На взаимовыгодной основе

 

Азербайджан высоко ценит отношения с Евросоюзом

 

Международная конференция на тему «Вдоль Среднего коридора: геополитика, безопасность и экономика» показала, насколько широк стратегический охват Президентом Ильхамом Алиевым происходящих в мире процессов. 

Говоря о перспективах «Европейского политического сообщества» и программы «Восточное партнерство», глава государства в своем выступлении на конференции дал оценку обоим проектам, заявив, что любая инициатива ЕС ценна, так как обмен разнообразным опытом с дружественными нам странами континента является одним из приоритетов внешней политики официального Баку. 

 «Мы считаем Европейский Союз очень важным партнером и сейчас проходим заключительную стадию консультаций по почти готовому новому соглашению - там осталось лишь несколько нерешенных вопросов. В отличие от некоторых других стран «Восточного партнерства», мы не подписали ассоциативное соглашение, отдав предпочтение двустороннему формату, так как другие страны - члены программы имеют разные геополитические приоритеты, разную географию и находятся в разном положении». 

Недосказанность -  враг истины 

Обратите внимание, как Президент Ильхам Алиев предпочитает отвечать на вопросы ведущих экспертов, в частности главного аналитика Центра европейской политики Аманды Пол, - естественно, непринужденно, прямо и по существу, без дипломатических экивоков и предысторий. И это особенно важно, так как именно недосказанность порождает массу противоречивых домыслов. 

Всем понятно, что сегодня невозможно объединение государств европейской периферии на постсоветском пространстве, какую бы общую идею им ни предложили. Взять хотя бы Азербайджан и Армению, говорящих на совершенно разных языках даже по итогам подписания трехстороннего Заявления о прекращении огня от 10 ноября 2020 года.

Если официальный Баку выдвигает инициативы, рассчитанные на региональное сотрудничество с учетом интересов всех шести гипотетических бенефициаров, Иреван выступает исключительно с деструктивных позиций реваншизма, будучи в вечном поиске заступников. 

Не вдаваясь в исторические дебри, окинем взглядом существенные этапы последних трех лет. Помнится, премьер-министр Армении Никол Пашинян станцевал в Шуше азербайджанский народный танец яллы в начале августа 2019 года, после чего выступил в Ханкенди с заявлением «Карабах - это часть Армении, и точка». В переводе на расширенное понимание ситуации это означает, что глава правительства страны, не признававшей «независимость НКР», официально открестился от международной политико-правовой и моральной ответственности за тридцатилетнюю военную оккупацию и аннексию, перестав скрывать агрессивную политику и прятать ее за заявлениями о «самоопределении армянского населения Нагорного Карабаха». Кроме того, речь шла о прямом пути к непризнанию переговорного процесса и любого другого мирного варианта разрешения конфликта, то есть Пашинян, призывая к узаконению аннексии оккупированных территорий Азербайджана, попрал нормы и принципы международного права, включая Устав ООН, Хельсинкский заключительный акт, проявив неуважение к международному сообществу. Причина в том, что он ошибочно уверовал во всемогущество «магии» сопредседателей теперь уже «похороненной» Минской группы ОБСЕ, долгие годы забалтывающих проблему имитацией ответственности за поэтапное урегулирование проблемы. 

Однако многоопытный Президент Ильхам Алиев во время выступления на XVI ежегодном заседании международного дискуссионного клуба «Валдай» 3 октября того же года, что называется по горячим следам, дал убийственный ответ зарвавшемуся журналисту, замаскировавшемуся под главу правительства: «Ну, во-первых, это, мягко говоря, ложь. Карабах, что равнинный, что нагорный, признан как неотъемлемая часть Азербайджана. Армения сама не признает это незаконное образование. Карабах является исторической, исконной азербайджанской землей. Так что Карабах - это Азербайджан, и восклицательный знак!». 

