Точно просчитанный момент

 

Григорий Трофимчук: Сегодня Баку было бы сложнее  освободить оккупированные земли

 

Проходит два года со времени начала Отечественной войны 2020 года. Утром  27 сентября в результате армянской военной провокации были подвергнуты массированному артиллерийскому обстрелу населенные пункты Азербайджана и наши боевые позиции. В результате этой агрессии 11 мирных жителей Азербайджана, включая 2 детей, погибли, также есть жертвы среди военнослужащих. 

В ответ на широкомасштабную провокацию армянских вооруженных сил Азербайджанская армия начала контрнаступательную операцию, получившую впоследствии название «Железный кулак». Как заявил в связи с этим Президент Ильхам Алиев в программе 

 «60 минут» российского телевидения 29 сентября 2020 года: «Мы вынуждены были дать адекватный ответ агрессору и таким образом защитить свой народ, своих людей и свою землю». 

Свою оценку событиям двухлетней давности в эксклюзивном интервью газете «Бакинский рабочий» дал известный российский эксперт-международник Григорий Трофимчук. 

- Почему война все же началась в 2020 году, а не раньше или позже?   

- Как и любое другое явление, событие, война начинается не рано и не поздно, а когда для нее созреют условия и предпосылки. Помимо «апрельской» войны 2016 года было много последующих столкновений, причем не только в непосредственно карабахской зоне, которые и привели к окончательному взрыву. Ту короткую войну 2016 года во многих интервью я сразу же назвал «недовойной», имея в виду, что продолжение неизбежно. От весны 2016 года до осени 2020-го прошло не так много времени, и продолжение состоялось. Но гарантий, что мир теперь здесь навсегда, пока еще нет. Нет мирного договора, нет четких границ, нет реализации пунктов трехстороннего соглашения. Однако в любом случае силы уже ясны - и Азербайджанская армия доказала это на практике. Теперь усиление идет дальше, война 2020 года стала уже историей, которая активно изучается.

- Была ли возможность избежать войны и договориться мирным путем? 

- Такая возможность была. Напомню в этой связи формулу, которую я вывел. Есть проблемы, которые можно решить без всякой войны; если время упущено, то наступает этап, который можно решить только войной; но если и этот шанс позади, то тогда все может решить только война. Азербайджан находился во второй части этой формулы. Азербайджан, как все помнят, пытался договариваться с армянской стороной очень долго, причем при самых разных руководителях Армении. Результат был практически нулевой. Но правительство Пашиняна пошло в этом смысле еще дальше, перейдя на открытые угрозы в адрес Азербайджана прямо с места в карьер, то есть с весны 2018 года. Таким образом, шансов на мирные переговоры оставалось все меньше, пока они окончательно не иссякли. 

В тот же самый период, к осени 2020 года, уже всерьез напрягался весь мир, включая постсоветское пространство, что автоматически оказывало влияние и на атмосферу вокруг карабахской проблемы. Поэтому Азербайджан учел все обстоятельства, которые в какой-то момент сошлись в одной точке. Воевать никто не хотел, но так сложились обстоятельства. И Москве следовало отнестись к такой перспективе более серьезно, обратив внимание на то, что после весны 2016 года переговорный процесс снова был загнан в формальное русло. По этому поводу я не раз «бил в рельс» как эксперт, однако у чиновников свои мозги. Но скажу прямо: Москва и сегодня ведет себя слишком вяло, что неизбежно приведет к новому и уже более серьезному обострению на Южном Кавказе.

- Как складывалась на тот момент международная обстановка вокруг нашего региона? Какой стране на тот момент геополитическая ситуация более благоприятствовала - Азербайджану или Армении?   

- На тот момент перевес был на стороне Баку, не говоря уже о самом мощном камне в основании процесса: блоке международных документов, начиная с резолюций ООН, которые определяли однозначную принадлежность карабахских земель. Но при этом Армения стала считать себя с приходом Пашиняна сильнее, а Азербайджан вел себя политически точно, спокойно, блефом не занимался, готовился, показными танцами не злоупотреблял. Поэтому результат говорит сам за себя. Сегодня, после того как в этом году стабильность в мире была сброшена под откос, Баку, возможно, пришлось бы тяжелее решать подобного рода задачу. Поэтому момент был просчитан точно. Но после знакового визита Нэнси Пелоси в Армению Баку придется готовиться к следующему этапу развития событий, так как внешние, дальние силы регион в покое не оставят. Но на тот момент, сразу же после 27 сентября 2020 года, Азербайджан получил и еще один сильный козырь: его никто не обвинял (помимо Иревана, естественно - Р.Т.) в агрессии. Поэтому международная аура для Баку несколько упростилась. Спасибо МГ ОБСЕ, она была в ауте, впрочем, как и все последние годы.     

- Могла ли война закончиться раньше или, наоборот, продлиться дольше, и что этому мешало или, наоборот, благоприятствовало?   

- Могло быть все что угодно, как и в ходе любой другой войны, где невозможно все просчитать. Думаю, что реакция Москвы тоже сработала на Азербайджан, так как ему представилась возможность спокойно осмыслить ходы прошедшего 44-дневного этапа. В противном случае война могла уже тогда охватить весь Южный Кавказ. Но та же самая «ночная» реакция Москвы фактически спасла и Армению, так как такими темпами Азербайджанская армия могла подойти к стенам Иревана. Так что напрасно многие армяне проклинают сейчас РФ и ОДКБ. В общем, 9-10 ноября все стороны процесса временно остановились, так как в такой обстановке и с такой скоростью можно было спровоцировать ситуацию, к которой тогда мало кто был готов. И вот через два года мы видим, кому такая пауза пошла на пользу.

- Была ли Победа Азербайджана предопределена еще в самом начале войны или все могло поменяться на 180 градусов по ходу войны?     

- У Азербайджана задел для Победы был больше, так как он направлял события, а армянская сторона их лишь догоняла. Воевать в Армении никто не хотел, общество было активно лишь на словах. Взгляните: они с тех пор резко недовольны Пашиняном, но даже его не в состоянии снести. Куда там в таком случае до противостояния с мощной Азербайджанской армией. Азербайджан все просчитал и в плане действий своих союзников, начиная, естественно, с Турции, что тоже создавало мощный стартовый задел. Не говоря уже о качестве оружия, состоянии самой армии, страны и так далее. То есть и в этом смысле тоже воедино были сведены ключевые параметры. В Баку максимально точно оценили и линию возможного поведения, и реакцию Москвы, которая не собиралась воевать на стороне Армении. А вот армянская сторона в этом смысле была далека от реальности. Я много раз говорил в интервью армянским СМИ, что они зачастую переоценивают многие вещи, как бы по-дружески их предупреждая. Но тот, кто не хочет слышать, ничего не слышит. К тому же они не понимают, что РФ - это совсем не СССР. Сейчас они допускают новую грубую стратегическую ошибку, посылая негативные меседжи в адрес ОДКБ. Но без РФ и, фактически, ОДКБ Азербайджан уже сейчас стоял бы не только на азербайджано-армянской границе. Ее, может, уже не было бы вообще. Так что надо отдавать себе отчет в происходящем, иначе ошибки станут еще тяжелее.

 

Роман ТЕМНИКОВ

 

Бакинский рабочий.-2022.- 1 октября- С.5.