Активный трек экспертной дипломатии

 

Ни армянское лобби, ни официальный Иреван не смогли вбить клин в отношения между Баку и Москвой

 

Ровно год назад,  22 февраля 2022 года Президент Российской Федерации Владимир Путин и Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев подписали Декларацию о союзническом взаимодействии между Россией и Азербайджаном. 

О значимости этого документа и его влиянии на двусторонние российско-азербайджанские отношения в эксклюзивном интервью газете «Бакинский рабочий» рассказал российский эксперт, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко:

- Впервые за 30 лет отношений между Россией и Азербайджаном принят стратегический документ, который определяет характер двустороннего взаимодействия и перспективные направления для сотрудничества. Несмотря на то, что прошедший год был очень турбулентным с точки зрения развития мировой военно-политической обстановки, российско-азербайджанские отношения прошли проверку на прочность. Конечно, во многом они базируются на личных отношениях наших лидеров, но, тем не менее создан очень мощный фундамент, прежде всего экономический, потому все коллизии и попытки вбить клин в отношения между Москвой и Баку, столкнуть их лоб в лоб, не увенчались успехом. Наши страны уверенно смотрят в будущее, отмечают годовщину подписания декларации о союзническом взаимодействии как исключительно успешный для российско-азербайджанских отношений год. 

- Каких успехов в двусторонних отношениях удалось достигнуть за год действия союзнической декларации?

- Прежде всего, мы значительно продвинулись в плане экономического взаимодействия, межрегионального сотрудничества, развития политического диалога и обмена визитами на очень серьезном уровне. В то же время наблюдалась активизация, особенно осенью прошлого года, армянского лобби в России, сумевшего организовать ряд информационных операций в российском медиапространстве, нацеленных на то, чтобы серьезно омрачить отношения между Москвой и Баку. Сюда относятся засылка Варданяна в Карабахский регион Азербайджана, а также ряд очернительных выступлений в эфире российского телевидения, как армянских лоббистов, так и засланцев непосредственно из Иревана, которые на территории России занимались черным пиаром против Азербайджана.

В то же время очень активно работал трек экспертной дипломатии. В частности, в России был создан экспертно-аналитический мозговой центр - Каспийский институт стратегических исследований (КИСИ), взявший на себя серьезный пласт работы по анализу и оценке происходящих событий в Каспийском регионе и регионе Южного Кавказа. В КИСИ был подготовлен ряд служебных записок и аналитических материалов, направленных в российские центры принятия решений, где с позиции защиты российских национальных интересов было обосновано принятие тех или иных управленческих и политических решений. Ну а главным итогом стали те оценки, что были недавно озвучены министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым, председателем Госдумы Вячеславом Володиным, в том числе с оценкой деятельности Армении в свете ее попыток втащить в регион внешних игроков, таких как США и ЕС. Безусловно, столь жесткие оценки были даны впервые, но они полностью базировались на мнении части российского экспертного сообщества о том, что ситуацию по Армении надо докладывать не комплементарно, а четко и в основе оценок должны лежать только российские национальные интересы, а не чьи-либо другие. В этом смысле трек экспертной дипломатии, аналитики, в том числе оказал влияние на изменение общего характера ситуации. В настоящее время российское политическое и военное руководство более четко смотрит на происходящее в регионе. 

Но, разумеется, сейчас наше основное внимание уделено ситуации вокруг Украины. Тем не менее Южный Кавказ, принимая во внимание его исключительное стратегическое значение для России, в том числе и ввиду важности бесперебойного функционирования международного транспортного коридора Север-Юг, остается в поле зрения всех центров принятия решений в России.

В этом плане мы видим в лице Азербайджана надежного, предсказуемого союзника, преданного партнера, страну, с которой у нас растет торговый оборот, а самое главное - отсутствуют какие-либо проблемы политического характера, особенно на фоне того, что происходит в других странах постсоветского пространства. 

Особенно стоит отметить благожелательное отношение официального Баку к российской диаспоре и к деятельности Русской православной церкви в Азербайджане. Азербайджан как страна, уважающая все нации, народности и конфессии, демонстрирует образцовый пример того, как надо себя вести в XXI веке государствам, на территории которых проживает много различных этнических групп, народов и народностей. С этой точки зрения русские чувствуют себя в Азербайджане абсолютно спокойно, исключительно активно и эффективно работает Русская община. И для многих стран на постсоветском пространстве это пример того, как надо строить свои отношения с Россией. 

- Как стратегический уровень российско-азербайджанских связей может поспособствовать налаживанию армяно-азербайджанских отношений, активизации мирного процесса?

