Апрельский урок не пошел впрок

 

Ильхам АЛИЕВ: Это - не только жест, а продуманная политика для того, чтобы перевернуть страницу войны

 

Апрельские бои так и не стали уроком для армянской армии, а их «всемогущая» диаспора вместо того, чтобы осознать пропасть между развитием Азербайджана и Армении и готовить нацию к долгосрочному миру, решила вдохнуть в нее деструктивный дух реваншизма. 

Даже не верится, но прошло семь лет с начала экзекуции оккупационного корпуса Сержика Саргсяна на фронтовом направлении Агдере-Тертер-Агдам-Физули, вошедшей в историю как «четырехдневная война». На самом деле войны как таковой не было ввиду несоизмеримого морального и военно-технического превосходства высокомотивированной армии Азербайджана, жаждущей освободить несправедливо захваченные земли предков, над армянскими солдатами, пригнанными из Иревана и прочих населенных пунктов страны-агрессора. Мир столкнулся с краткосрочным наказанием зарвавшегося лилипута, практически подавившегося непосильным куском территорий, хотя наши солдаты и пришли на помощь оккупантам, предложив им добровольно оставить амбиции, не соответствующие их размеру ни в региональном, ни тем более в геополитическом масштабе. 

У победы, как водится, множество отцов, некоторые из них утверждали, что бои прекратились по первому их телефонному звонку, на самом деле Серж Саргсян, убедившись в необратимости освобождения чужих земель, заявил российскому президенту Владимиру Путину о том, что он готов пойти на уступки, о чем свидетельствует июньская того же года трехсторонняя встреча глав Азербайджана, РФ и Армении в Константиновском дворце Санкт-Петербурга. Тогда на публике никто ничего не сказал, а бывший карабахский слесарь сидел с виноватым видом, потупив взгляд в свои ботинки, да и что он мог сказать? Хотя нет - за месяц до начала Отечественной войны на пресс-конференции он заявил, что его «доблестные солдаты выиграли апрельскую войну, и Президент Азербайджана вынужден будет признать независимость Арцаха». 

В нормальном обществе такие шутки неуместны, особенно когда страна за пару дней теряет сотни солдат, зато армянские журналисты растиражировали бахвальство на весь мир, а затем мы удивляемся, как мог тогдашний пресс-секретарь минобороны Армении Арцрун Ованнисян с 27 сентября по 9 ноября 2020 года врать, что их солдаты уже подходят к окрестностям Баку.

Президент Ильхам Алиев 31 марта 2017 года по случаю годовщины апрельских боев на встрече с военнослужащими, особо отличившимися во время превентивных событий, четко и хлестко охарактеризовал национальную болезнь соседней страны: «Армения на протяжении многих лет создает мифы о своей армии, утверждая, что она у них самая мощная и непобедимая. Да, они выиграли первую военную кампанию, когда у нас царили хаос, анархия, шла борьба за власть, после чего в 1992 году тандем НФА-«Мусават» совершил военный переворот, и мы стали терять наши земли и стратегические позиции. Это было предательством по отношению к государству, и армяне вместе с их внешними покровителями, пользуясь ситуацией, оккупировали наши земли. Вот объективная история, которую должно знать и молодое поколение, однако апрельские бои развенчали созданные мифы и легенды, продемонстрировав, что единственно мощной в регионе сегодня является азербайджанская армия. Эти бои показали, что, не получая помощи извне, Армения не сможет удерживать под оккупацией захваченные земли. Они и сами вынуждены признать это». 

