Открытая политика

 

Азербайджан ждет честной позиции от Евросоюза

 

Президент Ильхам Алиев неоднократно доказывал мировой общественности, что он хозяин своего слова, и его обещания в перепроверке не нуждаются, потому непонятна долгосрочная пограничная ревизия «мирных миссионеров» из ЕС. 

Отправка в скором времени на границу Армении с Азербайджаном миссии наблюдателей из числа отставников спецслужб и правоохранительных органов Евросоюза - дело решенное, под что уже выделен и бюджет. Судя по заявлению главы дипломатии ЕС Жозепа Борреля, мандат командированных 100 специалистов рассчитан на два года и охватит всю условную границу между двумя странами Южного Кавказа - на первые четыре месяца работы уже выделено 8,1 млн евро. Бюджет немалый, и означает он одно - состав миссии и объем полномочий будут расширены. Что даст сторонам принципиально новая диспозиция? 

С одной стороны, для Азербайджана это не представляет геополитической опасности, так как непосредственно «на земле» имеется паритет сил при военно-дипломатическом решении вопроса Карабаха. Отвечая в январе на вопросы представителей местных телеканалов, Президент Ильхам Алиев точно обрисовал предысторию и причины исторической Победы в Отечественной войне: «Я предупреждал и предыдущее, и нынешнее руководство - ситуация «ни мира, ни войны» не будет продолжаться долго, но они ошибочно считали мои слова пропагандой.

Я даже требовал ввести санкции против Армении, полагая, что агрессор после этого вынужден будет покинуть наши земли. Но этого тоже не произошло, и тогда мы показали мощь нашей армии в войне - ни один человек в течение 44 дней не сделал ни шагу назад и не дезертировал. Это, наверное, беспрецедентный показатель в мировой военной истории. Я уже не говорю о бегстве десяти тысяч человек из армянской армии». 

О мотивации граждан Азербайджана, не намеренных отдавать ни пяди своих суверенных территорий, знают и в Брюсселе, что наглядно показала и четырехсторонняя встреча с участием Президента Ильхама Алиева, президента Совета Евросоюза Шарля Мишеля, премьер-министра Армении Никола Пашиняна и президента Франции Эмманюэля Макрона в рамках октябрьского Саммита «Европейское политическое сообщество» в Праге. Осторожный оптимизм проглядывался в настроении главы государства и в ходе двусторонней встречи лично с главным переговорщиком Шарлем Мишелем, где он заявил о поддержке официальным Баку Брюссельского формата, поблагодарив визави за посредническую миссию. 

Положительные посылы заключались и в понимании ситуации - давали плоды многосторонние обсуждения предстоящего мирного договора на основе пяти базовых принципов, предложенных Азербайджаном и формирующих мирную повестку дня. Возможно, по этой причине конструктивно прозвучало итоговое заявление Шарля Мишеля от имени договаривающихся сторон - в нем, например, не были использованы выражения «нагорно-карабахский конфликт» и «статус НКР», не была упомянута Минская группа ОБСЕ, а армяне, проживающие в Карабахе, были обозначены, согласно консенсусу, как «одна из этнических групп» на территории Азербайджана. Кроме того, глава Евросоюза позиционировал себя стороной, заинтересованной в однозначной нормализации азербайджано-армянских отношений, открытии гуманитарных транспортных коммуникаций в регионе, включая Зангезурский коридор, призванный, кроме прочего, соединить основную часть нашей страны с Нахчыванской автономией. 

Но тут произошла осечка - почти сразу же после пражского формата премьер-министр Армении Никол Пашинян полетел в Париж на встречу с президентом Эмманюэлем Макроном, где заявил о том, что «армяне, проживающие в Карабахе, могут быть привлечены к переговорам в качестве стороны». Понятно, что Пашинян дергает ситуацию из стороны в сторону не самовольно, а по указанию заинтересованных сил, готовых бесконечно разыгрывать «армянскую карту», ставшую жвачкой традиционной дипломатии, - практической пользы от нее нет, зато ею машут перед носом тюркского мира, не давая ему в полной мере интегрироваться в процессы континентального развития. А то, что заявление прозвучало на Елисейских полях, поставило под сомнение намерение официального Парижа внести реальный вклад в мирный процесс. А окончательную точку в этом вопросе поставило знаковое интервью Макрона телеканалу France 2, когда тот переврал переговорный процесс, после чего назвал Карабах «спорной территорией» и заявил, что «Франция Армению не оставит в одиночестве перед вызовами». Зайдя и вовсе в политические дебри, недоучка без колебаний обвинил Азербайджан в «ужасной войне» и «оккупации». Возможно, он знал, чем обернется эпатаж, но не ожидал резкой отповеди Президента Ильхама Алиева, который 25 ноября в речи на Международной конференции «Вдоль Среднего коридора: геополитика, безопасность и экономика» прямо указал место Парижа: «Президент Макрон в своем интервью совершил нападки на Азербайджан, обвинив нас в том, чего мы не совершали. Вслед за этим была принята совершенно неприемлемая и оскорбительная известная резолюция Сената Франции. Ожидается, что Национальная ассамблея Франции примет еще одну антиазербайджанскую резолюцию. Кроме того, была попытка совершить нападки на нас на саммите Франкофонии, но наши друзья там фактически отменили антиазербайджанский документ. С учетом всего изложенного становится ясно, что в таких условиях Франция не может участвовать в мирных переговорах между Азербайджаном и Арменией». 

