На звуки его игры слетались соловьи...

 

Этапы формирования музыкального самосознания народа

 

В Азербайджанском национальном музее ковра в рамках проекта «Знаменитые родовые фамилии города Шуша» прошла лекция, посвященная известному музыканту Мирзе Садыху Асад оглу (Садыхджан).

 «Желающий стать искусным мастером прежде должен быть профессионалом!» - говорил в свое время мэтр, снискавший славу не только в родном крае - городе Шуша, но и далеко за его пределами. 

Своим мастерством виртуоз­ный тарист не только покорял сердца слушателей, но и привносил в мир музыкального искусства свои новаторские идеи. 

Так, к примеру, отзывался о нем видный турецкий музыковед Рауф Ектабек: «Музыкальная слава Садыха распространилась по всему Кавказу. Великий тарист Садых к пятиструнному тару добавил еще 6 струн, тем самым обогатив его».

Самоотверженное стремление к созданию мелодий, никогда ранее не звучавших, рождало в нем силу влияния на все живое, что окружало его. Об этом свидетельствуют многочисленные отзывы любителей и профессионалов музыкального искусства. «Его изумительная игра на таре обладала какой-то необъяснимой властью над людьми. Опытный мастер-виртуоз, Мирза Садых часто играл без медиатора, поднося тар к самому подбородку. Чтобы левой руке было легче, он поднимал ее как можно выше. А иногда играл на таре, прислонив его к шее. В сад на звуки его игры слетались соловьи», - писал музыкант Мешади Сулейман Мансуров.

...Гости, находящиеся в предвкушении начала мероприятия, размышляли об искусстве, хранящем в себе многовековые традиции мугама. 

Заведующий филиалом Национального музея ковра в городе Шуша Азер Абдуллаев, приветствуя гостей, представил их участникам мероприятия.

Член Союза писателей Азербайджана, доцент Азербайджанского государственного экономического университета, праправнук Садыхджана Эльхан Джафаров начал выступление с биографии своего выдающегося предка: «Рассказывая о Садыхджане, часто обращаются к книге Фирудина Шушинского «Отец тара», посвященной жизни и творчеству известного тариста. 

Садыхджан родился в 1846 году в городе Шушаяга мальчика к национальной музыке, исполнению народных песен стала заметна уже в детстве, поэтому отец отвел его в новую музыкальную школу известного музыковеда Харрата Гулу».

Далее слово было предоставлено пропагандисту и исследователю мугама, доктору философии по филологии Гюльгусейну Кязымлы. Ученый отметил, что, будучи мастером игры на таре, Садыхджан был также и прекрасным композитором, создавшим такие мугамы, как «Махур-хинди», «Орта Махур», «Забул Сегях», «Харидж Сегях», «Мирза Гусейн Сегяхы», «Етим Сегях», «Чобан Баяты». «В те времена в Тифлис приглашали музыкантов из разных стран мира, но, несмотря на это, Садыхджан смог выделиться на их фоне. 

Наивысшим свидетельством признания его таланта явилось награждение музыканта орденом «Шири Хуршид» Насреддин шахом Каджаром».

Далее выступил писатель-публицист, знаток и исследователь истории интеллигенции и города Шуша Васиф Гулиев, который отметил, что в архивах очень много информации о судьбах наших соотечественников, ярких фигур, проявивших себя в разных сферах культурной и общественной жизни страны. Необходимо, как считает В.Гулиев, приложить огромные усилия для ее тщательного изучения.

