Неизменная истина

 

Ильхам Алиев: Нельзя покорить людей, жаждущих свободы

 

Для Азербайджана нет разницы в форматах и методах обсуждения вопросов нормализации отношений с той же Арменией при нацеленности на результат - долговременный и предсказуемый мир в регионе. 

Глобальное сообщество привыкло к тому, что традиционная Мюнхенская конференция по безопасности со временем стала самой актуальной площадкой заявлений о намерениях. И пленарное заседание на тему «Преодолевая горы? Построение безопасности на Южном Кавказе» с участием Президента Азербайджана Ильхама Алиева, премьер-министра Грузии Ираклия Гарибашвили и премьер-министра Армении Никола Пашиняна еще раз доказало, что политики гораздо более откровенны при свете телекамер ведущих каналов мира, чем в тиши посреднических площадок. 

Все знают очевидную разницу между лидерами стран Южного Кавказа и привыкли к открытым дискуссиям со стороны главы государства, когда оппоненту ничего не остается, кроме как, потупив взгляд, уходить от ответов, но в данном случае ни одна сторона не утаила от внимательных зрителей ни словесного арсенала, ни запала эмоций. 

Возможно, честной позиции всех участников прений способствовали «дипломатический дар» председателя Мюнхенской конференции Кристофа Хойсгена и обескураживающая «простота» генсека ОБСЕ Хельги Марии Шмид, тем не менее, разговор удался в том смысле, что мир понял мотив разнонаправленных политических процессов в регионе. 

Президент Ильхам Алиев, как всегда, прямо донес до мировой общественности основной постулат итогов исторической Победы в Отечественной войне: «В Армении было 11 тыс. дезертиров потому, что оккупанты не имеют мотивации и не заинтересованы бороться за чужую землю. Наша армия имела явный перевес и в живой силе, и в оружии, и в планировании, и в тактике ведения боевых действий, но на первом месте была мотивация даже тех молодых солдат, которые никогда не видели Карабаха. И главное - нельзя покорить людей, которые хотят свободы, потому что они могут терпеть оккупацию какое-то время, как мы - долгих 28 лет, но однажды возвращаются на свою землю, выгоняют агрессора и водружают свой флаг над всеми принадлежащими им историческими землями». 

Сказанное настолько емко и доступно, что может стать универсальным определением и руководством к действию для любой страны, пострадавшей от наглой агрессии тех государств, которые силе права предпочитают право силы. 

Зато армянский премьер был, как всегда, в своем амплуа - не озвучивая прилюдно причины поражения, решив остановиться на «трагедии карабахских армян», делая упор на «гуманитарном и энергетическом кризисах» и призывая мировое сообщество все внимание сосредоточить именно на этой ситуации, так как «продолжение кризиса может вызвать необратимые гуманитарные последствия для армян Нагорного Карабаха». Ощутили разницу? В то время, как Президент Ильхам Алиев говорит о первопричине противостояния, исходя из которой следует решать поэтапно проблемы региона, премьер Никол Пашинян вытаскивает даже не патефон с заезженной пластинкой, а шарманку с «многострадальным плачем», набившим оскомину у всех сильных мира сего, предпочитающих нытью взаимовыгодные деловые предложения, двигающие многосторонние отношения вперед, к достижению новых горизонтов. 

Модератор, скорее всего, не знает всех нюансов положения дел на земле здесь и сейчас, иначе задал бы ряд законных вопросов площадному крикуну - например, почему в то время, как в Азербайджане единой семьей без этнических трений проживают десятки народов, карабахские армяне должны иметь особый статус, могущий в перспективе породить лавину сепаратистских настроений? Это во-первых. Во-вторых, насколько вооруженные реваншисты в Ханкенди во главе с «рафинированными арутюнянами» и «командированными варданянами» отражают волю запуганного местного населения, на протяжении двух поколений желающего, но не могущего под дулами автоматов наладить диалог с официальным Баку? В-третьих, есть ли основание лить слезы по карабахским армянам, когда Президент Ильхам Алиев неоднократно заявлял о том, что они такие же граждане Азербайджана, как и все, и в случае обращения правительство предоставит им и товары, и услуги, не отказывая ни в чем. 

