Формула настоящего музыканта

 

К юбилею заслуженного деятеля искусств, профессора Кямали Неймановой

 

Проникая в глубины познания музыкального искусства, мы четко понимаем, что оно выступает художественным переосмыслением человеческих переживаний и объективной действительности, нацеленным на гармонизацию отношений между людьми, между человеком и природой, человеком и вселенной.

Однако, чтобы музыкальное искусство жило, как нам этого хотелось бы, нужна поддержка профессиональной школы, где нерушим принцип преемственности поколений, где классическое наследие стоит во главе угла и является источником всего нового, созидательного и передающегося в будущее…

В эти дни отметила свой юбилей замечательный человек, профессиональный  пианист, педагог, посвятивший всю свою сознательную жизнь музыкальному искусству, заведующая кафедрой «Камерный ансамбль» Бакинской музыкальной академии, лауреат международных конкурсов, заслуженный деятель искусств, профессор Кямаля Нейманова.

Сразу оговорюсь, что, когда появилась идея интервью с Кямалей ханым, в первую очередь я решил связаться с ее старшим сыном, проживающим в США, экс-инженером компании Google, учредителем СEO стартапа в сфере образования Бахтияром Нейманом, который в четырех предложениях раскрыл видимые и невидимые черты личности нашей героини: «Я очень многим обязан моей маме. Благодаря своей титанической работоспособности она находила силы работать в консерватории, поддерживать дом в безупречном порядке и заниматься со мной и моим братом до глубокой ночи, когда мы учились в школе. При этом ее высочайшая профессиональная этика, жесткое неприятие каких-либо компромиссов в вопросах качества работы и ежедневное выкладывание на 100% каким-то чудом сочетались с удивительной чуткостью, заботой, теплотой и поддержкой, которая так нужна в преподавательской работе. Понимание того, насколько сильно утомляет человека физически, интеллектуально и эмоционально такая работа, пришло мне в более зрелом возрасте, и мне хочется надеяться, что ее студенты осознают, как тяжел преподавательский труд».

После этого искреннего и лаконичного портретного описания личности нашей героини, не теряя время, я попросился к ней в гости. И вот мы сидим и пытаемся разобраться в сложнейших перипетиях и взаимосвязанности музыки с педагогикой, мастерства с талантом, успеха с неустанным трудом и во многом другом, что находится между всем этим.

- Вы прошли славный творческий путь. Расскажите, пожалуйста, как и по чьей инициативе вы стали учиться музыке?

- Мои родители не были музыкантами, даже не имели музыкального образования. Мой папа был геологом, а мама врачом. Дома царил культ шахмат и точных наук. И родители не собирались направлять детей в область музыки. В школьные годы я активно участвовала на городских математических олимпиадах, была членом шахматной сборной школы. Но дома было пианино, на котором никто не умел играть. Этот волшебный инструмент с ранних лет притягивал меня. Сначала я сама подбирала на нем знакомые мелодии, никто меня не учил, и только в 9 лет родители, уступив моим просьбам и требованиям, привели меня в ближайшую музыкальную школу. Так что, отвечаю на ваш вопрос - в мир музыки меня притянула сама музыка.

- С чем ассоциируются ваши самые яркие детские музыкальные впечатления?

- B музыкальной школе №8, где началось мое музыкальное образование, царила очень серьезная атмосфера. Все предметы преподавались очень добротно. Светлая память директору школы Р.Рагимовой, которая знала цену каждому преподавателю и ученику, направляла способных учеников в лучшие руки. Так я оказалась в классе Цили Моисеевны Коробовой. Ее самоотверженность, требовательность, полная эмоциональная отдача на уроках очень повлияли на формирование моего понимания и отношения к составляющим нашего труда. С большой благодарностью вспоминаю педагога по музыкальной литературе Ларису Михайловну Гендельман. Думаю, благодаря ее подаче я влюблялась в каждое произведение, которые мы изучали, а потом тащила папу в нотный магазин к дяде Захару, которого хорошо помнят музыканты старшего поколения, покупались ноты и пластинки симфоний, опер, и я их слушала, как говорится, до дыр. 

Одно из самых ярких впечатлений детства - это первое посещение концерта симфонического оркестра. Оркестр меня заворожил. То состояние потрясения, которое я испытала в 10 лет, я помню до сих пор. Волны мягкого оркестрового звучания вошли в мою детскую душу и оставили зависимость на всю жизнь. Мне повезло оказаться в «правильных руках» на каждом этапе своего образования. 4 года в классе Розалии Марковны Межебовской в Музыкальном училище имени А.Зейналлы считаю периодом бурного роста, когда ныряешь в мир яркого сложного репертуара, охватывая его скорее эмоционально. А годы учебы в Консерватории в классе Эльмиры Сафаровой - это взросление, попытки осознания глубинного смысла произведений и мучительный поиск путей и средств для выполнения сложных художественных и технических задач.

- Вы известны и как педагог, и как концертирующий пианист. Что вам ближе и каковы для вас главные различия в этих видах профессиональной деятельности?

- Исполнительство и педагогика - взаимосвязанные виды деятельности. Известно, что хорошим педагогом может быть только хороший исполнитель, а вот хороший исполнитель может не быть хорошим педагогом (возможно моя героиня хотела сказать, что: хороший педагог может быть хорошим исполнителем, а вот не каждый хороший исполнитель может быть хорошим педагогом). Педагогика включает в себя, помимо понимания музыки и владения секретами исполнительского мастерства, еще и умение расчленить общее на тысячи составляющих, чтобы услышать недостающее звено в общей мозаике исполнения и найти путь внедрения этих составляющих мелочей в головы и руки очень разных индивидуальностей.