В переводе это значит, что официальный Баку, будучи привержен мирной повестке, в то же время не приемлет изменения конструкции и не заинтересован в изменении формата трехсторонних встреч, тем более в каком-либо постороннем вмешательстве с целью перевернуть материальную часть с ног на голову. Мы себя и так комфортно чувствуем на встречах в Москве, Брюсселе и Вашингтоне, а заявления, сделанные Президентом Ильхамом Алиевым на Национальном градостроительном форуме в Агдаме за день до визита в Прагу касательно дальнейшей судьбы армянского населения, проживающего в Карабахе, стали весомым ответом Баку всем международным игрокам. «Армяне, проживающие в Карабахском регионе Азербайджана, являются нашими гражданами, и мы не будем обсуждать с каким-либо международным центром, как привести их жизнь в порядок, так как это - наше внутреннее дело», - сказал глава государства, заранее оповестив оппонентов о том, что торг на данную тему неуместен. Можно с уверенностью сказать, что упомянутое агдамское выступление сорвало план наиболее неадекватных сил, пытавшихся вернуть послевоенную диспозицию к точке отсчета, когда в оккупированном регионе Карабаха и Восточного Зангезура не было законной власти, население жило в полной безысходности и в страхе, а вся экономика была в черной неподконтрольной зоне. 

Все проходит, в сухом остатке факт - в пражском заявлении Шарля Мишеля содержится пункт касательно признания Арменией территориальной целостности Азербайджана, что является логическим результатом сильной политической воли Президента Ильхама Алиева. Напомним, в документе черным по белому написано: «Армения и Азербайджан, еще раз демонстрируя свою приверженность Уставу ООН и Алма-­Атинской декларации 1991 года, признают территориальную целостность и суверенитет друг друга. Стороны заявили, что это является основой для деятельности комиссии по делимитации, и следующее заседание комиссии должно состояться в конце октября в Брюсселе. Армения согласилась направить на границу с Азербайджаном гражданскую миссию ЕС, Азербайджан также дал согласие на сотрудничество с ней, что позволяет начать работу в октябре и завершить ее в течение двух месяцев». 

Сказано - сделано, но уже 20 декабря, по завершении ее деятельности, Евросоюз решил продлить формат неконструктивного образования. И если с проармянской позицией Франции все относительно ясно, то не очень понятны последние действия Брюсселя, предпринимаемые по отношению к Южному Кавказу, в частности к азербайджано-армянской проблеме. Возможно, Шарль Мишель - не самостоятельная фигура, так как, с одной стороны, он до сих пор не перестает заверять официальный Баку в тесных партнерских связях и перспективном сотрудничестве, а с другой - отправляет в регион миссию (типа гражданскую, но, несомненно, не лишенную военных функций, с дальнейшим расширением состава и полномочий), не заручившись хотя бы формальным согласием азербайджанских властей, более того, даже не уведомив их о своих намерениях. Так что вполне логично, что у официального Баку имеются к Брюсселю вопросы по поводу долговременного сомнительного предприятия. Вопросы правомерные, поскольку, несмотря на одностороннее и однозначное восстановление норм международного права, из-за упертой политики Иревана армяно-азербайджанские переговоры все еще не доведены до логичного конца, нет мирного договора, не начат процесс делимитации и демаркации границ и открытия важных транспортных коммуникаций в регионе, обязательное выполнение чего предусмотрено в трехстороннем Заявлении о прекращении огня от 10 ноября 2020 года. 

