Вандализм армянам простить нельзя

 

Вера Войханская: События в Карабахе, учиненные армянами, не имеют никакого оправдания

 

На судьбоносном пересечении эпох, когда Азербайджан, проходя через воистину трагические события своей новейшей истории, ценой неимоверных усилий строил независимое государство, многие наши соотечественники еврейской национальности, не уступавшие азербайджанцам по степени патриотических чувств, толерантности и преданности земле, на которой они родились, в силу некоторых, далеко не благоприятных явлений были вынуждены в начале противоречивых и нелегких 90-х годов покинуть страну. 

Ностальгия по родному городу свойственна всем бакинцам, независимо от их национальной и религиозной принадлежности, и они не стесняются говорить об этом, считая за честь признаваться ему в вечной любви.

Сегодня мы хотим представить нашим читателям бакинку Веру Войханскую, музыковеда и знающего программиста. Она родилась в Баку, родители и даже бабушка по матери тоже были бакинцами. Вера росла в самом центре города, окончила класс программистов знаменитой школы №134 в 1971 году. Так сложилось, что еще в 10-м классе она поступила в музыкальное училище им.А.Зейналлы на теоретический факультет и параллельно училась сразу в двух местах -  утром шла в школу, а после - в музучилище. 

Рассказывая об этом периоде своей жизни, причем вставляя в свою речь азербайджанские слова и известные выражения с чисто бакинским произношением, Вера ханым признается, что свою жизнь она планировала несколько иначе, но пути Господни, как говорят, неисповедимы - судьба распорядилась по-своему, и жизнь сложилась так, как сложилась:

- Когда я училась на 3-м курсе, из жизни ушел мой отец, Войханский Ефим Семенович, который много сделал для нашей страны (я имею в виду Азербайджан - свою родину - В.В.). У него была единственная в мире коллекция марок Азербайджана, которая выставлялась в то время на всех мировых выставках. Отец вырос в Ичери шехер, учился в школе №6 и окончил ее с серебряной медалью, поступив затем в АзИ. Работал на «Нефтяных Камнях» под руководством знаменитого инженера Каверочкина, потом в «Азгоспроекте» и Госстрое республики. Папа - автор книги «История почтовых марок Азербайджана», изданной в 1971 году в Баку, второе издание увидело свет уже после его кончины в Москве в 1976 году. 

Окончив музучилище, я решила поступить в консерваторию (ныне Бакинская музыкальная академия им.Узаджибейли - БМА), а после завершения там учебы в 1979 году по распределению была направлена в музыкальную школу города Шамаха. 

Буквально через месяц после того, как выпускница консерватории приступила к работе учителем музыки, ее вызвал к себе директор музшколы и в административно-командном тоне сказал, что она должна поехать в министерство и оформиться на позицию завуча школы. «Поначалу я испугалась, - вспоминает Вера ханым, - совсем еще девчонка, и вдруг такая ответственность, но директор успокаивал, что все объяснит и поможет». 

Вот так, совмещая должность завуча и преподавателя теоретических дисциплин, она проработала в районной музшколе 7 лет, а не 3, как полагалось в советское время. После того, как директор ушел с работы, молодой музыковед еще полтора года преподавала в музыкальной школе шамахинского поселка Мараза. Случай свел ее с человеком, с которым впоследствии ее связали прочные дружеские отношения. 

- Это был Назим Гурбанлы, который в тот момент был директором музыкальной школы №25 в Ахмедлы. Этой школе нужен был завуч, и многие рекомендации касались моей кандидатуры. Мы очень творчески, в самом высоком смысле этого слова, поработали два с половиной года, после чего наступил 90-й год, начавшийся с январской трагедии. 

- Этот год и разделил вашу жизнь на «до» и «после»? 

- Совершенно верно. Настроение у всех было далеко не самое лучшее, родные очень переживали, боялись, как бы со мной что-то не случилось, поэтому меня буквально сломали и уговорили уехать в Израиль. Это решение было очень тяжелым для меня, но сказать матери и бабушке, что я остаюсь, я не имела никакого морального права. Таким образом, в начале ноября 1990 года мы вылетели сначала в Москву, потому что выезжать из Союза можно было только через его столицу, а 23 ноября приземлились в аэропорту «Бен-Гурион» Израиля. 

- Как сложилась ваша дальнейшая жизнь в Израиле, наверняка она была связана с музыкой, не так ли?

- Верно, а какая же жизнь без музыки? Мы приехали в Хайфу, на тот момент в этом городе жил друг отца, и остановились у них. Но получилось, что мы так и остались в Хайфе, я живу здесь по сегодняшний день. 

Что касается концертной деятельности, с 1993 года я все больше работаю с молодежными ансамблями. С ними мы играем все, иногда даже классику, но больше хороший, подчеркиваю, качественный рок, джаз, инструментальную музыку, вокал и т.д. 

