Хлеб - всему голова

 

Мерило нашей воспитанности и духовности

 

Захотелось мне порассуждать о том, что хлеб - всему голова. Эта старая пословица известна, пожалуй, всем еще с малых лет. Из собственного детства мне вспоминается, как в каждом доме ценили хлеб. Нам внушали, что землю, которая дает хлеб, и хлеб, на котором держится жизнь на земле, надо любить и беречь. С детства учили не выбрасывать хлеб, даже если он черствый. «Скорми птичкам», - говорил дедушка.

 

Не хочу говорить, что в Баку хлеб валяется под ногами. Бакинцы хорошо знают ему цену. Сегодня мы, как и раньше, покупаем его в магазине, и он часто запечатан в пакет или вообще порезан на удобные ломтики. Оглядываясь назад, вспоминаю, как в детстве мы выстаивали в очереди по нескольку часов за хлебом, особенно зимой, когда  выпадал снег. Магазин находился недалеко от нашего дома, всего в каких-то 5 минутах ходьбы. Выйдя из дома,  я шла в сторону вкусного запаха. Запах свежеиспеченного хлеба распространялся на десятки метров и притягивал к себе. Сложив это теплое добро в тряпочную клетчатую сумку, я шла домой. Но хлеб так вкусно пах, что не было сил удержаться и не попробовать. Один раз - ведь ничего страшного? Но в итоге, обкусав всю хрустящую вкусную корочку, домой я приносила то, что осталось. Меня не ругали, видимо, все понимали.

 

Каждому из нас приходилось слышать о необходимости уважительного и бережного отношения к хлебу. Уважение к нему - это традиция. Это традиция тех, кто трудится, кто зарабатывает хлеб трудом своих рук. Хлеб был продуктом, вызывающим особое, можно сказать, святое чувство, и не случайно, что самая священная клятва азербайджанцев - это клятва на хлебе. Хлебом, как именем матери, клянутся. Оказавшись в трудной жизненной ситуации, просят Всевышнего не лишать их его и встречают самых уважаемых гостей хлебом-солью.

 

«Хлеб - всему голова», «Хлеб - это святое», - любят поговаривать наши бабушки и дедушки. Потому как помнят они те времена, когда его не было. И этими словами они хотят донести до нас, что надо с трепетом относиться не только к самому хлебу, но и к мозолистым рукам, вырастившим его. А сегодня мы видим, как люди выбрасывают хлеб, как некоторые учащиеся школ бросают недоеденные бутерброды в мусорные баки. Очень больно на это смотреть.

 

Человечество знает ужасные времена без хлеба, когда вымирали целые села и города. Во время Второй мировой войны   даже небольшой ломоть хлеба продлевал людям жизнь, а его - отсутствие лишало ее. Тогда жизнь сильно зависела именно от того, был ли хлеб в семье. Никогда не уйдут из памяти людей и их потомков легендарные 125 граммов - драгоценный, на ладони помещавшийся маленький кусочек, в котором были сила, тепло и сама жизнь, и людям не приходилось выбирать хлеб по сортам - ели то, что было, и по составу хлеб далеко отличался от привычного нам.  Это были 125 граммов, которые состояли из соевой муки, жмыха, целлюлозы, отрубей и отбойной пыли. Сейчас нам сложно представить, как в 1941-1944 годах, кроме этих роковых 125 граммов, люди ничего не получали (это было суточным пропитанием). И потому хлеб  не просто продукт питания - это самое надежное средство защиты от голода.

 

Часто приходится слышать от покупателей нарекания в адрес производителей, мол, «хлеб стал уже не тот». Да, мы стали жить гораздо лучше. Сейчас у нас в стране изобилие хлеба и хлебных изделий, и выбираем мы его в соответствии  со своими вкусами. Мы стали относиться к хлебу как к чему-то привычному, стали забывать истинную его цену.  На кухне даже у самой рачительной хозяйки иногда образовываются излишки хлеба. Муж по дороге домой прихватил «про запас», гости принесли, сын «купился» на аромат горячего хлеба. Случается. В итоге что-то съедается, что-то залеживается - и аппетитные изначально буханки черствеют.  Мы соблазняемся свежим хлебом или чуреком.  А что же с тем хлебом «про запас»? Остается, сохнет, плесневеет, черствеет.  И тогда  люди просто выбрасывают его.

 

Куда же девать его, спросите вы - хлеб, который, хочешь - не хочешь, изредка остается? Проще всего - не покупать лишнего. А уж если он остался, то самый простой вариант использования черствого хлеба - сделать сухарики, которые  с удовольствием можно погрызть во время просмотра любимого сериала, или в целлофановом пакете положить отдельно от мусорных баков. Эти кульки не трогают мусоросборщики, а забирают  в основном те, кто держит домашних животных.

 

Говоря о хлебе, невозможно обойти стороной и «Музей хлеба» в Агдаме. Да, да, тот самый,  который был сожжен, разграблен и разрушен армянскими вандалами, как и сам город. Расположенный на мельнице, украшенный мозаикой, он открыл свои двери в 1983 году и быстро стал символом города. Его экспонаты включали образцы окаменевшей пшеницы, старинные орудия земледелия - соха, молотильная доска, нож, серп, ручная мельница II века («киркире»), молотилка («чарчар»). Здесь также экспонировалась применяемая в 30-е годы прошлого века машина «Триер» для разделения зерна и примесей, мучные изделия, в том числе виды хлеба, которые пеклись в различных регионах, и опаленный кусок хлеба из блокадного Ленинграда (1941-1944).

 

Никто не просит вас есть хлеб с плесенью (хотя до такого лучше просто не доводить). Но, занося руку над мусорным ведром, задумайтесь. Задумайтесь и вспомните о миллионах голодных людей по всему миру, о детях, умирающих от голода, о матерях и отцах, отдающих им последние крохи и погибающих, спасая своих детей. Вспомните - и уберегите себя от того, что хотели совершить.

 

Не надо быть большим философом, чтобы понять, что такое ХЛЕБ. Я не обожествляю его, нет, но понятие хлеб больше, чем понятие, намного больше! И нельзя его взять, да и выбросить в мусорное ведро. В хлебе - наша совесть...

 

 

 

Наталья БАБАЕВА 

Бакинский рабочий -2022.- 1 сентября.- С.4.