Кульминация последовала через несколько месяцев, когда 15 февраля 2020 года в рамках Мюнхенской конференции по безопасности состоялись прямые дебаты между ними - в то время, как Пашинян ссылался на мифические «реалии времен Тиграна», Президент Азербайджана, как всегда доступно и логически обоснованно, еще раз довел до внимания международной общественности справедливую позицию официального Баку и, опираясь на исторические факты и международное право, аргументами разнес в пух и прах захватническую политику и фальшивые притязания Армении. Однако Иреван, вместо того чтобы проанализировать провальные итоги диспута, решил провести буквально через месяц так называемые «выборы» на оккупированных азербайджанских землях, которые, как и все предыдущие, не были признаны мировым сообществом, напротив, подверглись решительному осуждению. 

Вспомним июльские широкомасштабные военные провокации на Товузском направлении - буквально сразу после них Пашинян выдвинул неприемлемые «семь условий», среди которых особой глупостью отличались два первых: «общая система безопасности Армении и Карабаха должна быть укреплена» и «Карабах должен стать полноправной стороной переговоров». Именно после них Президент Ильхам Алиев прямо заявил: «У нас единственное условие для достижения мира - армянские вооруженные силы должны покинуть оккупированные территории, признанные всеми государствами и ООН суверенной и неотъемлемой частью Азербайджана». 

Окидывая взглядом хронику недавнего прошлого, начинаешь понимать, почему глава государства не особо оптимистичен по поводу обозримых перспектив программы «Восточное партнерство»: «Недавно я принял большую группу европейских представителей, которые посетили Азербайджан и Армению, и мы обсудили наши будущие идеи. По итогам переговоров я пришел к мнению, что любая инициатива хороша ко времени. За почти полтора десятилетия после задействования программы, если вы обратите внимание на эти шесть стран «Восточного партнерства», появилось еще больше различий между ними, чем прежде, и в этом кроется ответ на ваш вопрос». 

В данном контексте он не стал заострять внимание на исторической Победе в Отечественной войне, но собравшиеся на конференции эксперты, обладающие к тому же дипломатическими знаниями и навыками, поняли, что глава государства, говоря о глубокой пропасти в ментальности и методике внешнеполитических ведомств шести стран постсоветского пространства, имеет в виду новую региональную диспозицию, созданную Национальной армией во главе с победоносным Верховным Главнокомандующим. 

Отложить -  не значит забыть 

Президент Ильхам Алиев высоко отозвался и о новой по формату платформе Европейского политического сообщества. «Там была возможность провести очень искренние дискуссии и рассмотреть важные вопросы. Что касается ее будущего, октябрьская встреча в Праге создала у меня впечатление, что даже инициаторы пока не знают о нем. Хорошо, что было принято решение о проведении этих саммитов раз в полгода, чтобы не было ощущения, что приехали, встретились, вернулись домой и забыли, после чего все затихает. Очередная встреча состоится в Молдове, не являющейся членом Евросоюза, и это очень мудрое решение. Что касается личного посредничества главы Евросовета Шарля Мишеля, мы с самого начала поддержали его, потому что после «похорон» бывшей Минской группы должна быть авторитетная платформа, институт, могущий помочь нам и Армении прийти к определенному долгосрочному соглашению», - рассказал экспертам о своем видении перспективы глава государства. 

Некоторые политологи после подписания трехстороннего Заявления от 10 ноября 2020 года и особенно после Декларации о союзническом взаимодействии Азербайджана с Россией заговорили о закрепленном за северянами статусе окончательного модератора, однако Президент Ильхам Алиев, зная характер и геополитический (стратегия - не про них) вектор предпочтения иреванских оппонентов, справедливо не стал складывать яйца в одну корзину, оставив место за столом переговоров для любого авторитетного игрока, способного внести лепту в мирное будущее региона и всего континента, переживающего непростые времена. 

