Несоизмеримые величины

Пять неизменных принципов Азербайджана против мимикрии Армении

 

Очередная трехсторонняя встреча в Брюсселе Президента Азербайджана  Ильхама Алиева с премьер-министром Армении Николом Пашиняном при посредничестве председателя Евросовета Шарля Мишеля, кроме прочего, показала системообразующую политическую разницу в «весовых категориях» между двумя странами Южного Кавказа.

 

 

 

Все познается  в сравнении

 

Не вникая в перипетии сопоставления возможностей официального Баку и Иревана «со дня сотворения мира», нарисуем меняющуюся диспозицию в картинках по итогам Отечественной войны 2020 года, по ходу которой Азербайджан укрепляет политические и дипломатические успехи, вплоть до утверждения суверенитета в зоне Лачинского коридора.

 

Итак, вынося за скобки внутреннюю политику, получаем, что за этот период с целью максимальной защиты достижений в условиях сложной послевоенной динамики Президент Ильхам Алиев успешно реализовал стратегию по нанесению визитов в различные «центры силы» и корректировке своей риторики в зависимости от ситуации.

 

Особенно это почувствовалось в заявлениях главы государства, касающихся России, где он в целом положительно оценивает азербайджано-российские отношения, включая миссию российских миротворцев в Карабахе, а также четко проводит «красные линии» и прилюдно акцентирует внимание Кремля на беспокоящих нас вопросах. Например, он публично потребовал ответа, как у Армении оказались ракеты неэкспортного варианта, предназначенные для комплекса «Искандер-М». С другой стороны, Президент сумел избежать серьезных дискуссий о вступлении в возглавляемые Россией ЕАЭС и ОДКБ, вопреки многочисленным заявлениям о «чуть не свершившемся факте» и четким «приветственным» сигналам из Москвы.

 

При этом 15 июня прошлого года в рамках Шушинской декларации были официально оформлены союзнические отношения с Турцией, достигшие пика благодаря соблюдению тезиса общенационального лидера  Гейдара Алиева «Одна нация - два государства». Кроме того, приоритетом обеих стран является перспектива единства интересов тюркских государств, о чем свидетельствует стамбульское решение Тюркского совета о переименовании в Организацию тюркских государств в ноябре 2021 года. Другими словами, именно стратегическое партнерство Баку и Анкары оказывает значимое влияние на позитивное отношение государств Центральной Азии к давно ожидаемой интеграции, имеющей большое будущее.

 

Принятие в структуру Туркменистана, обладающего потенциалом узловой роли в энергетике и логистике, также имеет большое значение для нашей страны, но, прежде всего, интеграция тюркского мира придает отечественной дипломатии невероятные возможности с точки зрения распространения ее мягкой силы на более широкую географию, включая Афганистан и Пакистан, Иран, Сирию и Ирак.

 

Что касается непосредственно отношений с Арменией, Президент Ильхам Алиев на десять ходов вперед просчитал, что нельзя давать повод для реваншистских настроений, провоцирующих масштабную нестабильность в этой стране, могущую перекинуться на обширный регион, а потому важно не складывать яйца в одну корзину - то есть, поддерживая атмосферу плодотворного сотрудничества с Россией, следует учитывать интересы Евросоюза, а по возможности и США. И это (с учетом усиления послевоенного тактического и материального перевеса в регионе)  не «попытка усидеть на двух стульях», а стремление стать незаменимым звеном увязывания интересов трех явных и тайных антагонистов.

 

Что мы имеем с армянской стороны? Во-первых, системный кризис, связанный с понятием «миацум», застрявшим костью в горле и у самой общественности, и диаспоры, и ее международных патронов. Пашинян не первый, кто не может хотя бы на вербальном уровне игнорировать «вопрос единения от моря до моря», но по-другому не может быть в стране, на гербе которой расписана турецкая гора Агрыдаг, в учебниках истории приоритетом является развенчанная архивными данными лженаука, а в центре столицы стоит памятник фашистскому прихвостню Нжде, к которому на поклон водят всех учеников. Самое прискорбное - армяне с молоком матери до сих пор впитывают ненависть к тюркам, свидетелями чего является практически все советское поколение тех же азербайджанцев. Глупость их сентенции в том, что они, хоть и признают данную скверность национального характера, наивно привязывают ее к так называемому «геноциду 1915 года», хотя достаточно прочитать их классику и даже архивы переписки их средневековых царей с французскими королями, чтобы проследить антитурецкие корни, восходящие к XIII веку.

 

Обратите внимание, со дня провозглашения Иреваном государственной независимости там сменились три президента плюс премьер парламентской республики, и все они являются заложниками сложившегося фундамента ненависти или, как минимум, высокомерного отношения ко всем соседям. На протяжении 30 с лишним лет они только тем и заняты, что клянчат деньги «на христианское милосердие», но по итогу «кидают» своих же благодетелей, распиливая бюджет благотворительности.

