Окончательный водораздел

Последние события показали, кто есть кто

 

В частых перипетиях в истории государств интеллигенция сталкивается с дилеммой, является ли она локомотивом национального развития, а если нет, то хотя бы ответить на вопрос, в каком лагере ей место. Максим Горький в эссе «С кем вы, мастера культуры?», например, ссылался в своей марксистской отповеди на мыслителей уровня Освальда Шпенглера, Поля Валери.

 

Отечественные порождения глобальных социальных сетей, мнящие себя «совестью нации», хотят, чтобы мы упомянули их имена в связи с нападками на помощника Президента Азербайджанской Республики - завотделом по вопросам внешней политики Администрации главы государства Хикмета Гаджиева, но для них это слишком почетно.

 

Состоявшаяся на днях в Шуше показательная конференция для представителей иностранного дипломатического корпуса и международных организаций как раз и стала водоразделом между нормальным большинством общества, гордящимся итогами Отечественной войны, и малочисленными безграмотными маргиналами, придирающимися к деталям усилий политического руководства страны по укреплению мира и его твердой приверженности повестке поступательного развития региона.

 

Чтобы понять, о чем речь, важно обратиться к программному интервью Президента  Ильхама Алиева АзТВ в поселке Басгал Исмаиллинского района, излучающему уверенность в правоте, опирающейся на принципы международного права:

 

«Максимальная действенность и в то же время краткосрочность операции «Возмездие» показывает, что мы, хоть и сильны, не хотим новой эскалации, потому что по итогам Отечественной войны добились желаемого военным, а затем военно-политическим путем. Мы со временем реализуем и другие наши инициативы, так что закрепленность в нашей повестке дня как тактических, так и стратегических шагов - реальность. И Армении известно - мы знаем, что и когда надо делать, и то, что наши слова совпадают с делами. Мы неоднократно предупреждали, чтобы они не играли с огнем, вели себя хорошо, приняли новые реалии и не прибегали к военным провокациям».

 

Это непосредственное обращение к мировому сообществу, в том числе к официальным Парижу и Вашингтону должно дать понять, что Азербайджан мог бы на своей территории в рамках закона наказывать всех, кто не чтит уголовный кодекс, однако оно дает шанс команде премьер-министра Никола Пашиняна семь раз отмерить, при этом не затягивать процесс так долго, как ей хотелось бы.

 

Показателем новых реалий для мира является и тот факт, что национальная армия вошла на территорию Лачинского коридора (административный центр плюс села Забух и Сус), перерезав главную артерию армянского сепаратизма в Карабахском экономическом регионе. И эта реальность нормально воспринята большинством международного сообщества, что отразилось на представительстве в Шушинской конференции - более ста зарубежных дипломатов побывали в Физули и Шуше.

 

Аккредитованные в Баку, Анкаре, Тегеране и Москве иностранные послы и военные атташе в эти исторические времена также приехали ознакомиться с процессом восстановления освобожденных земель Азербайджана. И то, что среди них не оказалось дипломатических представителей Франции и США, демонстративно отказавшихся от участия в данном мероприятии, является исключительно их проблемой и головной болью.

 

Не менее четко, чем Вашингтон и Париж, высказал бескомпромиссную позицию своего государства помощник Президента Азербайджана Хикмет Гаджиев. Он напомнил, что «США и Франция не были заинтересованы в мирном урегулировании карабахской проблемы», а отсутствие американских и французских дипломатов на конференции охарактеризовал как «неуважение территориальной целостности Азербайджана». И это не голословное обвинение, так как неделю назад глава Госдепа США Энтони Блинкен назначил своего закадычного друга Филипа Рикера новым «сопредседателем» функционально несостоявшейся и в декабре 2020 года публично похороненной главой государства Минской группы ОБСЕ.

 

Постоянное же представительство Франции при этой структуре примерно в эти дни отметилось внешне ничем не спровоцированным и ни к чему не приуроченным гаденьким «твитом» о пользе и важности американо-французско-российского формата сотрудничества в рамках совместного председательства, словно это не оно отворачивалось от Москвы на фоне назревающей войны в Украине…

 

Ясно, что Вашингтон и Париж, исходя из разнонаправленных личных интересов, хотят сохранить возможность влияния на региональный процесс, а потому заинтересованы в сохранении хотя бы искорки, которая может вновь раздуть карабахский межэтнический конфликт. И единственным гипотетически существующим механизмом для их возвращения на фоне узаконенного присутствия там Москвы является реанимация сотрудничества с МИД РФ с тем, чтобы затем вытеснить русских оттуда. Но им бы еще подумать, как это сделать при отсутствии реальных рычагов воздействия…

 

Заявление Хикмета Гаджиева относительно политики США и Франции в отношении Азербайджана словно привело в действие спусковой механизм для скоординированной атаки местных и зарубежных активистов в социальных сетях - как на самого помощника Президента, так и на национальную внешнюю политику в целом. Для «политической» оппозиции и вовсе стали праздником слова главного дипломатического советника о том, что во время 44-дневной Отечественной войны азербайджанские войска могли, но не вошли в Ханкенди.

