Дипломатический триумф

 

Президент Ильхам Алиев сумел отстоять в Праге базовые принципы,  с которыми Азербайджан всегда выступал и выступает сегодня

 

Участие Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева в Пражском саммите «Европейского политического сообщества» посодействует политическому диалогу во имя укрепления безопасности, стабильности и благополучия на Европейском континенте. 

Встречи главы государства с премьер-министром Армении Николом Пашиняном всегда вызывают большой интерес психологов и физиономистов. Воодушевленный присутствием на переговорах в Праге «старшего брата» Эмманюэля Макрона оппонент выглядел более непринужденным и разговорчивым, чем прежде, в надежде на политическую поддержку. И «заграница ему помогла», правда, с намерением Парижа «перетянуть одеяло на себя» в деле «окончательного» решения карабахского конфликта, который по факту давно исчерпал актуальность по итогам Отечественной войны 2020 года. 

В этой связи интересно совместное заявление, принятое по итогам четырехсторонней встречи, в которой участвовал и президент Совета Евросоюза Шарль Мишель. Пункт второй документа гласит, что ЕС намерен создать гражданскую миссию вдоль государственной границы в целях укрепления доверия и помощи двусторонним пограничным комиссиям (занятым демаркацией и делимитацией) посредством докладов. Армения выразила полное согласие на поощрение инициативы Запада, Азербайджан же согласился сотрудничать с упомянутой миссией исключительно в соответствии с национальными интересами. 

В переводе это означает, что то ли политически безграмотный, то ли действительно запрограммированный на реализацию принципа «а мы пойдем на Запад» Пашинян готов поступиться государственным суверенитетом своей страны, и, хотя он плохо разбирается в концептуальном подходе и методике, зато неплох в демагогии.

Пашиняну  увильнуть  не удалось

Интересно его видение государственной безопасности, и тут нам на помощь приходит отредактированная им и принятая в 2020 году «Стратегия…». Обратите внимание на словесную пелену и стилистику документа: «…Как государство, которое заинтересовано в сохранении мира и стабильности и постоянно развивает возможности в этом направлении, Армения продолжит прилагать усилия в направлении своей решающей роли в обеспечении мира, безопасности и стабильности в регионе». 

Искренне жаль политиков и политтехнологов, вынужденных работать с функционально непригодным материалом, нацеленным исключительно на затягивание времени в расчете на благополучную конъюнктуру и «ветер перемен». Однако, невзирая на привычные попытки нынешнего лидера Армении увильнуть от решения насущных проблем, все основные темы - гуманитарные вопросы, делимитация, открытие транспортных коммуникаций и мирное соглашение между Баку и Иреваном - удалось обсудить. Более того, по некоторым пунктам даже удалось прийти к согласию. Например, договоренности по активизации работы по продвижению мирного договора, регулирующего межгосударственные отношения между обеими странами, и поручение министрам иностранных дел еще раз (первое их рандеву ни к чему не привело) встретиться для проработки проектов текстов в течение короткого времени. 

Важно напомнить и выдвинутые главой нашего государства пять принципов, на основе которых Азербайджан и будет подписывать мирное соглашение, и на то, что официальному Баку удалось, как и во время разработки коммюнике по результатам августовских договоренностей в Брюсселе, исключить из текста так называемый «карабахский вопрос», так как это прерогатива и внутреннее дело Азербайджана. 

Президент Ильхам Алиев, отвечая на вопросы журналистов в Праге, заявил: «Вся мировая общественность открыто признает, что Карабах - это Азербайджан! Мы каждый раз говорили это - и в период оккупации, и во время войны, и после нее. Сегодня глобальное сообщество не только осознает эту истину, но и говорит о ней. Армяне, проживающие в Карабахе, - на днях в Агдаме я тоже говорил об этом - наши граждане, и мы не намерены обсуждать с той или иной страной, в том числе с Арменией, их судьбу и будущее. Это - наше внутреннее дело, граждане армянской национальности будут обладать теми же правами, что и все остальные граждане страны. Во всяком случае, они могут быть уверены в том, что их жизнь, интегрированная в азербайджанское общество, будет значительно лучше нынешней». 

