Право силы неприемлемо

 

Азербайджан не позволит продавить свой суверенитет

 

Парижский клуб «христианской сопричастности» бросил в бой с принципами международного права последние ресурсы для того, чтобы создать в Карабахе собственный бастион на постоянной основе, маскируя намерения под «борьбу с очередным геноцидом армян».

Для сохранения Францией хоть какого-то лица на международной арене в ход идут все известные приемы - от автомобильного сопровождения мэром Парижа Анн Идальго «гуманитарного груза» из Иревана к пограничному контрольно-пропускному пункту «Лачин» до согласия группы известных общественных деятелей быть на борту самолета «для доставки по воздушному мосту товаров жизненной необходимости в Нагорный Карабах». Картинка выглядит ярко - в качестве «живого щита», якобы, согласились быть принц Михаэль Лихтенштейнский, лауреат Нобелевской премии мира из Либерии Лейма Гбови, бывший глава МИД и экс-министр здравоохранения Франции Бернар Кушнер, экс-президент Ирландии Мэри Робинсон, экс-президент Мексики Эрнесто Седильо и другие.

Но тут есть несколько важных пунктов, на которые следует обратить внимание. Итак, начнем с конца. Последняя инициатива принадлежит швейцарской компании Impact Investing Solutions - партнеру структуры «Аврора», возглавляемой небезызвестным Рубиком Варданяном, который до сих пор пытается «быть на острие борьбы армян Карабаха за достойную жизнь, независимую от официального Баку». А это уже вызывает сомнения в серьезности проекта. Во-вторых, практически весь мир увидел воочию, что в нашей стране не только в мире и согласии, но именно единой семьей живут десятки автохтонных и пришлых народов, говорящих на разных языках тюркской, индоевропейской, северокавказской и картвельской семей, а также исповедующих практически все мировые религии и объединенных в различные конфессии. Общие и специфические черты традиционного быта и культуры народов, проживающих в Азербайджане, находятся в тесном единстве и взаимно дополняют друг друга в соответствии с концепцией примата общечеловеческих ценностей. При этом каждый народ, независимо от численности, имеет специфическую, локальную культуру. Важную роль в деле возрождения и сохранения национальных обычаев и традиций этих народов играют культурные центры, действующие в республике, что позволяет всем без исключения гражданам принимать активное участие в общественно-политической жизни страны. А потому практически все зарубежные гости по этому поводу задаются резонным вопросом: почему именно армяне настаивают на «генетическом несоответствии с азербайджанцами»? В майском обращении к народу в связи с Днем победы Президент Ильхам Алиев заявил: «В демократическом Азербайджане обеспечиваются все свободы, где представители всех народов и конфессий живут душа в душу, как единая семья. Это тоже пример для всего мира, что отмечаю не только я, но и многие объективные исследователи, то есть непосредственно занимающиеся данным вопросом эксперты, политики, государственные деятели, руководители международных организаций. Эта уникальная атмосфера сегодня усиливает нашу страну».

Третий момент связан с французскими бенефициарами шапито, устроенного по поводу «голодомора в Карабахе», о сути которого поговорим позже. Дело в том, что сегодня Елисейские поля переживают не лучшие времена «раздвоения личности», - где-то глубоко в подкорке президента Эмманюэля Макрона, равно как и у всех руководителей Пятой республики, засело национальное «величие», а на самом деле неприкрытое чванство. И если когда-то Франция была страной передовых идей Монтескье, Вольтера, Наполеона и Талейрана, сегодня она превратилась в страну вещей: улиток, парфюма, нижнего белья и воздушных шаров. Сегодня Париж политически ослеп настолько, что по поводу новых властей Нигера, требующих от французского посла покинуть страну, президент Макрон заявил, что «мятежники не имеют на это права», после чего действующее правительство африканской страны, освобождающейся от колониального прошлого, отключило электричество и воду в здании посольства. И никакой «гневной реакции» Иностранного легиона не последовало, а это значит, что Франция как государство, которое многие годы диктовало свои правила игры в 17 странах «Черного континента», постепенно теряет насиженные позиции - это исторический и геополитический факт, что связано не только с социальной и экономической дряхлостью управления, но и с тем, что ее оттуда успешно вытесняют другие игроки, в частности Китай. Однако Макрон и его команда не собираются отдавать свои владения «чужим», а под любым соусом играют в четыре руки с Россией, как испытанным многовековым стратегическим партнером, по сути отдав Буркина-Фасо, Центральноафриканскую Республику и Мали частной военной компании «Вагнер», взамен пытаясь укрепиться на Южном Кавказе. Теперь появился еще один немаловажный фактор, который может оказать влияние на развитие ситуации, - гибель лидера «музыкантов» Евгения Пригожина и его соратников должна привести к переформатированию политического и военного присутствия РФ на Африканском континенте (все мы помним начальный сценарий событий в Нигере, когда мятежники выходили на улицы с российскими флагами). Так что Франция, как и во времена «правительства Виши», так и в последний год правления Шарля де Голля, вновь попадает в число стран с ущербной и тупиковой внешней политикой. Маятниковая, турбулентная реакция Макрона на мировые события, возможно, забивает последний и решающий гвоздь в былое величие этой страны, выбрасывая ее на задворки маргинальных стран. То, что происходит сейчас с этой страной, действительно похоже на агонию Франции как супердержавы. И это касается не только влияния в Африке - в регионе Южного Кавказа Париж и вовсе прилюдно разрушил имидж «посредника», заняв одностороннюю позицию в пользу агрессивной, а теперь еще и реваншистской Армении, что в определенной степени идет во вред как раз правительству Никола Пашиняна, все инициативы которого выжать слезы жалости у международного политического сообщества вызывают сожаление.