Исполнительское мастерство включает в себя ментальную и физическую стороны, постигнуть секреты которых возможно, только пропустив через себя огромное количество произведений, исполняя их.

Недостаточно правильно и красиво объяснять суть музыкального произведения. В воспитании пианиста не менее важно правильное обучение физической стороне исполнения, технике или ремеслу. Только владея мастерством можно выполнить самые глубокие и тонкие художественные задачи. В разные периоды жизни баланс между исполнительской и педагогической работой у меня менялся. В последние годы, конечно же, педагогическая работа превалирует. Подготовка студентов к огромному количеству проектов - концертов, конкурсов - отнимает много сил и времени. Но я стараюсь находить время и для своих занятий и концертов тоже.

- Вы принимали участие в различных республиканских и международных творческих проектах. Что вам больше запомнилось и что лично вам дало это участие?

- Я участвовала в трех международных конкурсах в номинации камерный ансамбль (фортепианные дуэты). На первом международном конкурсе в Италии я участвовала с нашей прекрасной пианисткой Н.Алияровой, где мы заняли 2-е место. В двух последующих конкурсах я участвовала с профессором Российской музыкальной академии имени Гнесиных Е.Багровой, с которой в Москве мы заняли 1-е, а в Литве - 2-е место. Сыграно огромное количество концертов камерной музыки с азербайджанскими и зарубежными музыкантами из Австрии, Германии, Израиля, России, Турции. Я благодарна судьбе и каждому музыканту, с кем мне довелось готовить концертные программы, за бесценный опыт.

- С развитием техногенной цивилизации даже у талантов возникают проблемы с реализацией их творческого потенциала. Как вы можете охарактеризовать творческий и образовательный процессы в области музыки в нашей стране на данном этапе?

- Проблемы с реализацией творческого потенциала молодых я бы связала с качеством образования и спросом в обществе на данный вид искусства. Музыкальное образование у нас переживает схожие проблемы, что и образование в других областях. Сегодня профессия классического музыканта не входит в число престижных, в то время как она всегда считалась элитарным видом искусства. Ведь ее понимание требует серьезной подготовки. И чтобы создать почву для развития этой области, мы должны неустанно поднимать не только уровень образования профессиональных музыкантов, но и общий музыкально-культурный уровень общества. А культуру, как сказал один выдающийся ученый, следует насаждать. Насаждать всеми хорошо известными методами пропаганды, образовательными программами. Но тут возникает вопрос - а кто будет это делать? Есть ли у нас достаточное количество квалифицированных кадров для этого? Воздействовать на умы и души молодых, тянуть их к высоким целям и развивать могут умные, образованные, креативные, харизматичные люди. Но кто из обладателей этих качеств в обществе выбирает педагогическую деятельность при финансовой непривлекательности профессии? Из-за сложности изменить что-то в этой причинно-следственной связи, если и появляются отдельные яркие личности, средний уровень падает все ниже и ниже. Воспитание подготовленной публики - сложная, масштабная, системная работа. Пробудить интерес к серьезной музыке с детства - залог успеха. A интерес может возникнуть при соприкосновении с очень ярким, талантливым, грамотным проявлением этого искусства.

- Как стать востребованным пианистом?

- Формула настоящего музыканта, пианиста в частности, хорошо и давно известна. Это - талант плюс огромный труд, основанный на гигантской мотивации, генерируемой изнутри, другими словами - любви. Роль педагога здесь - в поддержании огонька этой любви, в научении труду и развитии мышления.

- Все ли студенты оправдывают ваши ожидания?

- С большинством студентов у меня выстраиваются особые, теплые отношения. Ведь наши занятия проходят индивидуально. На протяжении многих лет (а с некоторыми я начинаю работать со старших классов), несколько раз в неделю (в формате один на один) мы вместе преодолеваем этот тернистый путь, полный радости, увлеченности, воодушевления, а также и разочарования, иногда отчаяния. Особую атмосферу создает подготовка к фестивалям, конкурсам, концертам, где я выступаю вместе с ними на сцене, вместе знакомимся с новыми людьми, сценами, странами, музыкантами.

Очень рада за многих бывших студентов, которые для продолжения образования приняты в престижные консерватории, университеты Европы, Америки, Канады. Положительный результат в нашей работе возможен при полной отдаче и педагога, и студента. Важно правильно оценив умственные, эмоциональные, психологические, физические данные каждого студента, выстроить стратегию и тактику работы с ним, где следует не перегибать, но нельзя и не дожать. Ведь решая задачи на грани выполнения, удается перешагнуть на другую ступень развития. Этот шаг требует от студента концентрации всех ресурсов и воли, на что не всем хватает характера. Но именно такая концентрация двигает работу вперед и приносит радость. Это касается студентов всех уровней, ведь я работаю не только с яркими детьми, которым удалось заявить о себе и которые часто выступают на сцене и выигрывают конкурсы. Порой ученики, пришедшие с очень серьезными проблемами посадки и рук, с неразвитым слухом, с которыми начинаешь почти с нуля, благодаря мотивации и осознанности двигаются быстрее, чем так называемые «звезды». Талант, осознанность, мотивация, которую хорошо бы не искать извне, - вот качества идеального студента. Но с таким сочетанием качеств рождаются единицы.

Абульфаз БАБАЗАДЕ

 

Бакинский рабочий.-2022.- 27 октября.- С.7.