Заметим, что статус освобожденных территорий (без слова «нагорный») официально подтвержден главой государства, указом которого страна условно поделена на 14 экономических поясов, одним из которых стал Карабахский регион - единый и неделимый, куда входят и Ханкенди, и Ходжалы. А это значит, что незадачливому иреванскому оппоненту остается одна перспектива, пусть даже скрипя зубами и озлобившись, смириться с реальностями, о которых шла речь на переговорах. Однако даже армянский народ знает, что у этого горе-журналиста семь пятниц на неделе, и, вернувшись в свой парламент после пражского раунда переговоров, он, как правило, откажется от своих обещаний. Ведь это было неоднократно - после ряда московских, сочинских и даже брюссельских встреч, где, казалось бы, ему наиболее комфортно рядом с франкоговорящими шефами. Не станет, думается, исключением и нынешний раунд переговоров, потому что он, в отличие от Президента Ильхама Алиева, учился не в том вузе, рос не в той дворовой и школьной среде, может быть, по этой причине не знает цену обещаниям. А зря, складывающиеся обстоятельства ему обязательно припомнят, что надо следить за языком, и хорошо, если он это сделает сам, а не, например, голодная до власти оппозиция. 

Армянские СМИ часто пишут, что Пашинян боится Азербайджанскую армию, но она действует четко в соответствии с уставом, приказами командиров и инструкциями, там нет задачи напасть на территории суверенного соседнего государства, но есть концепция безопасности, где в качестве национальных интересов обозначены защита независимости и территориальной целостности государства, а также обеспечение неприкосновенности его границ, признанных на международном уровне. 

Армения  на перепутье 

Пашинян своим согласием «поощрить создание гражданской (?! - Примвт.) миссии Евросоюза» вдоль государственной границы между Азербайджаном и Арменией подвесил в воздухе вопрос о союзничестве с ОДКБ. Всем известно, что и кто стоит за «исключительно невоенной» дипломатией, и, если незадачливому премьеру, обладающему незаурядной национальной логикой, кажется, что он всех перехитрил, события ближайшего времени покажут, насколько глубоко он заблуждается. 

Взять хотя бы пункт 9-й трехстороннего Заявления от 10 ноября 2020 года, где дословно говорится: «Республика Армения гарантирует безопасность транспортного сообщения между западными районами Азербайджанской Республики и Нахчыванской Автономной Республикой с целью организации беспрепятственного движения граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях». Так вот, премьер-министр соседней страны радостно сообщил своей общественности, что в пражском коммюнике этот вопрос не нашел отражения. Но разве переговоры в столице Чехии отменяют акт о капитуляции или, может быть, Президент Ильхам Алиев отказался от соблюдения национальных интересов, в которых сообщение с анклавом, блокированным агрессором, являются не меньшим приоритетом, чем карабахский вопрос?   

Глава государства в упомянутом интервью журналистам четко дал понять, что, как говорится, торг здесь неуместен: «Открытие коммуникаций не будет частью возможного мирного договора, это по существу должно быть реализовано в рамках обязательства Армении, которое она взяла 10 ноября 2020 года, но которое не выполняет. И, к сожалению, сегодня опять, когда я обратился к премьер-министру Армении, что в конце концов дайте нам маршрут для автомобильной дороги, опять ответа не получил. Это уже становится даже не смешно, потому что там не такой большой участок, и все знают, откуда должны пройти магистрали. Нам непонятно нежелание добровольно предоставить гуманитарный проезд в Нахчыван, мы столкнулись с вопиющим фактом нарушения принятых обязательств, но мы пока проявляем терпение и должную выдержку, и я уверен, что мы и этого тоже добьемся, но желательно быстрее, чем позже». 

Мировая общественность знает цену словам Верховного Главнокомандующего Ильхама Алиева, он всегда добивается намеченных целей. Сначала несколько раз пытается уговорить оппонента, а затем приговаривает его к соблюдению ранее достигнутых договоренностей. Причем делает это с пользой для провинившегося. Обратим внимание - официальный Баку, имея полное право на сатисфакцию по факту многолетней оккупации, этнических чисток, вандализма и прочих военных преступлений Армении, не стал делать этого, напротив, совместно с политическим руководством России протянул агрессору руку мира. Взамен же получил «женское» жеманство - Иреван почти два года просто-напросто «динамит» процесс нормализации отношений между двумя странами. Большая часть трехсторонних договоренностей так и не выполнена, что вызывает массу вопросов. До парламентских выборов в июне 2021 года Пашиняну сходили с рук его недоговоренности и прочие ужимки, но какие могли возникнуть препятствия после них, когда возглавляемый им блок набрал необходимое количество голосов? 