И тут мы плавно подходим к основным причинам того, почему ни парижский мэр, ни либерийские правозащитники, ни князь «великого Лихтенштейна» не способны повлиять на позицию официального Баку, каким бы «кровожадным» ни пытались европейцы во главе с главой МИД Евросоюза Жозепом Боррелем представить его мировой общественности. В пользу этого утверждения говорят сотни фактов, однако два обсуждения в Совбезе ООН (31 декабря прошлого года и 16 августа этого года) являются наглядным пособием того, как нельзя какую бы то ни было гуманитарную ситуацию, являющуюся внутренним делом суверенного государства, подменять якобы имевшим место нарушением территориальной целостности.

В первом случае французско-армянский тандем долго примерялся к перевиранию событий, произошедших в середине сентября на условной государственной границе, так как у всех на слуху было дипломатическое поражение Парижа во время Отечественной войны, когда его попытки представить Баку агрессором были высмеяны и Лондоном, прежде всего, и Пекином, и Москвой, и даже Вашингтоном. Все они дружно заявили, что само по себе несправедливо, когда Совбез ООН не провел ни одного заседания по агрессии Армении против Азербайджана за 27-летний период действия четырех резолюций СБ ООН, а тут один из пяти постоянных членов структуры пытается навязать свои правила игры. Вот и прямо под Новый год в декабре «двумя сестричками» был подготовлен лицемерный и полностью проармянский текст, в котором ситуация на Лачинской дороге была представлена как «гуманитарная катастрофа», - помнится, тогда баталия на дипломатическом фронте шла целую декаду. Франция, одержимая эгоизмом, надеялась, что добьется хотя бы принятия заявления председательствующего, а затем превратит его в резолюцию. Но там забыли, что это прямое предательство по отношению к Кремлю - ведь под текстом трехстороннего Заявления о прекращении огня стоит подпись президента России Владимира Путина. Это также неуважение к переговорам по достижению долгосрочного мира, протекающим при поддержке Вашингтона и Брюсселя, более того, это еще и попытка ввести в заблуждение все международное политическое сообщество при наличии средств объективного контроля ситуации.

Потому члены Совбеза пришли к заключению, что из проармянского в целом заявления следует убрать словосочетание «Нагорный Карабах». Затем было прописано, что гуманитарная помощь может основываться только на уважении территориальной целостности и суверенитета Азербайджана. Далее, туда, было внесено такое выражение, как «всемерная поддержка территориальной целостности Азербайджана». В переводе это означает, что председательство Франции в главной цитадели международного права не только не способствовало ее хотя бы моральной победе, но и стало причиной тотального поражения на ее же поле и уличения Парижа в лицемерии.

Франция, пытающаяся ради геополитических игр проникнуть на Кавказ, применив такие отвратительные ухищрения, не понимает, что, наоборот, с каждым таким шагом она все больше изолируется от региона, попадая в нелепое положение перед азербайджанским народом. Мы уважаем многовековые традиции и культуру ее народа, но нелепые попытки Макрона продавить суверенитет официального Баку вызывают улыбку. Секретом этого успеха несомненно является деятельность Президента Ильхама Алиева, благодаря личной репутации которого как решительного, дальновидного лидера и умелого политика, а также разнонаправленной дипломатии число искренне дружественных нам стран растет из года в год.

А то, что произошло в августе, можно смело назвать спекуляцией на человеческом горе, когда армянское население Карабаха вот уже 35 лет живет под хунтой, диктующей ему правила жизни и сосуществования. Самозваный преступный режим готов даже умертвить ряд граждан Азербайджана армянской национальности для того, чтобы показать мировому сообществу очередной «марлезонский балет кровожадности» официального Баку. Но в Ханкенди забывают, что времена меняются, и человечество меняется вместе с ними - в мире теперь преобладают общечеловеческие ценности, с приоритетом психологических и социальных особенностей, без деления стран на христианский и прочие лагеря, с вытекающими из этого постулата последствиями…

 

Фидан САЛМАНЛЫ

 

Бакинский рабочий.-2023.- 31 августа.- С.1;4.