Модератор мог бы осадить незадачливого премьера, когда тот говорил о страшном азербайджанском солдате, досматривающем автобус с детьми, - да, его испугались, но все это потому, что власти, в том числе Армении, всем с детства прививают образ «страшного» турка или азербайджанца, «готового отрезать голову любому беззащитному армянскому ребенку». Так вот Пашиняну можно было бы припомнить десятки эпизодов Отечественной войны, когда наши полевые хирурги оказывали безвозмездную помощь раненым армянам, а солдаты с офицерами и вовсе вытаскивали таковых из убежищ, угощая едой и сигаретами. Мы намеренно не вдаемся в дебри советской истории, когда в одной общеобразовательной школе был полный набор азербайджанского, русского и армянского секторов, когда было столько счастливых в смешанном браке семей, что до сих пор в одном только Баку проживают 30 тыс. армянок, вышедших замуж за азербайджанцев. Можно было бы задать еще с десяток нелицеприятных вопросов: о памятнике гитлеровскому прихвостню Гарегину Нжде, девизом которого было «ни дня без борьбы с турками»; почему в конституции страны-реваншиста до сих пор есть понятие «миацум», а на гербе красуется гора Агрыдаг; почему в учебниках истории пишут о мифических персонажах, правящих «великой страной от моря до моря»; почему армянские «эксперты» из грузинской Самцхе-Джавахетии открыто, а из Краснодарского и Ставропольского краев пока келейно рассуждают о «полномасштабном объединении армянских земель», причем делают это с участием эмиссаров из Франции и США? 

В этой связи полезно вспомнить Абеля Аганбегяна - ведь это его скандальное интервью в парижской коммунистической газете «Юманите» с «обоснованием» отделения НКАО от Азербайджанской ССР стало с позволения четы Горбачевых детонатором большой этнической чистки. Николу Пашиняну можно припомнить и другие истины - например, о том, что в Карабахском регионе Азербайджана долгие годы нелегально, но и не подпольно существует общественное объединение «Движение карабахских армян», лидеры которого (Артур Агаджанов, Карина Ерицян, Лева Яхшибеков и др.) не боятся карикатурных по факту нацистов и регулярно обращаются к коренным жителям области с заявлениями, в которых в качестве главной причины проблем во взаимоотношениях между двумя народами указывается «слабая работа народной дипломатии среди карабахских армян или вообще отсутствие таковой». 

Да, местные армяне под покровом ночи или втихую, чтобы никто из «бдительных» соплеменников не подглядел, подходят к азербайджанским строителям, спрашивают об условиях приема на работу, принятия гражданства, и таких латентных случаев сотни за последние минувшие два с лишним года. Но это не меняет погоды, потому что местное население абсолютно не уверено в том, защитят ли его российские миротворцы, делящие с «лидерами» сепаратистов прибыль от бесконтрольной перевозки грузов в Армению и обратно. 

Это лишь часть риторических вопросов к Пашиняну, объективных ответов на которые у него нет, так как он сам с детства воспитан в духе армяноцентричности, а потому не понимает, почему в центре обсуждений мировой общественности находится война в Украине, а не «гуманитарная катастрофа в Лачинском коридоре». И вообще, глядя на «глобус Армении», ему невдомек, почему планета вращается не вокруг Иревана, а вокруг Солнца, и, конечно же, он не виновен в трагедии собственного мироощущения - просто нужно переформатировать уставшие от многовековой лжи мозги обманутого народа, которому (и не ему одному) хозяева усердно внушают, что если бы не героические хаи, греки или курды, турки давно задавили бы древнюю арийскую и передовую европейскую цивилизацию. 

