Деэскалация через эскалацию

 

От предстоящей встречи в Брюсселе будет зависеть, пойдет ли Баку на односторонние действия по демилитаризации Карабаха

 

В условиях активизации переговорного процесса по достижению мира между Азербайджаном и Арменией и, соответственно, прекращению застарелого конфликта между соседними странами, вызывает интерес, как сильнейшие геополитические игроки мира - США, Евросоюз и Россия пытаются перехватить друг у друга инициативу по ведению переговоров только ради того, чтобы мир был подписан на их территории.

Понятное дело, что каждый из международных акторов при этом преследует свои цели. Для Азербайджана не является принципиально важным вопрос, на какой именно международной площадке он подпишет мирный договор с Арменией, главное, чтобы он был подписан на условиях, соответствующих нашим целям и задачам.

Об этом и многом другом - наша беседа с отечественным политологом, директором Центра исследований Южного Кавказа Фархадом Мамедовым.

- Фархад муаллим, какие, на ваш взгляд, страны искренне заинтересованы в активизации переговорного процесса между Азербайджаном и Арменией?

- В активизации переговорного процесса прежде всего заинтересован Азербайджан.

Баку своими действиями в первую очередь на Лачинской дороге и в Карабахском регионе Азербайджана, где временно размещен российский миротворческий контингент, явно демонстрирует то, что не позволит законсервировать статус-кво. Как мы видим, ситуация развивается динамично, что в целом заставляет переговорщиков быть активными.

В активизации переговоров заинтересованы Запад и Турция. Как у Запада, так и у Баку основной целью активизации переговорного процесса является заставить Иреван уже на бумаге признать территориальную целостность Азербайджана, включая Карабах и анклавы.

Что касается США, то их заинтересованность в переговорном процессе обусловлена проблемами на внешнеполитическом треке этой страны, где у Вашингтона отсутствуют достижения. С этой точки зрения армяно-азербайджанские переговоры кажутся привлекательными для американцев в плане достижения мирного договора и занесения этого успеха в актив действующего президента США накануне предвыборной кампании, которая начнется осенью этого года.

Не заинтересована в активизации переговорного процесса Россия по причине ограниченных ресурсов. Однако, несмотря на ожидаемую потерю своего военно-политического присутствия в регионе, она наращивает сотрудничество с государствами региона в экономической плоскости. Так, в прошлом году торгово-экономические отношения стран Южного Кавказа с Россией выросли на 50 процентов.

Также не заинтересована в активизации переговорного процесса Армения, чья стратегия направлена на затягивание подписания мирного соглашения и оформления статус-кво. Официальный Иреван вынужденно идет на переговоры, так как Баку своими действиями демонстрирует, что мириться с существующим положением не собирается.

- Несмотря на активизацию переговорного процесса и благостные заявления Пашиняна о приверженности его страны миру, армяне продолжают вооруженные провокации на условной границе. Зачастую провокации происходят либо накануне, либо в самом начале очередного переговорного раунда…

- Иреван желает создания формата международных гарантов мирного договора между Азербайджаном и Арменией, отвода войск от линии условной границы, а также формирования международного участия в диалоге официального Баку с армянской общиной Карабаха. При этом, обратите внимание, вооруженные провокации обычно происходят на участках условной границы между двумя государствами и в Карабахе. Цель этих провокаций заключается в том, чтобы усилить позиции Армении в переговорном процессе, показать, что без отвода войск и без создания международных форматов с Азербайджаном невозможно договариваться, и дескать нет доверия тому, что принятые договоренности и обязательства будут претворяться в жизнь.

В ответ на эти провокации Баку реагирует достаточно жестко. Также Азербайджан выступает против формирования каких-либо международных форматов как в отношениях с Арменией, так и по линии Баку-Ханкенди. Это наша принципиальная позиция.

В этих условиях Иреван может в одностороннем порядке разместить на территории Армении различные международные миссии: ЕС, ОДКБ, отдельно России, да хоть Ирана. Это ее внутреннее дело. Вопрос в том, будет ли Баку реагировать на данные шаги Иревана и сотрудничать с вышеуказанными структурами. У нас уже имеется соответствующий опыт, когда в конце прошлого года Азербайджан сотрудничал с миссией ЕС на территории Армении, не допуская ее на свою территорию. А в этом году Баку отказался сотрудничать с миссией ЕС в Армении. Таким образом, степень сотрудничества Азербайджана с миссиями будет зависеть от конструктивности Иревана и от того, когда данные международные миссии появятся на территории Армении - до или после заключения мирного договора.

- Насколько продуктивными были переговоры, прошедшие на прошлой неделе в США?

- Я позитивно оцениваю Арлингтонские переговоры, поскольку создаются условия для проведения переговоров Азербайджана с Арменией в формате тет-а-тет, когда к тому же не ограничено время, посвященное переговорам, когда есть возможность донести до армянской стороны всю полноту позиции Азербайджана, выслушать армянские пожелания и сформулировать ответы на них. В этом контексте это важно.

С другой стороны, 3-4-х дневные контакты на уровне глав МИД полезны в плане подготовки встречи лидеров государств, которую запланировано провести в Брюсселе 21 июля. То есть в ходе подобных встреч, длящихся по нескольку дней, обсуждаются важные вопросы, чтобы потом стороны не тратили время на выслушивание аргументов и формулирование контраргументов.

Еще одной полезной чертой переговоров на американской площадке является то, что именно США в настоящее время являются главным посредником. Разумеется, Россия и ЕС в курсе переговорного процесса, всех встреч и граней переговорных позиций сторон, тех действий, которые будут предприниматься в частности Азербайджаном. Практика показывает, что после подобных раундов переговоров, когда армянская сторона в очередной раз не демонстрирует конструктивности, Баку предпринимает односторонние действия.

- Насколько реально подписание мирного договора до конца текущего года, учитывая резкую активизацию переговорного процесса именно в этом году?

- Об этом сейчас много говорят, даже называется конкретная дата - конец года. Но надо быть реалистами - возможность подписания мирного договора была и в конце прошлого года. С тех пор мало что изменилось на дипломатическом треке, но многое поменялось на земле. Эти изменения, безусловно, усиливают переговорную позицию Баку.

Конечно, можно подписать мирный договор и раньше, не дожидаясь конца года, но это опять-таки будет зависеть от конструктивных действий армянской стороны. В частности, Армения должна вывести свои незаконные вооруженные формирования с территории Азербайджана, обеспечить полную демилитаризацию Карабахского региона и отказаться от вмешательства во внутренние дела суверенного Азербайджана (в частности, отказ от финансирования сепаратистов и их ресурсного обеспечения). Хотя Баку уже предпринял ряд действенных шагов по сокращению ресурсной поддержки сепаратистов со стороны Иревана, вместе с тем оставлена возможность для Армении самостоятельно принять данное решение.

Предстоящие переговоры в Брюсселе станут лакмусовой бумагой для  Азербайджана: самому решать вопрос демилитаризации Карабахского региона или же Иреван предпримет конкретные шаги по выводу своих войск из Карабахского региона. На мой взгляд, именно вокруг этого вопроса и будут идти переговоры.

Что же касается эскалации, то она не нарушает алгоритм мирного договора, ведь за прошедшие 2,5 года мы все были свидетелями, как стороны шли к деэскалации через эскалацию. Поэтому этот вариант не отменяет мирного договора, а, возможно, даже и приближает его. У Иревана не остается каких-либо реальных рычагов для вмешательства во внутренние дела Азербайджана.

 

Роман ТЕМНИКОВ

 

Бакинский рабочий.-2023.- 6 июля.- С.1;6.