Культ мугама

 

Фактор, объединяющий народы Востока

 

Древняя макомная традиция свойственна всем мусульманским странам, хотя в каждой стране она развивалась по особым, не похожим на других направлениям, присущим конкретному народу и историческим условиям.

Первые сведения о таджикской музыке можно встретить еще в «Авесте» (VII-V вв. до н.э.). Гораздо больше об истории музыки этой страны можно узнать через многочисленные трактаты восточных ученых, среди которых наиболее крупными произведениями были «Большая книга о музыке» Аль-Фараби (X в.) и «Трактат о музыке» Авиценны (XI в.).

Великие ученые разбирали структуру музыки, виды музыкальных инструментов. Их произведения впоследствии повлияли на работы авторов средневековой Европы. Джами и Абдулгадир Марагаи в XIV-XV вв. создали трактаты о музыке, в которых изучали ее ритм, звукоряд, лады, акустические свойства инструментов и даже воздействие музыки на психическое состояние человека. Примечательно, что произведения средневековых авторов послужили общим и незаменимым источником для всех исследователей традиционной музыки мусульманских стран.

На VI Международном музыкальном фестивале «Мир мугама» среди многочисленных иностранных ученых-музыковедов была и доктор искусствоведения, профессор кафедры истории и теории музыки Национальной консерватории Таджикистана Азизи Фаругат Абдугаххор зода, которая выступила на научном симпозиуме с двумя докладами - «Трактат по шашмакому устада Фазлиддина Шахобова: классика в современность» и в соавторстве с Каримзода Садулло «Фалак - маком горных таджиков».

Мы встретились с Фаругат ханым в Шуше, где в рамках фестиваля проходили концерты мугамной музыки в исполнении ведущих азербайджанских ханенде и инструменталистов.

- Уникальный трактат великого таджикского ученого-макомиста XX века Фазлиддина Шахобова был обнаружен мною среди других его работ в музыкально-теоретическом письменном наследии, - рассказывает Фаругат ханым. - Трактат уникален тем, что создан представителем классической школы шашмакома и является единственным, написанным в советское время. В форме трактата впервые он был издан мною в 2007 и 2011 годах и приурочен к 100-летию этого корифея макомного искусства. На сегодня по музыкально-теоретическому наследию в Таджикистане изданы пять книг и, что особенно важно, факсимиле его рукописи. Именно это факсимильное издание было подарено Азербайджанской национальной консерватории (АНК) на симпозиуме.

Второй доклад посвящен чрезвычайно малоизученной теме - горным таджикским макомам - явлению фалак. Он зародился в глубокой древности и бытует поныне в регионах Кулоб и Памир нашей страны, инициируя две традиции бытования. Красивейшая музыка фалака, проявленная во множестве жанров, мелодиях, метроритмическом богатстве, очень любима в Таджикистане. Фалак основывается на ладовой системе чормуком («четыре макома»). В музыкальной практике сегодняшнего дня он известен также и под названиями чорпарда («четыре пярде») и чормодарон («четыре матери» в значении прародительниц ладов). Эта древнейшая ладовая система восходит к доисламскому периоду. Глубоко философская образная сфера фалака усугубляется использованием в нем персидско-таджикской классической поэзии. Доклад сопровождался живым музыкальным иллюстрированием, а также аудио-, видео-, нотными записями. По теме фалака в Таджикистане уже защищена докторская диссертация и написан большой практический учебник. Эти два издания были подарены библиотеке АНК.

- Как интересно, это послужит дальнейшим исследованиям особенностей наших мугамов, их сходства и различий, не так ли?

- Однако уже есть статья сравнительно-сопоставительного анализа фалака и азербайджанского мугама, автором которой является известный азербайджанский музыковед, профессор Лала Гусейнова. Дело в том, что в Таджикистане система макомата представлена тремя видами - это шашмаком, фалак и локальные макомы. Если шашмаком и локальные согдийские макомы представлены в одной системе, то фалак проявился в своей собственной ладовой системе. Наш народ гордится наличием такого музыкального богатства и, учитывая эту безмерную любовь, указами Президента республики в Таджикистане учреждены два официальных праздника - с 2000 года - День шашмакома (12 мая) и с 2007 года - День фалака (10 октября), ежегодно широко празднуемые по всей стране.

- Фаругат ханым, что вам показалось наиболее интересным и новым на фестивале в целом и на симпозиуме в частности? Как вообще воздействует на вас азербайджанский мугам?