Во время дискуссий были затронуты важнейшие этапы становления личности, сумевшей  создать совершенно новый взгляд на систему музыкального искусства. Поэтапно раскрывая характер этой значимой фигуры, участники мероприятия будто оживили те самые мгновения-признания Садыхджана как виртуозного тариста. Прекрасный край взрастил музыканта, который блистал на самых известных и почитаемых музыкальных меджлисах. В этом аспекте особо были отмечены  литературное собрание «Меджлиси-унс» Хуршидбану Натаван, а также более значимые для дальнейшего развития музыкального искусства «Меджлиси-фарамушан» («Общество забытых») и «Меджлиси-ханенде» («Общество музыкантов»), организованные ученым, художником, музыковедом, а также, как выяснилось, коллекционером старинного оружия Мир Мохсун Наввабом, благотворная деятельность которого была особо отмечена участниками мероприятия. Знатоки истории мугама и города Шуша подчеркнули, что «Навваб впервые использовал термин «дястгях». В то время в Карабахе были известны шесть «дястгяхов» - «Раст», «Махур», «Шахназ», «Рахави», «Чахаргях» и «Нава». В произведении Ф.Шушинского упомянуто более 80 песен и мугамов, исполняемых в то время в Карабахе.

Познакомившись с историей зарождения мугама и его формирования как сердцевины национального музыкального искусства Азербайджана, аудитория осознала, насколько значима была в этом роль Садыхджана. 

В завершение вечера Эльхан Джафаров поделился мнением о проведении мероприятия, посвященном его известному предку:

- Рассматриваемая тема с точки зрения пропаганды национального музыкального наследия, в частности мугама, имеет очень важное значение. Садыхджан был виртуоз­ным таристом, реформатором и в то же время человеком, сыгравшим особую роль в процессе формирования национального мугама, безусловно, совместно с Мир Мохсун Наввабом. Если второй создал термин «дестгях», то Садыхджан создал ставшее традиционным национальное мугамное трио - тар, кеманча, гавал. В этом и заключается величие его новаторских идей. Продолжая традиции известного ученого и теоретика музыки Абдулгадира Марагаи (автор большого трактата «Собрание мелодий», в котором «мугам» как термин и понятие впервые получает обстоятельную научную разработку), он сплачивает их в едином национальном духе. 

На уровне национального самосознания мугам формируется в двух направлениях: образовательном и культурном. Однако самым главным в этом вопросе является его сохранение. Мы приходим к выводу, что в деле формирования азербайджанского самосознания большую роль сыграли эти два человека - Садыхджан и Мир Мохсун Навваб. 

Говоря о сложностях в процессе подбора последующих тем, а также их тщательном анализе и налаживании связей с потомками семей, составляющих особую ценность в истории города, заведующий филиалом Национального музея ковра в Шуше Азер Абдуллаев отметилто это не составляет особых трудностей:

- Когда мы обращаемся к наслед­никам представителей родовых фамилий города Шуша, они с радостью поддерживают нашу идею, впоследствии принимая участие в проводимых лекциях. Это, безусловно, приятно. Мы изучаем документы, подтверждая их интересными фактами. Это наш моральный долг. 

С первого дня директор Музея ковра Ширин Меликова выступает на всех мероприятиях, уделяя особое внимание пропаганде национальных ценностей, и поддерживает плодотворно влияющие на это проекты. 

Одним из положительных моментов, проводимых в рамках этого проекта мероприятий, является обмен знаниями между теми, кто так или иначе связан с историей колыбели культуры Азербайджана. Участники мероприя­тия, сопоставляя факты, документы и воспоминания, собирают воедино пазл, тем самым предявляя публике целостную картину обсуждаемого. Именно это и рождает всеобщий интерес к проекту. 

Как вам известно, это наша четвертая встреча в рамках проекта. Каждая лекция по-своему уникальна, знакомит публику с представителями известных родословных и выдающимися личностями, проживавшими в этом благодатном крае.

После выбора темы мы проводим дополнительные исследования, общаясь с писателями, историками и другими видными представителями общественной жизни страны, хорошо владеющими предметом. Там, где есть исторический факт, нет места ошибке. Молодежь должна знать историю своего края, а мы, в свою очередь, обязаны ее исследовать и пропагандировать.

 

Фарида АББАСОВА

 

Бакинский рабочий.-2023.- 5 апреля.- С.8.