- Как строится репертуар вашего ансамбля, удавалось ли выступать в нашем городе и планируете ли проведение концертов в Баку? 

- В настоящее время я также работаю в интернате, где проживают ребята без родителей, приехавшие учиться в старших классах. Этот проект на иврите называется «НААЛЕ», дети совершают алию, т.е. восхождение в страну, раньше своих родителей. Это очень способные ребята, там, кстати, есть и бакинцы. В творческом плане могу сказать, что все у меня нормально. 

Что касается личного творчества, случилось так, что в 2012 году мне позвонила солистка нашего ансамбля Элизабет Брайтман, которую я знала очень давно, мы иногда пересекались и расходились, но творчеством не были связаны. Лиза работала в женском трио и попросила меня присоединиться к этой работе. Сначала я аккомпанировала им, потом через полгода к нам примкнула Вера Быховская, затем пришел Ефим Эдельштейн, появился скрипач, и, таким образом, наш ансамбль «Дольче вита» («Жизнь прекрасна») активизировал свою деятельность и концертные выступления. В 2019 году в наш коллектив не без моего участия пришел вокалист Владислав Эстрин, который когда-то был моим учеником. Я пригласила его прийти и послушать, чем занимаются люди старшего поколения. Влад пришел, послушал… и больше не ушел - остался с нами, вот уже четвертый год. Что касается выступлений, чисто математически в год мы даем 10-12 концертов, и эту работу делаем для души и собственного удовольствия. Вопрос репертуара мы решаем сообща, включая сольные и ансамблевые номера, и в творческом плане у нас полная гармония. Мы всегда стараемся поддержать и помочь друг другу, репертуар подбираем продуманно, стараясь исполнять и классические, и джазовые, и популярные произведения в стиле рок, которые на сегодняшний день превратились в настоящую классику. Мы достаточно много выступаем с концертами по всему Израилю, участвуем в фестивалях, поем на многих языках, нас приветствуют представители разных стран, которых в Израиле множество. Во время пандемии наш ансамбль принимал участие в нескольких онлайн-фестивалях, в том числе и в БМА, а также в евразийском фестивале «Хрустальный пост», по результатам которого наш дуэт Э.Брайтман-Встрин занял второе место и получил благодарственное письмо за развитие международных культурных связей от жюри фестиваля. В программе нашего ансамбля популярные песни немецких, американских, французских и русских композиторов, джазовые композиции, а также отрывки из классических оперетт и мюзиклов. Исполняем также советские песни 50-60-х годов, делаем записи. Что касается выступлений в Баку, несколько лет назад я и солистка ансамбля «Дольче вита» Элизабет Брайтман выступили с концертом в БМА. 

 

- У вас есть творческие контакты с азербайджанскими музыкантами и нашей консерваторией?

- Относительно творческих контактов с родной альма-матер - БМА скажу так: совершенно неожиданно для меня года три назад со мной связался директор музыкальной школы-студии при БМА имени Узаджибейли, профессор Тарлан Сеидов и попросил принять участие в качестве члена жюри, оценивающего теоретические работы учеников старших классов музыкальных школ, училищ и колледжей. Я с удовольствием согласилась и уже несколько раз принимала участие в работе судейской коллегии, за что получила благодарность от ректора, уважаемого профессора Фархада Бадалбейли. Конечно, я поддерживаю отношения с теми, кто в той или иной степени причастен к родной консерватории и музыке. 

- Хотелось бы узнать о вашем отношении к освобождению города Шуша и других карабахских земель. Есть ли желание увидеть сердце Карабаха и его культурную столицу?

- О, это вопрос, на который ответить спокойно невозможно. Прежде всего должна сказать, что о карабахском конфликте не может быть никаких споров. Те, кто сидят по ту сторону нашей азербайджанской границы, абсолютно самовлюбленные, безграмотные, простите, одноклеточные существа. В данном случае я имею в виду не армянский народ, а руководство Армении, которое танцует под дудочку своего лобби за рубежом. А то, что Карабах никогда не имел никакого отношения к армянам - это исторический факт. Эти недалекие люди забыли собственную историю и как вообще они оказались на исторических землях Азербайджана. Мы никогда не простим армянам ложь, подлость и лицемерие, а также вандализм и варварство по отношению к религиозным святыням. 

Что касается поездки, конечно, очень хотелось бы увидеть красавицу Шушу. Возможно в следующий свой приезд на Родину смогу посетить этот благословенный край, он меня в первую очередь интересует с исторической точки зрения.

- Вера ханым, благодарю вас за интересную беседу и знайте, что мы всегда вам рады и с нетерпением ждем вашего приезда! 

 

Афет ИСЛАМ 

 

Бакинский рабочий.-2022.- 13 октября.- С.7.