Правда, не все даже самые трезвые армянские эксперты это признают по факту освобождения и даже возрождения Карабаха и Восточного Зангезура, тем более что противники урегулирования (они же сторонники нацистской идеологии) все еще пытаются «переосмыслить» результаты Отечественной войны и найти где-то на стороне виновников крушения самопровозглашенного сепаратистского режима. То есть, реваншисты все еще лелеют несбыточную мечту о повторной оккупации территорий нашей страны, не имея для этого ни одного реального рычага воздействия на ситуацию. Оказывается, не только апрельские уроки, но и официальная капитуляция не отрезвили замутненное коллективное сознание армян, забывших, что это они более 35 лет назад создали нацистское движение «Крунк», при посредничестве советских властей «командировали» в Карабах ливанских и сирийских террористов, сожгли и разграбили многочисленные населенные пункты как в Западном Азербайджане, так и в Карабахе, - это не мы, а иностранные журналисты окрестили Агдам «Хиросимой Кавказа». Об уничтожении целых городов, в том числе Физули и Джебраила, пишет и британский журналист Томас де Ваал во всемирно известной книге «Черный сад». Об этом написано и в не менее известной книге Харольда Кейна «Нарко-Карабах», где вообще раскрыты тайные схемы обогащения непризнанного преступного режима сепаратистов. «За последние десятилетия эти прекрасные земли неуклонно превращались в растущий эпицентр глобальной преступности. Для афганских и пакистанских наркобаронов, китайских и африканских торговцев людьми и ловких западных торговцев оружием Нагорный Карабах стал рабочей базой и центром глобального криминала», - отмечает во вступлении к своей книге автор, знающий тему не понаслышке. 

При этом даже спустя три десятка лет псевдопатриоты и прочие радикальные националисты с тоской вспоминают период оккупации и «упущенные возможности» для армянской экономики, которая якобы могла бы укрепиться за счет ресурсов оккупированных азербайджанских районов. Однако сложно всерьез воспринимать риторику демагогов, рассуждающих об упущенных возможностях никем не признанного оккупационного режима. Уничтожение Агдама, доведение Физули, Джебраила и многих других населенных пунктов до состояния руин свидетельствуют о неспособности армянских политиков освоить ресурсы захваченных земель. Если бы даже оккупированные азербайджанские районы не пострадали в результате военных действий, их судьба под контролем Армении все равно не могла оказаться благополучной ввиду полного обезлюживания. Оккупационная политика Иревана никак не предполагала (и сейчас мы это видим по организованным насильно протестам карабахских армян) равноправного проживания армянской и азербайджанской общин на захваченных территориях, а политические заявления о якобы готовности предоставить гражданам Азербайджана право проживания в пределах так называемой «НКР» сложно было бы рассматривать всерьез. 

Примечательно, что процесс оккупации Карабаха был инициирован диаспорой во Франции и сопровождался громкими лозунгами «армянского всеединства», которые якобы были призваны объединить разрозненный этнос. Благодаря идеологам сепаратизма простые люди тоже не на шутку полагали, что жители не только бывшей Армянской ССР, но и Сирии, Египта, Ирана, Западной Европы и даже Америки устремятся на захваченные земли. Преступники создавали на оккупированных землях даже «свободные экономические зоны», но мало кто из жителей относительно благополучного зарубежья на трезвую голову пожелал бы поселиться в зоне неурегулированного конфликта, а потому «проект НКР» так и остался карманной затеей сепаратистов, превративших регион в свою вотчину, а в 1998-2018 годах усевшихся на самой вершине пирамиды власти официального Иревана. 

Изгнание азербайджанцев с их земель при неспособности остановить миграцию из самой Армении (сегодня в этой стране официально проживают 1,5 млн людей - вдвое меньше, чем до Отечественной войны), а также пустые надежды на то, что диаспора будет годами содержать страну, раскрыли бесперспективность националистической политики. Благодаря верхоглядству и национальному узколобому эгоизму армяне, вместо того, чтобы взять на вооружение передовые идеи Президента Ильхама Алиева о торжестве толерантности, мультикультурализма и интернационализма, на долгое время лозунгом для себя и своих потомков провозгласили политику и даже «культуру» цехакрона Гарегина Нжде. В итоге глупые люди (бывшие слесари, фрезеровщики и фармацевты), проводившие губительную для своего народа националистическую политику, обрекли весь этнос на незавидное положение, а самопровозглашенное образование, которое радетели «айдата» и «миацума» пытались превратить в предмет политического торга, так и не было признано никем в мире, в том числе даже самой Арменией.

Теперь и сам Никол Пашинян, премьер-министр страны, грезящей реваншизмом, очнувшись от летаргического сна, открыто заявляет, что в бывшей НКАО проживало армянское и азербайджанское население, а потому и власть в Карабахе не может быть полностью армянской. «В 1993 году Совбез ООН принял резолюции, в которых признает суверенитет Азербайджана и нерушимость его границ», - напоминает внутренней аудитории площадный крикун, хотя делает это не искренне, а в расчете повлиять на геополитическую конъюнктуру с тем, чтобы члены Совбеза надавили на Баку в плане предоставления максимальных преференций карабахским армянам. 