А когда тому же Пашиняну и ему подобным показывают сотни и сотни стертых оккупантами с лица земли деревень, домов культуры, мечетей, разрытых мародерами могил, он на той же Мюнхенской конференции с «наивностью» парирует в том духе, что он не виновен в том, что еще советская власть превращала культовые сооружения в амбары. А это уже совсем не смешно, причем не только на уровне клоунады, но и на уровне обсуждения досужих бабулек на дворовых скамейках, так как злорадство само по себе, а тем более по такому поводу, вовсе не красит политиков, а выдает нелицеприятные черты воспитания человека в обществе, семье, школе, а затем и в вузе. 

Есть еще проблемы, без озвучивания и решения которых нельзя двигаться в направлении предсказуемого мира - например, тема пропавших без вести, ставшая одной из глобальных в последние десятилетия, но замалчиваемых в Армении. Так, после окончания первой стадии Карабахской войны (после подписания Бишкекских соглашений о перемирии) были проведены исследования, по итогам которых выяснилось, что почти 4 тыс. граждан Азербайджана пропали без вести, из них 3171 - военнослужащие, остальные 719 - гражданские лица, включая несовершеннолетних детей, женщин и стариков. Достоверно известно, что почти 900 человек были взяты в плен или остались на оккупированных территориях. Считается, что к осени 2020 года большинство из них погибли и были захоронены в братских могилах на оккупированных территориях. Во время переговоров с участием российской стороны и по итогам трехстороннего Заявления о прекращении огня от 10 ноября 2020 года армянская сторона передала Азербайджану смешанные фрагменты скелетов примерно 140 человек, по остальным - зловещее молчание. 

Уже после окончания Отечественной войны на освобожденных Национальной армией территориях (села Дашалты Шушинского района, Эдилли Ходжавендского района,  Сырхавенд Агдамского района, Фаррух Ходжалинского района и в др.) были обнаружены массовые захоронения, причем все зафиксировано не только Военной прокуратурой и прочими местными профильными организациями, но и представителями Международного Комитета Красного Креста, ООН и других глобальных организаций. Уже извлечены и идентифицированы останки более 450 человек, проведено около 300 судебно-медицинских и более 280 молекулярно-генетических экспертиз, допрошены свидетели по этим делам и проведены другие необходимые следственно-оперативные мероприятия. Для идентификации останков взяты тесты из национальной базы ДНК, а также  образцы у близких родственников каждого пропавшего без вести. Думается, по мере разминирования поиск массовых захоронений ускорится, в том числе, благодаря армянскому населению, знающему о настоящих цифрах преступлений против человечности в Карабахе времен Роберта Кочаряна и Сержика Саргсяна. 

Это крайне важная и весьма болезненная тема, которая затрагивается при каждой встрече представителей Азербайджана и Армении, в том числе на уровне высшего политического руководства, так как вопрос без вести пропавших является универсальным индикатором доверия в деле установления долгосрочного мира между сторонами, ведь тысячи семей все еще надеются найти и захоронить согласно обычаям останки пропавших без вести родных. Что касается политической стороны вопроса, то только проявив сопереживание и уважение к страданиям противоположной стороны, можно доказать сопричастность к общечеловеческим ценностям, без которых все прочее - политическая демагогия. 

Дискуссии в Мюнхене, к сожалению, не получилось потому, что в то время, как Президент Ильхам Алиев говорил о недопустимости реваншизма с камнем за пазухой, Пашинян встал в глухую защиту, нащупывая тот самый камень, о вреде которого предупреждал визави. 

И еще на заметку армянскому премьеру - судя по исходу многочисленных конфликтов и войн по всему миру, конечную точку ставит не та сторона, что сильна, а та, что мотивирована высшей справедливостью и уверенностью в своей правоте, о чем и предупреждал Президент Ильхам Алиев на Мюнхенской конференции по глобальной безопасности. Так что стоит прислушаться к миролюбивому совету старших хотя бы во имя будущего собственного народа… 

 

Хюгуг САЛМАНОВ

 

Бакинский рабочий.-2023.- 22 февраля.- С.1;3.