На матрице истины

Массовое переселение армян на земли Азербайджана в первой трети XIX века

 

«Достижение истинной цели будущего благоустройства… состоит в том, чтобы Государь Император к Высочайшему титулу соблаговолил ныне присоединить наименование: царя Армении, как из ближайших, так и из отдаленных стран, Персии, Турции, даже из самой Индии будут стекаться многие тысячи армянского народа...»

 

                                               Христофор ЛАЗАРЕВ,

                                              племянник Ивана Лазарева, тайный советник

 

Мы продолжаем проект «На матрице истины». Доктор исторических наук Хаджар Вердиева рассказывает о передвижнической системе блуждающих армян, переселившихся на Кавказ, об оронимах, гидронимах, древних городах докавказской Армении, а также раскрывает роль и место армяно-григорианской церкви, фальсифицирующей историю не только Кавказа, но и Древнего Востока, в мифотворчестве армян.       

 

В начале XIX века Российская империя в ходе завоевания земель Азербайджана, расположенных севернее реки Араз, рассматривала армян, этнос-кочевник, как основной элемент для своей социальной базы в деле утверждения политической власти романовской России в этой мусульманской стране.

Россия, приступая в начале XIX века к завоеванию Южного Кавказа, возлагала большие надежды на армян, понимая, что «они по единому христианству под защитой российского правительства питают для собственного блага основательную преданность к российскому владычеству» (Дубровин Н. История войны и владычества русских на Кавказе. Т. IV. С.-Петербург, 1879, с.44; Вердиева Х. Северное население Азербайджана в первой половине XIX века, Баку, 1993, с.143).

Следует отметить, что замысел переселить армян на Кавказ возник у российских государственных деятелей еще до завоевания земель Азербайджана Россией. Вынашивая планы заселения его христианами, Российская империя начала переселенческую кампанию задолго до заключения Гюлистанского мирного договора 1813 года. Переселением занялся главнокомандующий на Кавказе генерал П.Д.Цицианов (Павел Дмитриевич Цицианов (1754-1806), российский военный деятель, принявший активное участие в завоевании Южного Кавказа. Представитель рода грузинских князей Цицишвили, генерал от инфантерии (1804). Убит возле крепости Баку родственником последнего бакинского хана Гусейнгулу). Еще в октябре 1803 года начав этот процесс, он доброжелательно отзывался на желание блуждающих армян перекочевать на земли Азербайджана, завоеванные Россией (Дубровин Н. История войны и владычества русских на Кавказе. Т. IV. С.-Петербург, 1879, с.44). Стремясь к скорейшему водворению армян на завоеванных территориях, П.Д.Цицианов в том же году в письме армянскому архиерею Иоаннесу просил, чтобы тот срочно прислал иреванских армян, уверяя его «в обеспечении их благоустройства» (Акты, собранные Кавказскою археографическою комиссиею (далее - АКАК). Т. II, Тифлис, 1868, с.626). После падения Гянджинского ханства (1804) в 1805 году из Тифлиса в Елизаветпольский уезд были переселены 105 армянских семей. А из Иреванского ханства поселенные в XV веке на землях Азербайджана, расположенных севернее реки Араз по алгоритмам армяно-григорианской церкви, только в 1805 году в Елизаветпольский уезд перебрались 1300 армян (ЦГИА Грузии, ф. 2, oп. I, ед. хр. 89, лл. 168-169).

Российское правительство с целью образования социальной базы для установления своей политической власти в мусульманском хорониме обращалось не только к армянам, но и к другим восточным христианам. Так, в 1804 году П.Д.Цицианов приглашал на земли Азербайджана, расположенные севернее реки Араз,

16 000 новоассирийцев (айсоров). В своем обращении к ним он писал, что, соединившись с армянами, им будет легче противостоять преследованиям со стороны мусульман (Дубровин Н. Закавказье с 1803 по 1806 год. С.-Петербург, 1866, с.412). Однако основную опору П.Д.Цицианов видел в армянах. Он считал, что для осуществления колониальных целей России в Южно-Кавказском мегарегионе эти восточные христиане подходили лучше других, и рассчитывал на переселение армян не только из Гаджарского Ирана, но в первую очередь из Османской империи.