Что касается фактора инициативы президента Евросоюза Шарля Мишеля, его действия пока позиционируются как «намерения честного брокера», в связи с чем примечательно совместное Пражское заявление, принятое в начале октября по итогам четырехсторонней встречи, в которой, кстати, участвовал и президент Франции Эмманюэль Макрон, после чего сам же и перекрывший себе дорогу к статусу успешного миротворца. Пункт второй документа гласит, что Евросоюз намерен создать гражданскую миссию вдоль государственной границы в целях укрепления доверия и помощи двусторонним пограничным комиссиям (занятым демаркацией и делимитацией) посредством докладов. 

Помнится, на той встрече Армения выразила полное согласие на поощрение инициативы Запада, Азербайджан же согласился сотрудничать с упомянутой миссией исключительно в соответствии с национальными интересами. В переводе это означает, что то ли политически безграмотный, то ли действительно запрограммированный на реализацию принципа «а мы пойдем на Запад» Пашинян готов поступиться государственным суверенитетом своей страны и плохо разбирается в концептуальном подходе последовательного развития государства и методике дипломатии, так как нацелен исключительно на затягивание времени в расчете на благополучную конъюнктуру и «ветер перемен». 

Однако невзирая на привычные попытки нынешнего лидера Армении увильнуть от решения насущных проблем, все основные темы - гуманитарные вопросы, делимитация, открытие транспортных коммуникаций и мирное соглашение между Баку и Иреваном - удалось обсудить. Более того, благодаря присутствию Шарля Мишеля на переговорах в Праге по некоторым пунктам даже удалось прийти к согласию. Например, договоренности по активизации работы по продвижению мирного договора, регулирующего межгосударственные отношения между обеими странами, и поручение министрам иностранных дел еще раз (первое их рандеву ни к чему не привело) встретиться для проработки проектов текстов в течение краткого времени. 

Без слова  «нагорный»

Нельзя не обратить внимание и на выдвинутые главой нашего государства пять принципов, на основе которых Азербайджан и будет подписывать мирное соглашение, и на то, что официальному Баку удалось, как и во время разработки коммюнике по результатам августовских договоренностей в Брюсселе, исключить из текста так называемый «карабахский вопрос», так как это прерогатива и внутреннее дело Азербайджана. 

Президент Ильхам Алиев, отвечая на вопросы местных журналистов в Праге, заявил: «Вся мировая общественность открыто признает, что Карабах - это Азербайджан! Мы каждый раз говорили это - и в период оккупации, и во время войны, и после нее. Сегодня глобальное сообщество не только осознает эту истину, но и говорит о ней. Армяне, проживающие в Карабахе - на днях в Агдаме я тоже говорил об этом - наши граждане, и мы не намерены обсуждать с той или иной страной, в том числе с Арменией, их судьбу и будущее. Это - наше внутреннее дело, граждане армянской национальности будут обладать теми же правами, что и все остальные граждане страны. Во всяком случае, они могут быть уверены в том, что их жизнь, интегрированная в азербайджанское общество, будет значительно лучше нынешней». 

В подкрепление сказанного заметим, что статус освобожденных территорий (без слова «нагорный») официально подтвержден главой государства, указом которого страна условно поделена на 14 экономических поясов, одним из которых стал Карабахский регион - единый и неделимый, куда входят и Ханкенди, и Ходжалы. А это значит, что незадачливому иреванскому оппоненту остается одна перспектива - пусть даже скрипя зубами и озлобившись, смириться с реальностями, о которых шла речь на переговорах. 

Однако даже армянский народ знает, что у этого горе-журналиста семь пятниц на неделе, и, вернувшись в свой парламент после очередного раунда переговоров, он, как правило, откажется от своих обещаний. Ведь это было неоднократно - после ряда московских, сочинских и даже брюссельских встреч, где, казалось бы, ему наиболее комфортно рядом с франкоговорящими шефами. Не станет, думается, исключением и нынешний раунд переговоров, потому что он, в отличие от Президента Ильхама Алиева, учился не в том вузе, рос не в той дворовой и школьной компании, - может быть, по этой причине не знает цену обещаниям. А зря - складывающиеся обстоятельства ему обязательно припомнят, что надо следить за языком, и хорошо, если он это сделает сам, а не, например, голодная до власти оппозиция. 

