О птице счастья

     

      Бакинской публике представлен спектакль, посвященный чудесам сего мира

 

«Синяя птица должна быть наивна, проста, легка, жизнерадостна, весела и призрачна, как детский сон и, вместе с тем, величава». 

 

                                                                        К.С.Станиславский

 

Инклюзивный театр ƏSA представил спектакль по мотивам пьесы «Синяя птица» бельгийского драматурга, поэта и эссеиста Мориса Метерлинка. Птица счастья, взлетев и широко распахнув крылья, даруя всем надежду, пронеслась по залу Азербайджанского государственного академического музыкального театра, чтобы облагородить сердца виртуальных зрителей.

Сыграв ключевую роль в движении символизма, Морис Метерлинк, прозванный за свои первые пьесы «бельгийским Шекспиром», создал целый ряд литературных произведений и статей, отражающих идеи, волнующие его сознание. «Это очень хорошая пьеса. Может быть, лучшая в XX веке. Не только потому, что она учит верить в мечту и искать Истинные Блаженства - это как раз довольно просто, и не зря Станиславский ругал в письмах к друзьям «Метерлинковские банальности». А потому, что она, как и все символистское искусство, учит правильному мировоззрению», - писал прозаик, поэт и публицист Дмитрий Быков. 

Именно правильное мировоззрение, достойное отношение к жизни и ее особенностям, составляют основу произведения, поставленного инклюзивным театром ƏSA. 

Репертуар театра пестрит спектаклями, созданными по мотивам произведений, заключающих в себе безграничную глубину философской мысли, как азербайджанских авторов, так и зарубежных. 

В создании завораживающего действа особую роль сыграли режиссер-постановщик и художественный руководитель - Ниджад Гуламов, мультимедийный менеджер льхан Ханализаде, художник по костюмам - Марина Юрьева, художник-постановщик - Мустафа Мустафаев и другие.

Роли в спектакле исполнили народная артистка Мехрибан Зеки, заслуженный артист Ильхам Гусейнов, Эльвин Мирзаев, Расул Зекиев, Самая Агаярова, Гюнай Мамедова, Эльшан Аскеров, Нияз Ильясоглу, Джамиля Мамедли, Имран Лалаев, Кенуль Шахбазова, Фарид Алиев, Рахима Абдинова, Орхан Алиев, Алисахиб Мамедли, Ульвия Гараева, Нармин Джа хангирова, Элеонора Юсифова, Захра Велиева, Айна Джафарова, Хумай Алиева, Нарын Гурбанова, Нигяр Усубова, Исмаил Османов, Сона Рахманова и другие.

…Действие начинается, как ни странно, с эпилога, отражающего тревожность главного героя, сменяющуюся затем покоем. Зрители наблюдают за тем, как птицы синего цвета передвигаются по сцене. Настолько эстетично продуман этот эпизод, что невозможно оторвать глаз, а учитывая, что показ состоялся в интернет-пространстве, к нему можно возвращаться десятки раз. Сцена меняется, на ней возникает «по-деревенски простая, но не убогая» хижина дровосека. 

Догорающий очаг, кухонная утварь, шкаф, квашня, часы с гирями, веретено, умывальник и т.п. На столе зажженная лампа. По обеим сторонам шкафа спят, свернувшись клубком, собака и кошка. Между ними большая синяя с белым сахарная голова. На стене висит круглая клетка с горлицей. В глубине - два окна с закрытыми изнутри ставнями. Под одним окном скамья. Налево входная дверь на крепкой задвижке. Направо другая дверь. Лестница на чердак. Тут же, справа, две детские кроватки; у изголовья каждой из них аккуратно сложена на стуле одежда. Все это  предстает взорам зрителей. Рождественская ночь, Тильтиль и Митиль погружены в глубокий сладкий сон, однако, проснувшись, Тильтиль видит из окна другую, счастливую жизнь и призывает к наблюдению этого зрелища Митиль. Удивительно, но многие обиженные судьбою дети поглядывают в окна, где горит свет, ощущая тепло и уют, столь недостающие им. Этим и занялись дети накануне Рождества. Они наблюдали радость детей из того «богатого дома», которые имеют возможность поесть, когда им вздумается, и даже попробовать праздничный пирог. 

Оригинальным режиссерским решением было использование звукового эффекта, воссоздавшего счастье их соседей. Интерес также привлекают декорации, хоть и не в полной мере, но доступно отразившие описанные в пьесе условия. Стук в дверь. «Они не отпирают, тогда задвижка сама собой со скрипом отодвигается, дверь приотворяется и пропускает старушонку в зеленом платье и в красном чепце. Она горбата, хрома, одноглаза, нос крючком, ходит с палочкой. Сразу видно, что это - Фея», - пишет автор, однако Фея Берилюна в постановке Ниджата Гуламова внешне чуть отличается от описанной в пьесе, хотя ее одеяние и говорит об особом «волшебном» положении. Алмаз, подаренный феей, меняет их мир. Дети пребывают в некоем удивлении, граничащем с радостью: «Только успел Тильтиль повернуть алмаз, как со всеми предметами произошла внезапная и чудесная перемена. Старая колдунья вдруг превращается в прекрасную сказочную принцессу. Камни, из которых сложены стены хижины, светятся синим, как сапфир, светом, становятся прозрачными, искрятся и ослепительно сверкают, точно это самые драгоценные камни. Бедная обстановка хижины оживает и преображается: простой деревянный стол держит себя так величественно, с таким достоинством, точно он мраморный». 

В рамках сценического действа герои спектакля посещают разные миры, увлекая зрителей в чарующее путешествие. Окунувшись в мир чудес, дети отправляются в удивительные края - в Страну Воспоминаний, Дворец Ночи, лес. Они оказываются перед занавесом, изображающим красивые облака, посещают Сады Блаженств и Царство Будущего. После прощания наступает утро. Пробуждение дарует героям ясность мысли, сопровождающуюся всеобъемлющим взглядом на окружающий их мир. Режиссер мастерски отобразил переплетение двух миров - реального и фантастического. Безусловно, велика в этом роль автора произведения Мориса Метерлинка, создавшего полотно, отразившее истинное чудо. Не зря в 1911 году писателю была присуждена Нобелевская премия «за многогранную литературную деятельность, в особенности за драматические произведения, отмеченные богатством воображения и поэтической фантазией». 

Широта мысли автора выражена в изменении системы ценностей героев. Так, Тильтиль, который в первой сцене отказывается отдать свою птицу, в самом конце постановки, не раздумывая, дарит ее белокурой и необыкновенно красивой девочке - соседке. Та прижимает к груди горлицу Тильтиля. Тильтилю и Митиль соседская внучка кажется похожей на Душу Света, с которой они путешествовали на протяжении всего действа. В произведении птица улетает самовольно, после чего Тильтиль обращается к зрителям: «Мы вас очень просим: если кто-нибудь из вас ее найдет, то пусть принесет нам - она нужна нам для того, чтобы стать счастливыми в будущем». 

Интерес вызывают хореографические номера, созданные Джейхуном Дадашевым и Эльнуром Исмаилзаде. В постановке интересно отражен такой эпизод: девочка в ярко-красном платье приезжает в коляске для людей с ограниченными возможностями. Получив птицу, она встает на ноги и освобождает горлицу от бремени заточения в клетке. 

Это и есть своеобразный призыв зрителей к безграничному счастью. Сумеют ли они обрести его? Покажет время.

 

Фарида АББАСОВА

 

Бакинский рабочий.-2022.- 24 ноября - С.8.