История на матрице истины

Армяно-григорианская церковь монофизитская и неправославная

 

О монофизитстве армян писал также дореволюционный российский историк Н.Никольский. Его статья, включенная в Энциклопедический словарь Русского библиографического института Гранат, составленный под редакцией известных ученых дореволюционной России, подтверждает монофизитство армяно-григорианской церкви.

 

Статья 8-я, часть 2-я

 

Он на матрице истины показывает суть монофизитской армяно-григорианской церкви: «Вероучение этой церкви отличается от греко-православной тем, что это учение утверждает: «Божественное естество в Иисусе по его вочеловечении совершенно поглотило человеческое, так что в Иисусе надо признавать не два естества, а одно» (Энциклопедический словарь Русского библиографического института Гранат. Под редакцией проф. Ю.С.Гамбарова, проф. В.Я.Железнова, проф. М.М.Ковалевского и др. Том двадцать девятый. С. 283). Следовательно, уже в конце ХIХ века в научных кругах России доминировала мысль о монофизитской природе армяно-григорианской церкви.

Армяно-григорианская церковь - монофизитская, и эта истина доминировала в научных кругах дореволюционной романовской России. Эти реалии в России подтверждали и после. По убеждению священнослужителей современной России, вопрос о природе Христа является первостепенным для христианина. В июне 2012 г. викарий Святейшего патриарха Московского и всея Руси, архиепископ Евгений Верейский (Решетников), затрагивая данный вопрос, сосредоточил внимание на сущности монофизитской армянской церкви: «Хотя многие армянские богословы отрицают, что они монофизиты (признают в Иисусе Христе только Божественную природу, отвергая Его человечество), отказ признать ясное и точное учение Халкидонского собора о двух природах во Христе фактически делает ее монофизитской церковью. .... Армяне, которые желают присоединиться к Православной Церкви, должны принять постановления и правила IV-VII Вселенских Соборов» (www.patriarchia.ru, 09.06.2012). Доктор богословия, заведующий кафедрой восточнохристианской филологии и восточных церквей православного Свято-Тихоновского богословского университета протоиерей Олег Давыденков также выступает с позиции архиепископа Евгения.

В наши дни о монофизитстве армян пишет также греческий священнослужитель, бывший протопресвитер Фессалоникской митрополии, основатель Общества православного просвещения, профессор богословского факультета Фессалоникского университета имени Аристотеля Феодор Зисис. В своей статье «Являются ли армяне православными?» он подчеркивал: «Армяне нехалкидониты, то есть отвергающие IV Вселенский Собор, а вместе с ним и все последующие Вселенские Соборы, в течение всей истории вполне определенно и неизменно после их отделения от Православной Церкви и уклонения в монофизитство рассматриваются как еретики».

После распада Аршакидской Армении в конце IV века, на протяжении столетий армяно-григорианская церковь искала новую страну для своей распыленной паствы. В начале XVIII века ее взоры устремляются к России, тогда же молодой царь Петр I, строивший грандиозные планы для своего государства, открывал «окно в Европу» и проявил большой интерес к блуждающим армянам. Так «армянский вопрос» вклинился в российскую политику Петра I. Значимую роль в усилении благосклонного отношения романовской России к блуждающим армянам в период правления Петра I сыграла армяно-григорианская церковь, которая еще в середине XVI века в тандеме с богатой прослойкой армянского купечества пыталась образовать армянскую государственность, ставшую ядром «армянского вопроса». Почти два столетия армяно-григорианская церковь пыталась привлечь внимание Европы к армянскому мифу о «великой Армении». Эмиссар армяно-григорианской церкви Исраэл Ори, более 20 лет скитавшийся по Европе и убедившийся в безразличии Европы к «армянскому вопросу», в начале XVIII века с надеждой обратился к романовской России и представил свой проект по «армянскому вопросу» (Эзов Г.А. Сношения Петра Великого с армянским народом. Документы. С.-Петербург. Типография Императорской Академии Наук. 1898. С. XXI), которому не суждено было осуществиться. Незавершенная миссия И.Ори была продолжена армянами-мифотворцами в конце XVIII века. Стараясь привлечь внимание российского двора к выдуманному «армянскому вопросу», армяно-григорианская церковь провернула аферу, убедив императора Павла, что они такие же православные, как и ортодоксальная Русская православная церковь. Автором этой аферы являлся архиепископ Иосиф Аргутинский, он же Овсеп Арлутян или Аргутян-Еркайнабазук. Этот армянский церковнослужитель носил также фамилию Аргуташвили-Мхагрдзели. Об этом писал в своих трудах дореволюционный российский апологет В.Л.Величко и указывал, что позже Аргуташвили-Мхагрдзели - Овсеп Арлутян или Аргутян-Еркайнабазук «вошел в русский обиход под именем «Аргутинский-Долгорукий». К «православному мифу» архиепископ Иосиф Аргутинский-Долгорукий шел десятилетиями.

Следует отметить, в годы правления Екатерины II архиепископ Иосиф вращался в правительственных кругах екатерининской России и принимал участие в формировании контуров кавказской политики романовской России. Вместе с известным армянским богачом из Джульфы И.Лазаревым он смог убедить Екатерину II подписать грамоту от 14 ноября 1779 года, положившую основу образования города Нахичевань-на-Дону, населенного армянами, этносом-кочевником, переселенным из Крыма по указу Екатерины II. Муссируя «армянский вопрос» в романовской России, Аргутинский-Долгорукий стал идейным вдохновителем основания города Григориополь в 1792 году по указу Екатерины II. У реки Днестр, между реками Черной и Черницей, 25 июля 1792 года архиепископ И.Аргутинский осветил место и заложил город Григориополь. В этот город были собраны блуждающие армяне из Валахии, Бессарабии и Османской империи, которые в разные годы были поселены в вышеуказанных территориях. Архиепископ Аргутинский-Долгорукий муссировал «армянский вопрос» не только в романовской России, он также тесно поддерживал связь с индийскими колонистами, в частности, с мадрасской группировкой Шаамиряна, которая финансами поддерживала действия армяно-григорианской церкви в России. Иосиф Аргутинский-Долгорукий, муссируя «армянский вопрос» в тандеме с Иваном Лазаревым, в своих сочиненных проектах по образованию армянской государственности расширял ареал «великой Армении» и переносил ее локализацию на чужую для армян территорию - на земли Азербайджана. Этому способствовала после заключенного I Георгиевского договора (24 июля (4 августа) 1783 года) сложившаяся социально-политическая ситуация в Кавказском мегарегионе. Принимая активное участие в походе Валериана Зубова в 1796 году, этот мифотворец призывал свою паству сплотиться вокруг России, надеясь, что поход создаст благоприятные условия для разрешения армянского мифа о «великой Армении».

 

Окончание следует

 

 

Хаджар ВЕРДИЕВА

Бакинский рабочий - 2023.- 3 августа - С.7.