И дым отечества нам сладок и приятен

 

Домашний туризм - это увлекательно, интригующе, интересно

 

Мода на путешествия в последние годы обрела значение почти брендовых ценностных характеристик. Ментальная оболочка этого явления не что иное, как проявление светского снобизма. Особенно в кругу молодых женщин, где приняты разговоры на тему: где, что, когда и сколько…

День второй: прогулка к вершине «Спящая красавица»

Об уникальности габалинской канатной дороги я слышала от наших семейных друзей Гасановых. Их туристический сезон длится весь год, и при первой же возможности они отправляются в тот уголок Азербайджана, где еще ни разу не были. Но одно дело - услышать, а другое - увидеть! И вот вместе с доброй волшебницей Эльмирой ханым мы отправляемся в путешествие к вершине «Спящая красавица».

Она прекрасный гид и рассказчица. Только настоящий патриот может так бескорыстно и самозабвенно «делиться» с малознакомым человеком своей любовью к Отечеству, его истории и культуре. Это чувство каким-то непостижимым образом перетекает в слушателя и вот уже ты смотришь на все глазами рассказчика. И сама испытываешь чувство неподдельной гордости, что живешь на этой земле и можешь наслаждаться и красотой земли, и душевной красотой людей, по своей сути миролюбивых, дружелюбных и гостеприимных.

Предъявив билеты, мы садимся в комфортабельную, с прозрачными стенками, кабину. Угол обозрения - 360 градусов. Стартовая площадка расположена рядом с отелем «Кавказ Риверсайд» на высоте 956 м. Отсюда мы продвигаемся ко второй точке маршрута. Она называется «Туфандаг» и расположена на высоте 1660 м. Первый подъем самый крутой и захватывающий. Проплывая над деревьями, расщелинами и крутыми выступами вытертых ветрами гор, мы замираем от восторга, не находя слов для выражения чувств. Высадившись на остановке «Туфандаг», прогуливаемся по площадке, пьем чай, гуляем. Выясняю, что мы в зоне горнолыжного курорта. Здесь очень любят проводить время и отечественные, и зарубежные туристы, катаясь на лыжах и сноубордах.

Спрашиваю у чайханчи: туристов из каких стран бывает больше? Оказалось, что приезжают из разных стран мира. Только зимой больше из бывших советских и европейских стран, а летом - из арабских. Я и сама видела, что преобладающее количество - это представители арабских стран и Ирана. Они довольно динамично перемещаются в пространстве, несмотря на совсем нетуристический вид одежды: и мужчины, и женщины одеты в длинные одеяния. Женщины облачены в чадру, мужчины - в платья до щиколоток, с длинными рукавами и непременным головным убором (косынка или шапочка). Они достаточно уверенно и свободно чувствуют себя в нашей стране. Видимо, по этой причине и считают, что культура поведения в другой стране - из ряда условий, которые обязательны не для всех. Однако…

Мы продолжаем наше путешествие, поднимаясь к третьей точке маршрута. Это уникальное маленькое селение в горах под названием Дурджа. Оно расположилось между скальными породами на маленьком пятачке земли, как в гамаке! Если посмотреть на него сверху сквозь прозрачные стенки парящей над деревней кабинки, то именно такое ощущение и появляется…

Я смотрела сверху на селение и думала о том, что люди, живущие здесь, наверняка счастливы. Она, деревня, конечно же, меняет свой внешний облик в соответствии со временем. Но здесь все так же живут пастухи и их дети. У них - мерная, мирная, размеренная жизнь в окружении гор и первозданной природы. Говорят, что на зиму пастухи и их семьи возвращаются с гор в низину. Так было всегда. Так было во все времена. Помните? У Мирзы Фатали Ахундзаде в пьесе «Мусье Жордан…» речь идет именно об этом: весной с начала марта отары овец перегоняют в горы, а осенью возвращают в предгорную деревню...

С грустью расстаемся с этой почти пасторальной картинкой и отправляемся дальше, к четвертой точке маршрута. Это - «Спящая красавица». Она - завершение маршрута, его кульминация. Высота здесь - 1920 м и ощущение, что если слегка подпрыгнуть, то можно дотронуться рукой до краешка висящего над вершиной облака, а зацепившись, покататься на нем, любуясь красотой ландшафта, а потом вернуться обратно, на землю. Здесь прекрасный ресторан с интригующим названием «Шале Стэйк и Вайн Хауз» и огромной террасой, с которой открывается умопомрачительная панорама гор экзотической красоты. И по этой причине путешественники-туристы, дабы продлить очарование этим прекрасным уголком природы Азербайджана, присаживаются к столикам ресторана, смотрят, фотографируются, как будто хотят навсегда запечатлеть в памяти все эмоциональные ощущения, чтобы увезти их с собой. В свои дома, города и страны. А потом - вспоминать и рассказывать друзьям… Я, глядя на них, понимала их чувства.

Сами собой всплывали в памяти стихи о горах Расула Гамзатова, Роберта Бернса и, конечно же, Самеда Вургуна:

Я ходил по горам, 

я глядел меж лугов

В журавлиные очи 

родных родников;

Издалека выслушивал 

шум тростников

И ночного Аракса 

медлительный ход…

Здесь я дружбу узнал, 

и любовь, и почет.

Можно ль душу 

из сердца украсть? -

Никогда! Ты - дыханье мое, 

ты - мой хлеб и вода!

Предо мной распахнулись 

твои города.

Весь я твой. 

Навсегда в сыновья тебе дан,

Азербайджан, Азербайджан!

 

(Продолжение следует)

 

Валентина РЕЗНИКОВА

 

Бакинский рабочий.-2021.- 24 сентября.- С.7.