 

Потому суть деятельности премьер-министра Никола Пашиняна сводится к популизму, благодаря которому «улица» избрала его лидером. То он борется с коррупцией, «выщелкивая» отдельных персонажей типа «Робсона», Робика и Сержика, то организовывает митинги против российского военно-политического присутствия с экономическим базовым коэффициентом, то «мамой клянется» избирателям, что «о предательстве национальных интересов речь больше идти не будет».

 

Однако больше всего его уровень «руководителя» подчеркивает рефлексивность ответов на высказывания Президента Ильхама Алиева о том, что «азербайджанцы обязательно вернутся в Иреван, Зангезур, Басаркечяр, Ведибасар и другие исторические земли». Как мантру повторяет он и необходимость реанимации потерявшей актуальность Минской группы ОБСЕ, потому что та на протяжении 30 лет защищала исключительно «права армян Арцаха», забывая о беженцах собственно из Армении и вынужденных переселенцах из семи ныне освобожденных от оккупации районов (итого миллион с лишним человек).

 

Но самый показательный штрих к его характеру - когда Никол, добровольно добавив приставку и.о. к собственным полномочиям, в июне прошлого года в разгар предвыборной борьбы предложил Президенту Ильхаму Алиеву взять в плен своего сына Ашота «в обмен на всех армян, которые по-прежнему находятся в плену». Это была вишенка на торте, даже поинтереснее той, что демонстрировала его жена Анна с автоматом в руках в окопе на линии соприкосновения еще до начала Отечественной войны, когда все руководство Армении в едином порыве проявляло цивилизационную ненависть к азербайджанцам.

 

 

 

В сухом остатке -  принципы  международного права

 

Может быть, успешный внешнеполитический опыт киноактера Рональда Рейгана (накопив огромный государственный долг, он доказал слабость позиций во внутренней политике) послужил примером для подражания комикам и цирковым артистам? Однако те, кто идет по пути популизма и блефа (как в случае с «подготовкой» в 1980-е годы к звездным войнам), не должны забывать, что возможности американской и, например, армянской экономики и дипломатии несоизмеримы.

 

В сухом остатке все то, о чем сегодня говорит Никол Пашинян, направлено на торпедирование идеи подписания мирного договора. Вместо того чтобы признать границы друг друга, мы вынуждены констатировать, что официальному Баку приходится подстегивать даже выполнение пункта 4 трехстороннего Заявления от 10 ноября 2020 года о выводе армянских войск с территории, подконтрольной российским миротворцам. Кроме того, в Армении все еще пытаются говорить о каком-то «статусе» несуществующего образования под названием «Нагорный Карабах», то есть налицо сохранение территориальных претензий реваншистов, которые забывают о том, что в регионе объективно сложилась новая геополитическая реальность, и если у них будут претензии к нам, то и у нас будут претензии к ним.

 

Потому у официального Иревана, если не принимать в расчет эмоции и жалобы его руководства в мавзолей Ленина и Папе Римскому, остается один путь: мягко говоря, «понизить планку в карабахском вопросе», как ему советовали зарубежные лидеры, а также немедленно начать мирные переговоры.

 

Тем более что внешнеполитическое ведомство Азербайджана на всех уровнях неоднократно заявляло о готовности к субстантивным интенсивным переговорам с Иреваном по подписанию мирного соглашения в случае безоговорочного принятия им пяти базовых принципов. Повторим вкратце, что это предполагает:

 

- взаимное признание суверенитета, территориальной целостности, нерушимости государственных границ и политической независимости друг друга;

 

- взаимное подтверждение отсутствия территориальных претензий государств друг к другу и юридическое обязательство не предъявлять подобные претензии в будущем;

 

- воздерживаться от угрозы безопасности друг друга в межгосударственных отношениях, от применения угроз и силы против политической независимости и территориальной целостности друг друга, а также от иных действий, несовместимых с целями Устава ООН;

 

- проведение делимитации и демаркации государственной границы, установление дипломатических отношений;

 

- открытие транспортных и иных коммуникаций, установление других соответствующих коммуникаций и сотрудничество в иных областях, представляющих взаимный интерес.

 

Эти принципы, во-первых, приемлемы, во-вторых, ведут к стабильности и развитию в регионе, а в-третьих, выбивают почву из-под ног карабахского клана, собирающего пока немногочисленные митинги недовольных маргиналов, но могущего вылить агрессию в нечто похожее на октябрьскую трагедию 1999 года. К сожалению, предпосылки для этого есть, пока живы оганяны, кочаряны, саргсяны, ванецяны и прочие агенты спецслужб, потому правительство соседней страны должно хотя бы во имя будущих поколений и всеобщей дороги к Храму забыть про многовековых «антитурецких тараканов» в собственных головах.

 

 

 

Хюгуг САЛМАНОВ

Бакинский рабочий - 2022.- 3 сентября.- С.4.