- Россия всегда выступала в качестве главного посредника в налаживании армяно-­азербайджанских отношений. Не будем забывать, что именно при непосредственном участии Москвы были подписаны трехстороннее Заявление 2020 года и последующие договоренности. Но проблема тут заключается в том, что Иреван не выполняет взятых на себя обязательств. Это отчетливо проявилось в конце прошлого года, когда Пашинян отказался подписать ключевые документы на последнем саммите ОДКБ. Мало того, он пытался «натравить» страны - члены ОДКБ на Азербайджан. Правда, он тут же получил жесткий отпор, но, тем не менее мы понимаем, что главной проблемой мирного урегулирования является позиция, занимаемая Иреваном. Фактически сейчас Пашинян отказывается от активного взаимодействия с Россией для того, чтобы сорвать подписание полноценного мирного договора с Азербайджаном. Вместо этого он пытается опираться на внешних игроков, таких как США, ЕС, в частности на Францию, роль которой особенно деструктивна. В целом те ожидания, что были в прошлом году насчет подписания мирного договора между Азербайджаном и Арменией на основе пяти базовых принципов, сформулированных Президентом Ильхамом Алиевым, к сожалению, не реализованы опять же по вине Иревана. Помнится, на саммите в Сочи в конце прошлого года Армения официально заявила, что не собирается открывать Зангезурский коридор, что является еще одним отказом от обязательств Иревана. Опять же по вине армянской стороны до сих пор не начаты делимитаци и демаркация границы. В этих условиях прибытие в Армению наблюдательной миссии ЕС в расширенном составе - это очередной деструктивный шаг, свидетельствующий о желании Пашиняна отойти от России, в перспективе разорвать союзнические отношения с ней, возможно, в среднесрочной перспективе вый­ти из ОДКБ и полностью выстраивать свои дальнейшие шаги с опорой за западные государства. 

- Как стратегический уровень взаимоотношений отражается на российско-азербайджанском сотрудничестве в рамках различных региональных и международных организаций?

- В последний год в столице Азербайджана с большим успехом прошел ряд международных форумов. Баку сегодня центр притяжения самых разных инициатив. В условиях, когда заблокированы отношения России и Запада, Баку становится центром для коммуникаций, проведения важных меропритяий. Конечно, Азербайджан и раньше этим славился, но сегодня роль и значение Азербайджана как лидера Движения неприсоединения возросли кратно. Полагаю, что эту роль надо закреплять, выдвигать Азербайджан в число ведущих государств, определяющих ход важнейших мировых процессов. Необходимо создать некую Каспийскую ООН в многоформатном режиме, и Баку тут идеально подходит как город, обладающий развитой транспортной инфраструктурой, первоклассным аэропортом международного уровня, гостиничной сетью мирового класса, а самое главное - уникальным архитектурным обликом, сочетающим как бережно отреставрированные шедевры прошлого, так и ультрасовременные здания и сооружения. Я бы сказал, что это каспийский Париж и Дубай вместе. При этом роль и статус столицы Азербайджана будут только расти. Это превосходная площадка для проведения мероприятий мирового уровня. Надо стремиться к тому, чтобы эта роль Азербайджана закреплялась и чтобы на базе тех возможностей, что имеются у Баку, проводились самые разные мероприятия. 

Запомнились успешные визиты в Баку премьер-министра РФ Михаила Мишустина, председателя Госдумы Вячеслава Володина, представителей различных российских регионов. 

Все это говорит о том, что межрегиональное сотрудничество, другие форматы двустроннего взаимодействия имеют хорошие перспективы развития. Сегодня особенно важны развитие трека экспертной дипломатии, совместные проекты и программы «мозговых центров» двух стран для того, чтобы мы смогли в этот непростой период развития международной ситуации чувствовать плечо друг друга, обеспечивать наших политиков аналитикой, которая будет способствовать принятию выверенных, точных, правильных решений.         

- Как известно, примерно за восемь месяцев до подписания декларации об установлении союзнических отношений с Россией Азербайджан подписал аналогичный документ с Турцией. К чему это может привести - соперничеству двух региональных игроков, коими являются Москва и Анкара, или их взаимодополняемости при посредничестве Баку?

- Несомненно, взаимодополняемости, так как Турция сегодня в России рассматривается в качестве очень важной страны, особенно на фоне фактического разрыва отношений Москвы с Западом. Поэтому отношения с Азербайджаном и Турцией логично укладываются в важнейший трек повестки дня российской дипломатии. 

Недавно в Турции произошло мощное землетрясение, и мы видим, что среди стран, которые протянули руку помощи турецкому народу и внесли большой вклад в ликвидацию последствий землестрясения, спасение людей, оказавшихся под завалами и взывавших о помощи, были две страны - Россия и Азербайджан. Я абсолютно убежден, что системы МЧС в России и Азербайджане сегодня лучшие в мире. Это пример хорошего руководства и просто человеческой порядочности - прийти вовремя на помощь тому, кто нуждается, помочь в беде, причем не конъюктурно, а дружественно. Это тоже имеет первостепенное значение.  

 

Роман ТЕМНИКОВ 

 

Бакинский рабочий.-2023.- 22 февраля.- С.2;4.