Саз-трость и тар с корабликом

Экспонаты Музея музыкальной культуры удивляют оригинальной конструкцией и своей историей

 

С недавних пор ежегодно 31 июля как музыканты, так и любители музыки во всем мире отмечают День необычных музыкальных инструментов (Uncommon Musical Instrument Awareness Day). Он еще не имеет официального статуса, но уже обрел огромную популярность.

 

В Азербайджанском государственном музее музыкальной культуры в Баку также имеются уникальные музыкальные инструменты: одни удивляют своей оригинальной конструкцией, другие - своей историей…

Необычные музыкальные инструменты можно разделить на три типа. Первый, древнейший - это уникальные музыкальные приспособления, характерные только для тех или иных народов мира. Например, индонезийский бонанг - ряд бронзовых гонгов на общей подставке. Второй вид - это модифицированные варианты классических инструментов. Таков, например, созданный в 1912 году гигантский орган в концертном зале Бордуок в Атлантик-Сити (США). И, наконец, третий вид - это инструменты, созданные из нестандартных материалов и издающие нестандартные звуки. К примеру, гидролофон - изобретение, сделанное в 2010 году профессором университета Торонто Стивом Манном. Этот инструмент «поет» благодаря струйкам воды, которые бьют из 12 отверстий на корпусе инструмента, похожем на огромную рыбину. Чтобы извлечь из него звуки, надо зажимать пальцами отверстия.

О том какие диковинные редкости из числа музыкальных инструментов можно увидеть в Музее музыкальной культуры Азербайджана, рассказала нашему корреспонденту его директор, доктор наук по искусствоведению, заслуженный работник культуры Азербайджана Алла Байрамова.

- Алла ханым, с чего началась коллекция музыкальных инструментов музея и что она собой представляет сейчас?

- Наш музей был создан в 1967 году. В 1977 году в коллекцию музея поступило около 20 экспонатов музыкальных инструментов из Государственного музея азербайджанского ковра и прикладного искусства (так назывался тогда Азербайджанский национальный музей ковра). Это была коллекция народных инструментов Ахмеда Бакиханова - известного тариста, народного артиста, организатора Ансамбля народных инструментов Азрадиокомитета.

На данный момент в коллекции музея имеется 313 инструментов, причем более половины из них - струнные, что неудивительно, учитывая роль струнных инструментов в фольклорной музыке Азербайджана. Многие инструменты, хранящиеся здесь, некогда звучащие в руках выдающихся мастеров музыкального искусства нашей страны.

Коллекция пополняется на средства, выделяемые Министерством культуры Азербайджана. Некоторые экспонаты подарены музею частными лицами. Из новых поступлений могу отметить такие именные экспонаты как тар народного артиста Азербайджана Алибаба Мамедова и гавал народного артиста Мамедбагира Багирзаде.

Помимо азербайджанских, в нашей коллекции есть музыкальные инструменты народов мира, порой весьма необычные. Например, посольства Индии, Китая и Индонезии в свое время передали в дар нашему музею народные инструменты этих стран. Есть в коллекции и 14 турецких музыкальных инструментов - они были переданы нам в дар частным лицом, гражданином Турции. Имеются у нас инструменты и других народов мира.  

- А какой азербайджанский национальный инструмент в коллекции музея может «похвастаться» наиболее необычной, диковинной конструкцией?

- Таких экспонатов у нас два. И оба - из той самой коллекции Ахмеда Бакиханова. Это - тар-трость и саз-трость. В закрытом виде они представляют собой роскошные трости для прогулки, какие были в моде вплоть до середины прошлого века. Размеры их соответствуют длине стандартной трости, а толщина лишь ненамного больше, чем у обычных. Но если открутить набалдашник такой трости, то она раскрывается на две половинки в длину и получается инструмент. Саз - узкий, небольшой, но почти идентичный натуральному, и на нем вполне можно играть. То же самое можно сказать и о таре. Оба инструмента были созданы в 1930-х годах мастером Василием Зимовым.

- Потрясающе! А какой экспонат можно назвать экзотическим среди зарубежных инструментов вашей коллекции?

- Пожалуй, самый необычный среди них - это ангклунг, традиционный индонезийский музыкальный инструмент. Его нам подарил посол Индонезии. Ангклунг не имеет аналогов в мире, в 2010 году он был внесен в Список шедевров устного и нематериального культурного наследия человечества UNESCO. Этот инструмент представляет собой конструкцию из бамбука. Чем крупнее конструкция, тем ниже ее тон. Мелодии на них исполняют исключительно в ансамблях, у музыкантов в руках инструменты, производящие звуки разной высоты, и все они дополняют друг друга. Нам подарили именно такой комплект инструментов, из которого можно составить ансамбль, а кроме того, инструмент, состоящий сразу из нескольких подвешенных на деревянную раму ангклунгов, составляющих хроматический звукоряд в пределах двух октав.

- Некоторые экземпляры музыкальных инструментов можно назвать необычными не из-за конструкции, а ввиду их дизайна, декора. Есть ли в коллекции музея такие экспонаты?

- Да, есть, и интересны они прежде всего отделочным материалом. Для декорирования азербайджанских народных музыкальных инструментов традиционно применялся перламутр, реже - кость. А вот, скажем, отделка резьбой по дереву была для них совершенно не характерна, поэтому хранящиеся у нас резной тар и резную кеманчу работы Меджнуна Керимова смело можно назвать уникальными. 

Интересны приобретенные музеем в 1990-х годах две одинаковые зурны из города Шуша. Обе - в изящном серебряном окладе, украшенном чернением. На каждой имеется надпись: фамилия мастера «Касумов Абдулла Мамед оглу» и дата его рождения - «1924». Они примечательны не только красотой отделки, но и тем, что серебряный декор сам по себе большая редкость для азербайджанских инструментов. Это вдохновило гянджинского ювелира Таджаддина Гасанова, и он решил использовать серебро для декора гавала, балабана и зурны. В 2013 году его работы тоже стали экспонатами нашего музея. 

- Бывает, что музыкальный инструмент примечателен не столько декором, сколько своей историей… Какие из ваших экспонатов можно отнести к такой категории?

- Например, украшенный перламутром старинный тар, который с давних пор хранится в нашем музее. Рисунок его орнамента довольно необычный. Азербайджанские народные музыкальные инструменты декорировались, как правило, растительными мотивами, иногда - изображениями бабочек и птиц, но на этом таре изображены лев, кораблик со стоящим на нем человечком и указана дата: «1908». Мы не знали, кому он принадлежал до тех пор, пока одна из сотрудниц музея не опознала этот тар по кораблику и году, которые она разглядела на старинной фотографии, где он был в руках у известного тариста Ширина Ахундова.

Еще одним примечательным экспонатом можно назвать цитру, тонко инкрустированную перламутром. Она принадлежала некоей немецкой семье в одной из бывших немецких колоний в Азербайджане, основанных двести лет назад. Больших немецких колоний здесь, как известно, было две - Анненфельд и Еленендорф (ныне это города Гейгель и Шамкир), а еще был поселок Георгсфельд (ныне - Чинарлы), основанный на полвека позднее. В 1940-х годах немецкое население всех этих мест было массово депортировано в Казахстан, так как советские власти опасались сочувственных настроений азербайджанских немцев по отношению к их соплеменникам, напавшим на Советский Союз. Людей выслали, а цитра осталась… Грустный свидетель далеких событий, она интересна не только декором, но и своей драматической историей.

 

Наиля БАННАЕВА

Бакинский рабочий - 2023.- 1 августа.- С.8.