В плену у власти

 

Спектакль, погрузивший зрителей в глубину душевных  переживаний владыки

 

На сцене Азербайджанского государственного академического национального драматического театра прошел спектакль «Шах Гаджар» по пьесе «Вопреки всему сказанному, или Ага Мохаммед шах Гаджар» писателя и драматурга, заслуженного Возрождая давно ушедшее прошлое, автор пьесы выносит на суд зрителей образ главного героя - выдающегося правителя и основателя династии Гаджаров Ага Мохаммед шаха Гаджара, правителя, которого всю жизнь преследовали горести и беды. Возвращая зрителей в историческое прошлое, постановщики спектакля придали минорное звучание событиям, происходящим в глубине веков и оживляющим генетическую память народа. 

В нем выразительными средствами передается отношение главного героя к самому себе, своей семье и приближенным. Шах уверен, что у правителя не может быть друзей, только слуги. Яркими красками показаны его беспощадность к врагам и милосердие к достойным.

Автор, режиссер и художник-постановщик спектакля - заслуженный деятель искусств Азер Паша Нематов, режиссер - Анар Бабалы, композитор - народный артист Сиявуш Керими, художник по свету - Рафаэль Гасанов.

Образ великого правителя Ага Мохаммед шаха Гаджара блестяще воплотил заслуженный артист Аббас Гахраманов, в роли матери Джейран ханым занята народная артистка Лалезар Мустафаева. В спектакле также участвуют народный артист Сабир Мамедов (Садиг хан), актер Эльнар Гараев (Керим хан Зенд), заслуженный артист Анар Гейбатов (Джафаргулу хан), Аслан Ширин (шейх Джафар Тонкабани), актер Матлаб Абдуллаев (Мохаммед Али хан Бейлярбейи) и др. 

...Тьма, ставшая олицетворением внутреннего состояния героя, поглотила зал. Интересным вопросом задается главный герой пьесы Ага Мохаммед шах Гаджар: «Как мрак, посетивший мою душу, мог не очернить мои зеленые глаза?» Этим высказыванием он выражает весь ужас от ситуации, в которой находится, чем и объясняет матери Джейран ханым причину потемневших глаз, а зритель тем временем осознает, что его ожидает ужасающее действо. Это не заблуждение, шах вынужден умертвить своего брата Джафаргулу хана, храброго и мужественного воина, который приложил немало усилий, чтобы возвести его на престол. Анар Гейбатов, который играет храброго героя, сразу завладевает симпатиями публики. Огорчает лишь то, что его нахождение в образе Джафаргулу хана было недолгим,  хотя и выразительным. 

Актеры второго плана, блестяще справившиеся со своей задачей, хорошо передали продажность кучки подданных-предателей, осмелившихся вести подлые игры и подтолкнувших шаха к убийству родного брата. Ага Мохаммед шах, переживший предательство двух других своих братьев, поддался соблазну уничтожить и последнего, Джафаргулу хана. И ему удалось это сделать, однако сам главный герой переживает чувства невосполнимой потери и глубокой скорби. 

Интересной особенностью сюжета пьесы является отсутствие баланса положительных и отрицательных героев. Он основан на греховных чувствах, желаниях и стремлениях ближайшего окружения правителя. Первая сцена спектакля очень ярко передает атмосферу дворцовых интриг, ненасытность, озлобленность и жажду власти приближенных шаха. Световые решения выдвигают важные для отображения объекты на передний и более заметный план. Интересно музыкальное сопровождение, вызывающее волнительные эмоции. Доступные для лучшего понимания пьесы чувства одиночества и ранимости, присущие лишь сильному правителю, выражают двойственность характера Ага Мохаммеда, обусловленную тем, что в нем помимо Человека живет и правитель, вынужденный быть жестоким. 