Армянские СМИ часто пишут, что он боится Азербайджанскую армию, но она действует четко в соответствии с уставом, приказами командиров и инструкциями, а там нет задачи напасть на территории суверенного соседнего государства, но есть концепция безопасности, где в качестве национальных интересов обозначены защита независимости и территориальной целостности государства, а также обеспечение неприкосновенности его границ, признанных на международном уровне. 

Поступательно  и победоносно 

Фактор наступательной дипломатии Президент Ильхам Алиев изначально взял на во­оружение, чему все мы являемся свидетелями. Сегодня позиции независимого Азербайджана на международной арене укрепились настолько, что нет и тени сомнения в том, что каждое слово главы государства тождественно по силе любому подписанному им закону. Причина проста - Азербайджан отдает приоритет отношениям не с изгоями, а с теми партнерами, которые пользуются преференциями и в регионе, и в мировой политике в целом, при этом максимально активно поддерживает реальные инициативы, направленные на достижение мира, стабильности и экономического сотрудничества. Такая тенденция четко прослеживается и в речи Президента Ильхама Алиева на упомянутой конференции. «Фактически мы обсуждаем перспективы Зангезурского коридора не с Арменией, а с Россией, потому что независимость Армении весьма символическая, и мы не хотим тратить время на переговоры с ее руководством. К слову, мы обсудили Зангезурский коридор во время моих последних контактов с российскими официальными лицами, и не думаю, что Армения способна блокировать эту инициативу», - коротко, четко и наглядно информировал глава государства о фактическом положении вещей. 

К списку отработанных материалов можно смело добавить и попавшую по недоразумению в члены Совбеза Францию, которая сама же и вляпалась в неприятную историю «благодаря» глупости ее президента Эмманюэля Макрона. 

Обратите внимание - 6 октября он присутствует на пражской четырехсторонней встрече, способствуя принятию коммюнике, но буквально через неделю дает интервью французскому телевидению, обвинив нас в том, чего мы не совершали. Вслед за этим была принята совершенно неприемлемая и оскорбительная известная резолюция Сената этой страны. Правы были прадеды, придумавшие поговорку о том, что если двух лошадей поставить в одну конюшню, обе со временем начнут проявлять одинаковый характер: Макрону буквально тут же передались двуличие и неуверенность Пашиняна, хотя он представляет вроде как не совсем растерявший авторитет Елисейский дворец. Столь неадекватное поведение и стало своеобразной точкой невозврата, когда одно упоминание его имени отторгает нормальных людей от идеи конструктивных переговоров. 

Президент Ильхам Алиев последователен в своих решениях. «7 декабря должна была состояться встреча в Брюсселе, однако мой помощник Хикмет Гаджиев сообщил мне, что в офисе президента Шарля Мишеля ему сказали, что премьер-министр Пашинян согласился на встречу при одном условии, что в ней должен участвовать и Президент Макрон, а это означает одно - встреча не состоится из-за того, что произошло после Праги, в том числе после попыток Франции совершить нападки на нас на саммите такой гуманитарной организации, как Франкофония, которая никогда ранее не занималась политикой. У нас есть первоначальный текст данного документа французско-армянского тандема, полного инсинуаций, обвинений и оскорблений. Но у нас есть друзья не только в Движении неприсоединения, но и в Европе, помешавшие принятию недопустимого документа. С учетом всего этого становится ясно, что в таких условиях Франция самоустранилась от участия в мирных переговорах между Азербайджаном и Арменией», - констатировал свершившийся факт глава государства в надежде на новый, более конструктивный формат регионального развития. 

 

Хюгуг САЛМАНОВ

 

Бакинский рабочий.-2022.- 30 ноября.- С.1;3.