 

«Во время войны национальная армия была очень близка к тому, чтобы войти в Ханкенди, но мы этого не сделали. Конечно, это было очень трудное решение с военной точки зрения, но для нас это было также и моральным вопросом. Для нас была нежелательной гибель мирных жителей, что является краеугольным гуманитарным вопросом человечности», - изящно заявил Гаджиев перед армией зарубежных дипломатов, созерцавших виды покорно ожидающего своей интеграции Ханкенди с высоты свободной и величественной Шуши.

 

То было красиво обернутое заявление карьерного дипломата, выступающего перед своими коллегами по цеху, среди которых есть и профессиональные провокаторы, записывающие все нюансы на планшеты и телефоны. Зарубежные политические свидетели должны смириться с реальностью, свидетельствующей о том, что официальный Баку применяет не грубую, а достаточную и необходимую силу, отдавая предпочтение защите жизней собственных граждан, независимо от их этнической, расовой и религиозной принадлежности.

 

И это абсолютно нормально, поскольку повестка любых международных конференций, посвященных послевоенным реалиям, всегда имеет ярко выраженную гуманитарную составляющую - восстановление разрушенных территорий, разминирование, выяснение судеб и мест захоронений граждан, пропавших без вести в ходе военных действий, обсуждение экологического ущерба, восстановление доверия между людьми в регионе. Мы бы действительно стали беспокоиться за Хикмета Гаджиева, если бы он вдруг начал бряцать перед зарубежными послами оружием, воспевать мощь наших «коммандос» и грозиться освобождением от остатков нацистов и фашистов и без того окруженного Ханкенди, а в качестве вишенки на торте попросить рядом стоящих офицеров спецназа показательно пальнуть из артиллерии по офису Араика.

 

Впрочем, эту операцию, если понадобится, армейские подразделения быстро и эффективно осуществят по приказу Верховного Главнокомандующего в ответ на вражеские безответственные провокации, причем никого не предупреждая, как это было, например, в случае с апрельскими боями 2016-го и недавней операцией «Возмездие». Когда именно надо будет такое повторить, и надо ли будет вообще, уполномочен определять только один человек, обладающий для этого, к тому же, безотказным политическим чутьем.

 

Помнится, 19 июля Президент Ильхам Алиев, принимая делегацию во главе с председателем комитета Европарламента по внешним связям Дэвидом Макалистером, в пух и прах раскритиковал несостоятельную позицию части членов этой структуры, назвав ее необоснованной:

 

«Против нас иной раз звучат обвинения, оскорбления, распространяется лживая информация, и я уже не помню числа антиазербайджанских резолюций, принятых в различное время Европейским парламентом, включая «документ», принятый по итогам Отечественной войны. Это вызывает отдельное беспокойство, потому что в этой резолюции ссылаются на разрушение армянского культурного наследия в Карабахе, что не соответствует действительности».

 

Но то устойчивая позиция депутатов Европарламента, пропитанных из поколения в поколение «христианской солидарностью», а потому можно понять, когда они, на протяжение восьми веков отравленные антитурецкой идеологией, совершали незаконные визиты в азербайджанский (!) город Ханкенди, проводили встречи с сепаратистами, не желая видеть разрушения не только религиозных храмов и культурных памятников Азербайджана, но даже надгробий.

 

Гораздо хуже, когда теми же методами и терминами пользуется местная «политическая» оппозиция, по-попугайски за мзду (тридцать сребреников) повторяющая бред европейских патронов. Смешнее всего то, что среди авторов антинационального бреда и его комментаторов есть люди, которые были во власти с 15 мая 1992 по 15 июня 1993 года и подведшие страну к самому краю пропасти. Точную оценку ситуации во время VII съезда правящей партии «Ени Азербайджан» дал Президент Ильхам Алиев:

 

«Для того, чтобы представить те дни, достаточно взглянуть на события, происходящие сегодня в Армении. Это - фактически их отражение, безнадежность, царившие в обществе тотальная апатия, депрессия, отсутствие доверия к какой-либо политической силе, отсутствие доверия к власти, отсутствие доверия к оппозиции - вот картина тогдашнего молодого независимого Азербайджана. Как страна может развиваться в такой ситуации? Наши земли захватывались, территориальная целостность была нарушена, из Армении были изгнаны более 300 тысяч азербайджанцев, из Нагорного Карабаха были изгнаны все азербайджанцы, Шуша и Лачин оказались под оккупацией, между Карабахом и Арменией возникла географическая связь, появились беженцы, переселенцы, и никаких основ для будущего, для изменения неприглядной картины не было».

 

Сегодня эти маргиналы пытаются учить успешную власть, с которой считается все мировое сообщество, как надо устанавливать государственный суверенитет над всеми территориями Азербайджана. Для наглядности приведу пример из футбола, в котором «разбираются все» - целый ряд комментаторов из далеких от этого вида спорта стран ругают действия защитников и нападающих сборных Испании, Франции, Бразилии либо Германии, хотя если им самим дать мяч в ноги, они запутаются в нем на счет раз-два…

 

Хюгуг Салманов

Бакинский рабочий - 2022.-1 сентября.- С.1, 3.