Достаточно интересным элементом сюжета является образ матери, которой, согласно историческим данным, к тому времени уже не было в живых. Не покидает ощущение того, что образ Джейран ханым - лишь игра фантазии автора. Диалог между матерью и сыном протекает в форме, напоминающей беседы двух личностей, которые постоянно противоречат друг другу. Высокий профессионализм Лалезар Мустафаевой позволил гармонично и доступно отобразить сильную духом, воинственную и волевую Джейран ханым. 

Магию сценическому действу придает вылившееся в эпизод появление главного врага правителя - Керим хана Зенда. Устрашающая аура ночи, под покровом которой, как по заборам памяти на затерянной возвышенности, расхаживает Керим хан Зенд, преследует хана как кошмар. Он задает вопросы, провоцирует шаха на ответы, передающие его внутренние переживания. Леденящий образ врага, не убившего, но уничтожившего будущее шаха, переполняет зрителей сочувствием к главному герою. Словно ремарка, эта сцена раскрывает глубину чувств, таившихся в образе правителя. 

Выделенный из общего сюжета эпизод взросления шаха ярко отображает его способность на чистую, искреннюю любовь, со временем высмеянную Керим ханом Зендом. Актеры, сыгравшие маленького мальчика и его будущую возлюбленную, чуть повзрослев, снова появляются на сцене, отображая силу любви и боль отчаяния повзрослевшего владыки. 

Богатый язык автора пьесы и его обширные познания в области истории позволяют зрителям узнать о многих событиях того времени, включая научные открытия. Так, в процессе беседы Ага Мохаммед шаха Гаджара и Керим хана Зенда зрители вникают в особенности медицины, затронутые в труде гениального ученого Ибн Сины «Китаб аш-Шифа», что говорит о его начитанности и многогранности. 

Значительную часть сцены занял трон - символ непомерной власти и бесконечных распрей, придавший яркость художественному оформлению спектакля. Во тьме костюмы, усыпанные яркими драгоценными камнями, а также главный атрибут правителя - изысканная, достойная шаха корона - выступают как символы. В спектакле упомянут поход Ага Мохаммед шаха Гаджара в Карабахское ханство, где судьба уготовила ему погибель. В конце спектакля звучит монолог правителя, преступившего грани возможного. Совершив подлое убийство, он открывает двери в новый исторический период. 

О шахе, чье имя увековечено в исторической летописи, рассказано многое, особо отмечены его проницательность и сила, дальновидность и мудрость. Так, британский дипломат и историк Роберт Уотсон в своем труде «История Персии с начала девятнадцатого века до 1858 года» так писал о шахе, судьба которого легла в сюжет спектакля: «Возможно, величайшим примером самопожертвования, которое могло бы потребоваться от такого человека, как Ага Мохаммед, было воздержание от мести за кровь своего отца, который был убит лидером соперничающего клана; он обладал мудростью, чтобы увидеть, - дом, разделенный против самого себя, не может устоять, и для того, чтобы обеспечить поддержку всего объединенного племени, он простил соперничавшее с ними семейство и в течение своего правления продолжал использовать многих его членов на некоторых высоких постах в своем ханстве. Такое поведение принесло отличные результаты; примеру Ага Мохаммеда последовали его преемники, и на сегодняшний день (1864) армия Персии находится под командованием лидера верхнего клана гаджарского племени. Ага Мохаммед нашел Персию в состоянии анархии, и он видел, что только сильной рукой можно навести порядок в этой стране. Первый гаджарский монарх был непомерно алчным, но деньги были для него в конце концов лишь инструментом. Алчность, с которой он пытался стать обладателем всех драгоценных камней, ранее принадлежавших короне, легко понять, поскольку обладание ими его наследником вероятнее всего привело бы к консолидации власти. Активность и упорство, продемонстрированные этим выдающимся человеком в течение его долгой жизни, достойны заслуженной похвалы, а доказательство его дальновидности и мудрости можно обнаружить в том факте, что царство, которое он передал своему наследнику, с тех пор сохранило свою целостность под правлением гаджарских принцев». 

 

 Фарида АББАСОВА

 

Бакинский рабочий.-2022.- 13 октября.- С.8.