По сути, пражское рандеву показало, что Баку готов двигаться вперед, а Пашинян, подобно Троцкому, желает сохранить как можно дольше ситуацию «ни войны, ни мира» и пытаться с помощью Запада «отыграть» для себя возможность пересмотра достигнутых договоренностей. Как неоднократно указывал Президент Ильхам Алиев, до сих пор не осуществлен вывод армянских вооруженных формирований из Карабахского экономического района Азербайджана, хотя 4-й пункт четко зафиксирован в трехстороннем заявлении. И если Иреван ничего не намерен выполнять, то должен четко сказать, что «не признает навязанный ему мир, не будет исполнять свои обязательства, отказывается признавать территориальную целостность Азербайджана, не будет выводить с азербайджанской территории свои вооруженные формирования». Но ведь он не озвучивает свои намерения, потому что по опыту 2019-2020-х годов хорошо знает о том, как за 44 дня его страна столкнулась с новой реальностью с катастрофическими последствиями. 

Благо для всех 

Что касается Зангезурского коридора, это вовсе не проект одного только официального Баку, поскольку «армянское» ответвление мультимодального транспортного коридора Север-Юг важно для развития всех стран региона, включая саму соседнюю страну, правительство которой занимается жонглированием понятий «суверенитет», «дорога», «не допустим» и пр. Но ведь это чистой воды демагогия, так как разблокирование транспортных коммуникаций - вопрос времени, и если Пашинян не решит проблему конструктивно, то он своими глазами увидит, как ее решают в принудительном порядке. Но он хотя бы как журналист должен знать, что когда хулигана приводят в полицейский участок, у него никто ничего не спрашивает - составляют акт, выписывают штраф и взимают средства через суд. А пока настойчиво просят, чтобы нарушитель общественного порядка вел себя подобающим образом и не нарушал клятвенных обещаний. 

Так что хочет того Иреван или нет (даже в случае смены режима), мир будет достигнут, тем более что сделано несколько шагов навстречу предсказуемости. Президент Ильхам Алиев, говоря об отсутствии альтернативы миру, в пражском интервью заявил: «В Брюсселе несколько раз проходили трехсторонние встречи, и каждый раз мы все больше приближаемся к миру - во всяком случае, мирному процессу придан импульс... наше намерение заключается именно в скорейшем подписании мирного договора - фундаментального условия для стабильности и будущего процветания региона». 

Хорошо уже то, что диалог на таком уровне начался, так как в ходе беседы проясняются намерения сторон, и если обойтись без дипломатических условностей, то в «сухом остатке» имеем приверженность официального Баку процессу мирного урегулирования на фоне абсолютно нереалистичного и тупикового подхода Иревана к решению застарелой проблемы. И если армянская сторона намерена и дальше упорствовать в своих абсолютно неконструктивных вариантах, трудно ожидать, что переговоры завершатся чем-либо позитивным. 

Базовые условия для мирного соглашения уже сформулированы главой государства: «Пять принципов мирного договора должны быть как можно быстрее парафированы, на основании чего должна начаться работа над текстом соглашения. Я уверен, что этого можно добиться быстро, так как речь идет о базовом достаточно компактном документе из нескольких статей, который определяет в рамках международного права, международного опыта параметры сотрудничества. Тем самым мы перевернем страницу войны и вражды. Комплекс этих вопросов, думаю, будет доминировать в повестке дня и брюссельской встречи в ноябре, которая планируется на уровне руководителей стран, и встречи министров иностранных дел, дата которой еще не определена, и встречи по делимитации, которая должна состояться по нашему предложению в этом месяце в Брюсселе». 

И это исчерпывающая переговорная позиция, которая должна дать результат, если, конечно, с армянской стороны будут присутствовать добрая воля и стремление выполнять взятые на себя обязательства по ненасильственному урегулированию ситуации. Пока что неконструктивное поведение армянской стороны вызывает, с одной стороны, сожаление, а с другой - понимание, что в такой ситуации рано или поздно официальный Баку будет вынужден в очередной раз предпринять иные, помимо дипломатических, шаги для того, чтобы заставить Иреван «включить сознание». 

Мировое сообщество устало от «подросткового» поведения соседней страны, которую не заманишь пряником и не напугаешь кнутом. Но у нас есть железный кулак и есть поддержка в виде Устава ООН, который позволяет наводить порядок при возникновении опасности у границ.

 

Хюгуг САЛМАНОВ

 

Бакинский рабочий.-2022.- 8 октября- С.1;3.