Вся мировая общественность знает, что ЕС, как авторитетная европейская организация, уважающая законы и правила международного права, старается учитывать все политические нюансы. Но его самовольное волюнтаристское решение организовать новую миссию и предоставить ей дополнительные мандаты полностью подрывает атмосферу доверия и ставит под сомнение отношения с Азербайджаном. Следовательно, недовольство Баку прибытием долгосрочной миссии ЕС в Армению вполне резонно еще и потому, что это может оказать негативное влияние на региональные переговоры даже под эгидой того же Евросоюза. Именно этот факт особо подчеркнул Президент Ильхам Алиев в упомянутом январском интервью отечественным телеканалам, расценив командировку целой роты военных специалистов на территорию Армению вдоль границы с Азербайджаном без согласования с Баку как обман, отметив, что в Брюсселе нарушили достигнутые договоренности, после того как срок действия мандата прежней делегации истек 19 декабря. При этом глава государства сделал акцент на том, что данный шаг отнюдь не повысит безопасность региона: «Отправка такой миссии является весьма неприятным фактом, и она не только даже теоретически не повысит безопасность, напротив, формат переговоров Азербайджан-Армения- ЕС подвергнется серьезной встряске, нарушив достижения пражской встречи. Но ведь мы серьезные люди, и если о чем-то договариваемся, даже в устной форме, должны соблюдать условия. А как иначе? Конечно, мы сразу же перешли к действиям и потребовали объяснения, почему у наших границ несогласованно продлевают миссию. Как нам после этого работать с вами, как проводить обсуждения, если вы обманываете нас в столь незначительном вопросе, - это просто манипуляция». 

Искреннее признание Президента Ильхама Алиева означает по факту разочарование нынешними европейскими политиками, склонными к иезуитству и софистике. Весь мир видит, что за два с лишним года после подписания трехстороннего Заявления Иреван не сделал ничего, чтобы выполнить свои обязательства хотя бы по одному из пунктов, - даже альтернативная Лачинская дорога была построена и сдана армянской стороне раньше графика и исключительно за счет официального Баку. А Армения, напротив, все это время только и делала, что не только вербально, но и боевыми действиями провоцировала Азербайджан, срывая договоренности. 

И сейчас, если называть вещи своими именами, де-факто речь идет о реализации следующего сценария: на первом этапе в Армению прибудет упомянутая миссия в расширенном формате, затем правительство Пашиняна будет добиваться того, чтобы произошла ее трансформация из наблюдательной в полувоенную, а затем и в исключительно военную. Очевидно, далее последует разрыв или понижение уровня союзнических отношений Армении и России, возможно, закрытие российской военной базы в Гюмри и окончательный выход Иревана из ОДКБ. Все это будет сопровождаться дальнейшим расширением участия Евросоюза в армянской политике и накачиванием армяно-азербайджанской линии соприкосновения новыми «наблюдателями», а де-факто - расширением полномочий вооруженного контингента не только Евросоюза, под зонтиком которого будет и французская полиция, а может, и армия. Не исключено, что после этого Армения активизируется и будет продолжать дальнейшие провокации, а также дополнительно требовать замены российской миротворческой миссии в Карабахе на присутствие западного военного контингента. 

Официальный Баку готов к такого рода сценариям - не зря ведь Президент Ильхам Алиев посвятил десятки лет полноценному укреплению политики всеобъемлющего национального суверенитета - от обороны до госбезопасности, включая экономику и финансовую систему. Мы научились анализировать угрозы безопасности и действовать так, чтобы через них никто не мог давить на нашу страну. Сегодня мы четко видим и врагов, и друзей, и маскирующихся под них попутчиков и тайных завистников. 

В чем сила главы государства и его верной команды советников - в том, что национальные исследовательские центры вовлечены в глобальные контуры аналитического обеспечения принятия тех или иных решений. Как говорится, информирован, значит, вооружен. 

Причем вооружен во всех смыслах. Во время интервью местным телеканалам Президент Ильхам Алиев так и сказал: «Должен также отметить, что мы увеличили численность спецназовцев Пограничной службы, созданы подразделения, отряды, группы спецназа Внутренних войск, Службы государственной безопасности, Службы внешней разведки. Мы в несколько раз увеличили число морских пехотинцев. Увеличили число спецназовцев Нахчыванской отдельной армии. Но я не могу сейчас назвать их численность, так как считаю, что это будет неправильно. Параллельно с этим их число пока растет. Мы еще не достигли поставленной цели. Мы уже создали и еще создадим такую мощь, что не считаться с ней равносильно самоубийству». 

Заявлено просто, четко и в расчете на глаза и уши не только официального Иревана, но и всех тех, кто пытается протащить в регион под благовидными предлогами конфронтацию и реваншизм.

 

Хюгуг САЛМАНОВ

 

Бакинский рабочий.-2023.- 14 февраля.- С.1;4.