Любовь и ответственность       

 

Аврора Саламова для Азербайджана очень значимый архитектор

 

Архитектурно-художественный облик азербайджанских городов формировался и шлифовался веками. Менялись стиль и формы, методы и направления градостроительства. Среди тех, кто внес вклад в архитектурный ренессанс родного Азербайджана была и главный архитектор Специальной научно-реставрационной мастерской Министерства культуры республики, член Союза архитекторов Азербайджана Аврора Саламова.

Она родилась 19 июня 1933 года, окончила Ленинградскую художественную академию (ныне Санкт-Петербургский институт живописи, скульптуры и архитектуры им.И.Е.Репина). С 1960 года работала архитектором в институте «Азгоспроект». В 1962-м стала членом СА Азербайджана, в 1972 году назначена на должность заместителя начальника мастерской «Азгоспроекта». Позже свою трудовую деятельность А.Саламова продолжила в Научно-производственном управлении МК АзССР, где занимала должность главного архитектора Специальной научно-реставрационной мастерской. Под ее руководством были реконструированы и восстановлены многие памятники Азербайджана.

Своими воспоминаниями об Авроре Саламовой поделилась с нами Севиндж Саламова (Ашурбекова), члена СА Азербайджана, Архитектурной камеры земли Нордрейн Вестфалии Германии, кому выпала честь работать в тандеме с этим высоким профессионалом.

- …Я студентка первого курса, в надежде устроиться на работу стою на пороге проектного института, - вспоминает Севиндж ханым. - Меня приняла Аврора ханым и направила к директору. Спустя некоторое время она увидела меня, заплаканную, во дворе. Поняла, что мне отказали. Через неделю я получила записку…, на этот раз меня приняли на работу. Ей небезразлична была судьба человека «с улицы». И я не единственная, кому она помогла.

Позже, работая в одной команде с Авророй ханым, я всегда ощущала ее опеку. Наша работа и личная жизнь как бы соединились в единое целое. В институте она организовала отдел по реставрации и адаптации памятников архитектуры, где давали памятникам вторую жизнь. Чтобы делать эту работу, надо было понимать, чувствовать, любить свою профессию.

Помню, как-то объявили конкурс на реконструкцию Азгосфилармонии и наш институт выиграл тендер. Я представила проект, разработанный Авророй ханым, к сожалению, ее к этому времени уже не стало. На презентации в филармонии наш проект был признан как самый лучший…

В стране шла перестройка. Все кто куда, а она тянула меня на стройку. Аврора ханым научила меня быть инженером и художником, психологом и конструктором, настоящим архитектором, общаться и работать с людьми.

Аврора ханым работала над проектами реставрации и адаптации разных старинных зданий. После ее смерти мне пришлось завершать строительство и реконструкцию этих объектов по ее проектам.

А вот другой случай. Когда я только пришла работать в реставрацию, графист Эльтуран Авалов попросил Аврору ханым послать кого-нибудь скопировать Худаферинский мост. Решили отправить меня и я справилась с заданием, за что получила денежное вонаграждение.

- Оказалось, что через поэта Самеда Вургуна и его жену мы являлись  родственниками, - продолжает Севиндж ханым. - Ее отец, востоковед Абдулазиз Саламов, был репрессирован, а его супругу, Фариду ханым из шекинского ханского рода, арестовали. Дядя Авроры - Фуад Абдурахманов взял малышку на воспитание. В 90-х гг., когда открылись архивы, академик Зия Буниятов написал статью об Абдулазизе Саламове. Оказалось, что его расстреляли 11 октября 1937 года. И ровно через 50 лет в этот день у меня родился сын. Тетя Авроры назвала моего сына в честь своего брата Абдулазиза.

Мы всегда относились друг к другу как мать и дочь. Мне с ней было интересно. Она была грамотной, интеллигентной женщиной, много знала и была просто красавицей.

Севиндж ханым планировала в июне приехать в Баку, встретиться с нами, поделиться архивными материалами, но обстоятельства не позволили ей сделать это.