Это результат преступного образа мыслей, когда даже самые высокопоставленные политики думают не о будущем региона, пусть хотя бы своей нации, а о том, сколько можно заработать на той или иной словесной комбинации. Тем не менее, напоминаем горе-премьеру, что Президент Ильхам Алиев мудрым долготерпением в корне изменил ситуацию - он мог бы не подписывать трехстороннее Заявление от 10 ноября 2020 года, сославшись на отсутствие гарантий со стороны правительства Армении, но он подписал документ, будучи уверенным в том, что желающий усидеть в кабинетах власти Никол Пашинян вместе со своей витиевато разглагольствующей командой будет до последнего шанса держаться за кресло и юлить как перед мировой общественностью, так и перед внутренней агрессивной аудиторией. 

Глава государства, выступая в Университете АДА на международной конференции под названием «Новый взгляд на Южный Кавказ: постконфликтное развитие и сотрудничество», откровенно и без дипломатических экивоков сказал ведущим мировым экспертам, что не верит в правильную оценку Арменией нашего гуманного поведения в ходе войны, что вызывает большое сожаление: «Мы говорим о постконфликтном развитии и должны концентрировать внимание на определенных элементах, которые могли бы привести к дальнейшему примирению. Однако в Армении так долго проводилась политика демонизации Азербайджана, хотя мы демонстрировали гуманизм не только во время войны, но и после нее. Мы передали противнику тела более 1500 его солдат и вместе с российскими миротворцами принимаем участие в поисковых операциях. Но в первой Карабахской войне пропали без вести 4 тысячи наших военнослужащих, при этом ни одно тело нам не возвращено. Вот разница между нами. Они перевозят по железной дороге свои грузы в наш город Барду, а оттуда - в течение 5-6 часов автомашинами через Лачинский коридор, что обходится гораздо быстрее и дешевле, чем перевозка грузов воздушным путем в Иреван. Я могу привести многие другие примеры, где мы могли бы отказать, но дали разрешение, и это - не только жест, а продуманная политика для того, чтобы перевернуть страницу войны». 

Четверть века назад, во времена надежды на то, что два народа со временем сами решат проблему без войн и кровопролития, представители азербайджанской общественности, в том числе и ваш покорный слуга, не раз бывали в одном из цехов иреванского коньячного завода «Арарат», где возле «бочки мира» (во всяком случае в 1999-2004 гг.) стоял единственный на территории этой страны флаг Азербайджана наряду с флагами Армении и России. На этом вместительном сосуде, в котором коньяк хранится с мая 1994 года - со времени Бишкекских соглашений о прекращении огня, - есть также подписи и пожелания тогдашних президентов трех стран и сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Тогда все подписанты были единодушны в том, что бочку непременно откупорят, если конфликт будет улажен окончательно. Однако долгая выдержка, столь ценимая в крепких напитках, в данном случае превратилась из достоинства в проклятие, так как до сих пор армянская власть выискивает варианты, могущие оттянуть время принятия мирных соглашений. 

Вроде бы все ясно - на стороне справедливости и принципов международного права все мировое сообщество, во время апрельских боев 2016 и Отечественной войны 2020 годов агрессору если кто и оказывал «точечную» помощь, она не соответствовала определению необходимости и достаточности, и пара сотен радетелей «христианской солидарности», обжегшись на рвении Азербайджанской армии, досрочно покинули боевые позиции. Ни одна страна мира, включая ближний Иран и дальнюю Францию, не готова рискнуть ради изгоя пойти на окончательный разрыв отношений с официальным Баку. 

Практически все факторы, как объективные, так и субъективные, включая огромный экономический, дипломатический и военно-политический перевес Азербайджана, говорят в пользу подписания перспективного мира в регионе, но эта «бочка мира» все еще продолжает пылиться в цеху коньячного завода. Хотя сдается, что она ждет Общину Западного Азербайджана, готовую вернуться на землю предков... 

 

Хюгуг САЛМАНОВ 

 

Бакинский рабочий.-2023.- 1 апреля.- С.1;3.