Еще в период Первой русско-иранской войны 1804-1813 гг. Россия вела переговоры с армянами Эрзерумского вилайета в Восточной Анатолии. Речь шла об их переселении на земли Азербайджана. Тогда армяне ответили на данное предложение следующими словами: «Когда милостью Божьей занята будет Эривань российскими войсками, то непременно все армяне согласятся войти в покровительство России и на жительство в Эриванской провинции» (АКАК, т. II, Тифлис, 1868, с.631). Однако, не дожидаясь завоевания Иреванского ханства Россией, блуждающие армяне стремились переселиться на земли Азербайджана.

В сентябре 1806 года представителю Русской кавказской армии генералу П.Д.Несветаеву было доложено, что около 10 тыс. армян Байазета желают перейти на территорию азербайджанского Иреванского ханства (Нерсесян М. Из истории русско-армянских отношений. Т. I. Ереван, 1956, с.232). Таким образом, еще в ходе русско-иранской войны 1804-1813 гг., то есть тогда, когда Россия только приступила к завоеванию земель Азербайджана, в том числе азербайджанского Иреванского ханства, а затем и других ханств, представители Российской империи на Кавказе вели переговоры с армянами с целью их переселения на исконно азербайджанские земли.

С самого начала русско-иранской войны 1804-1813 гг. блуждающие армяне активно откликнулись на призыв России, надеясь на полное осуществление их многовековой интеллигибельной мечты о создании армянской государственности. С этой целью они помогали русской армии при завоевании земель Азербайджана. По свидетельству генерала Н.М.Сипягина (Николай Мартемьянович Сипягин (1785-1828), происходил из дворянского рода Сипягиных Буйского уезда Костромской губернии. Принимал участие во II русско-иранской войне, генерал-лейтенант, генерал-адъютант, тифлисский военный губернатор (1827-1828), «армяне отличались своим бесстрашием и своей верностью России» (Парсамян В.А. История армянского народа. Ереван, 1972, с.30). Его мнение разделял генерал Н.Ф.Ртищев (Николай Федорович Ртищев (1754-1835), русский военный, генерал от инфантерии, главнокомандующий на Южном Кавказе), считавший, что «армяне оказали значительные услуги, пребывая в примерном усердии и непоколебимой верности Российской империи, отличали всегда себя преданностью оной» (АКАК, т. V. Тифлис, 1875, док. 288). При этом российские чиновники доверительно относились к архиепископу Нерсесу Аштаракскому (Нерсес Аштаракский (1770-1857), муссировал «армянский вопрос». После заключения Туркманчайского договора был идейным вдохновителем переселения армян из Гаджарского Ирана, принуждая к переселению армян-священников под угрозой отлучения от сана и веры, в случае ослушания, на земли Азербайджана, расположенные севернее реки Араз. По нерсесовской установке крестьяне-армяне, не поддерживающие данную кампанию, платили дань армяно-григорианской церкви). Причиной тому были действия этого армянского архиепископа.

Идеологический и политический предводитель армян Нерсес Аштаракский, в период русско-иранских войн 1804-1813 и 1826-1828 гг. находясь в действующей Русской кавказской армии, способствовал, по свидетельству П.Д.Цицианова, победе российских войск над Гянджинским ханством. Его антиазербайджанские действия проявились и в Иреванском направлении. В 1809 году, когда генерал И.В.Гудович осадил Иреван, Нерсес Аштаракский доставил русской армии 12 тыс. пудов пшеницы и муки, 25 пудов пороха и тем самым вывел «из крайне затруднительного положения русские войска, за что был награжден бриллиантовой панагией» (Эзов Г.А. Сношения Петра Великого с армянским народом. Документы. С.-Петербург. 1898, с. СХХIII).

 

(Продолжение следует)

 

Хаджар ВЕРДИЕВА

Бакинский рабочий - 2023.- 1 декабря, №221. - С.6.