталляции Лали Бинятовой - монолог, сопровождающийся  видеокадрами. На выставке представлены две эмоциональные стадии: меланхолия прошлого и сладостно-горькое чувство надежды, которое следует за ней.

Мы направляемся в следующий зал, где нашим взорам предстает инсталляция художника Парвиза Кязымлы, который в своем творчестве обращается к самым актуальным темам, считая, что «искусство актуально всегда». На стене вырисовывается надпись, которая полностью разрушает время и пространство, создавая искусственное пространство в параллельном времени. Инсталляция представляет собой конструкцию, создавшую выражение - Axıb gedən günlərimiz. Работы Парвиза раскрывают глубокие аспекты осознания прошлого, а также его влияния на настоящее и будущее. 

В следующем зале наше внимание привлекает видеоинсталляция, отобразившая страх перед смертью. Это и делает обстановку комнаты немного устрашающей. Лейлаханым Ганбарли выражает страх смерти, испытываемый ею, в автопортретах, пытаясь избежать этих мыслей. Здесь и происходит самое интересное - она уходит в мир фантазий, в ту самую параллельную действительность, заложенную в основу философии М.Фуко. 

Погружаясь в глубокие философские раздумья, продиктованные тематикой выставки, мы поднимаемся на второй этаж, где выставлены работы Илькина Гулиева, Надира Эминова, Кати Игошиной, Ислама Гасанлы и Максима Татаринцева.

Первое, что является взору, - фоторабота Илькина Гулиева, сделанная в жанре натюрморта. Предметы, изображенные на ней, «говорящие», зритель сразу догадывается, что фотография была снята в период жестких карантинных условий, которые вызвали в сердце автора чувство отчужденности от незнакомой действительности. Запертый в собственном доме художник не может чувствовать себя как дома. Он остается среди вещей, обретая новое дыхание в этой тишине, и начинает иначе видеть самые обычные вещи.

Работа Кати Игошиной «Недостаточно места в памяти» отражает сознание, не обладающее достаточным объемом памяти для запечатления всего, ею пережитого. Когда внезапно разразилась война, в поисках спасения художница покинула родную страну и близких ее сердцу людей. Сквозь память она пытается установить связь со своей семьей и анализирует личный травматический опыт на коллективном уровне. В основе ее проектов - личные травмы и коллективные события, невольными участниками которых являются люди. В таких случаях события воспринимаются как бы извне, и нас всегда сопровождает ощущение невозможности контролировать их.

Буквально завораживает видеоинсталляция, созданная художником Максимом Татаринцевым, который рассказал представителям СМИ об особой связи его семьи с Баку, отраженным в его работе, собранной из семейного архива  видеоматериалов:

- Мой папа из Баку. Мои предки приехали сюда в 1942 году в период Второй мировой войны. Архивные видеокадры, которые я представляю в своей работе, сняты моим прадедом примерно в 1963-1965 годах. Я нашел места из архивного видео, а затем с тех же ракурсов снял новое видео. Моя работа, в которой использованы архивные и новые видеоматериалы, - это реконструкция нашей семейной коллективной памяти. Кадры хранились в семейном архиве, узнал о них я совсем недавно и решил, что нужно создать проект. Считаю, в этом есть какая-то преемственность.

Что делает любую экспозицию особенной? Это то, что каждый рассказывает свою собственную историю, а это рождает потоки необъятных мыслей о многогранных особенностях философии об утопии и гетеротопии.

 

Фарида АББАСОВА

 

Бакинский рабочий.-2022.- 18 ноября - С.8.