- Мугам я слышала и раньше, и очень полюбила эту музыку, а живое исполнение - это совершенно другое. Самое главное, что в Азербайджане его статус поставлен должным образом и школа мугама в высшей степени развита. Она воспитывает хороших и талантливых музыкантов-виртуозов, которые очень бережно относятся к его исполнительству - как певческому, так и инструментальному. Они не растеряли древнюю технику и поют так же, как это было в прошлых веках. В конце 70-х годов на самаркандских симпозиумах мне довелось их слышать, и нынешние певцы сохранили и развили эту технику. С точки зрения научно-теоретического исследования мугам достаточно хорошо изучен в вашей стране, это позволяет любому студенту узнавать тот или иной мугам. Даже в АНК на стенах висят нотные примеры «Сегях» или «Хумаюн», и это здорово! Вообще скажу вам, что внутреннее эстетическое оформление здания консерватории очень продуманное и соответствует тому, чем занимаются в ее стенах, это вызывает искреннее восхищение. В таком здании учеба в удовольствие. Атмосфера соответствует звукам мугама, которые раздаются из каждой аудитории. Вообще, культ мугама ощущается везде в Азербайджане, и это замечательно!

Что касается симпозиума, отмечу, что на нем поднимались даже такие проблемы основ мугама, до которых в других странах еще не дошли. Азербайджанскую музыковедческую школу я считаю очень сильной, потому что ученые поднимают и исследуют невообразимо сложные вопросы мугамного исполнительства, например, физиологические особенности гортани и голосового аппарата во время пения мугама ханенде, техники и артикуляции. Этими проблемами занимается Александрия фон Брюссельдорфф, и такие исследования, ориентированные исключительно на мугамное пение, проводятся впервые в истории макомной музыки - будь то Индия, Таджикистан или арабские страны. Я увидела максимальное сближение и сотрудничество теоретиков и исполнителей, и такая коллаборация дает отличный практический результат. Музыковед находится внутри исполнительской мугамной традиции, это очень важно, потому что мугам нельзя исследовать со стороны, нужно непременно находиться внутри него. Этот аспект поставлен в Баку очень хорошо.

Организация симпозиума была великолепной, ничего лишнего, все самое необходимое. Здесь я, представьте, просто потеряла ход времени и, находясь в сердце мугама, полностью погрузилась в это магическое пространство, получив достаточно пищи для ума и души. На симпозиуме были собраны музыковеды из многих стран, это давало отличную возможность общения, обмена мнениями и планов на новые совместные проекты. Я благодарна за приглашение и возможность высказать свое профессиональное мнение, поделиться, апробировать свои взгляды и узнать много нового из уст коллег.

- Скажите, чем отличается таджикский мугам от азербайджанского или иранского, ведь вы родственные народы?

- У нас шашмаком - совершенно другая система, она отличается от иранской и азербайджанской. Но иранская и азербайджанская системы более близки, фактически они одинаковы. А таджикский шашмаком является порождением Бухарской классической школы макома.

- Как вы думаете, должны ли консерватории подразделяться на национальные, изучающие традиционную музыку, и академические - с уклоном в европейскую классическую музыку, или все направления должны находиться вместе в одном здании?

- Например, в нашей консерватории объединены все факультеты, вплоть до эстрадного. Однако поскольку Таджикистан - маленькая страна, подобный формат с 18 различными отделениями вполне для нас приемлем. Если все они будут нормально функционировать, то этого достаточно.

- Насколько широко был представлен Таджикистан на мугамном конкурсе?

- К сожалению, мы не участвовали в конкурсе, исключая Сордара Солиева, это наше упущение, которое мы постараемся компенсировать на следующих фестивалях. Мы уже обсуждали этот вопрос с организаторами и договорились, что в следующий раз привезем участников конкурса с концертной программой. 

- Надеемся, что на VII музыкальном фестивале ваша страна будет участвовать в более расширенном составе.

- Уверена, что научный симпозиум и сам фестиваль будут иметь долгую жизнь, потому что это подходящая платформа для очень плодотворного обмена мнениями ученых разных стран, изучающих макомную традицию и развитие самого искусства. Мы еще находимся в Азербайджане, а у нас уже намечены совместные будущие творческие планы и проекты.

- Желаем вам дальнейших успехов в исследовании и пропаганде древнего макомного искусства!

 

Афет ИСЛАМ

 

Бакинский рабочий.-2023.- 8 июля.- С.7.