- Мы занимались реконструкцией синагоги по ее проекту, надлежало превратить ее в нормальный театр, - продолжает моя собеседница. - За месяц до открытия эмоциональный Рашид Бейбудов возмущался: «Это не театр, вы отказали мне в большой сцене. Где гримерные? Сделайте хотя бы звукооператорскую». А когда он увидел меня, молодую, вообще впал в стресс. После многих перипетий в дело были вовлечены Алиш Лемберанский, министр культуры. Я проработала эскиз-проект этой звукооператорской, обещала за две недели сдать.

Буквально накануне открытия состоялась вторая моя встреча с Р.Бейбудовым. Он, уже довольный, берет меня под руку и говорит: «Сева ханым, вас подвезти?» Я отвечаю: «Нет, спасибо, мой жених идет». Он тут же резко отдернул руку, придерживался норм этики (смеется).

- В кирхе были две церкви: лютеранская и евангелическая. Аврора ханым разработала проект, согласно которому были обустроены дворик, коридоры, стены, залы, установили систему проветривания залов - не просто кондиционирование, построили градирню. И вдруг резко прекратили финансирование…

Она старинную баню в Ичеришехер благоустроила под зеленую аптеку, работала над реставрацией Джума мечети в Шамахе, мемориальный комплекс с центральной скульптурой Узеиру Гаджибейли в Шуше тоже был возведен по ее проекту. В парке были размещены бюсты знаменитостей со всего Азербайджана, начиная от Натаван и заканчивая самим маэстро.

- Мы работали над Шекинским верхним караван-сараем, благоустраивали гостиничный комплекс, - вспоминает Севиндж ханым. - Это был ее проект. И вдруг она слегла, ее отправили в больницу, а надо было согласовывать работу с союзным начальством, поэтому в Москву полетела я. У нас была как бы одна судьба на двоих. Мне после ее смерти приходилось несладко. Аврора ханым была моей крестной и в быту, и в профессиональной жизни.

К слову, А.Саламова входила и в авторский надзор партархива. Этот проект хотели отдать другой организации, но проект остался в «Азгоспроекте». Женщине-архитектору в то время было сложно работать и отстаивать свое мнение.

Из воспоминаний Эльбая Касим-заде, председателя правления СА Азербайджана, заслуженного архитектора АР, профессора, заведующего  кафедрой «Архитектурное проектирование и градостроительство» Азербайджанского архитектурно-строительного университета (ААСУ):

- Я очень хорошо помню Аврору ханым. Красивая молодая женщина, талантливый архитектор. Мне не приходилось с ней работать, в то время я был в «Гипросельстрое», а она в «Азгоспроекте». Профессионально ее можно охарактеризовать как грамотного архитектора со своим видением и характером. Для того времени Аврора была нестандартно мыслящей, можно сказать, эксклюзивной. У нее были свои мысли, свои взгляды, свое отношение к обсуждаемым проектам. Несколько раз виделись с ней на мероприятиях, слышал о ее деятельности лишь положительные отзывы.

Из воспоминаний Низами Нагиева, заслуженного архитектора АР, профессора, заведующего кафедрой «Основы архитектуры» ААСУ:

- Я работал в «Азгоспроекте». Помню, в 1967 году был объявлен всесоюзный конкурс на застройку центра Сумгайыта. В нем участвовали институты Москвы, Ленинграда, Киева и Баку («Азгоспроект» и «Бакгипрогор»). Мы работали в тандеме с Авророй ханым. Ее графика была великолепной. В результате в Москве мы получили второе место.

Второй раз я столкнулся с ней в 1969 году, когда поступил в аспирантуру в Москве. Темой моей диссертации было «Формирование системы городского обслуживания Кировабадской (Гянджинской) системы расселения». Мне сказали, что нужно привести примеры из практики Азербайджана. Аврора работала в Сумгайыте. Она спроектировала там крупнейший торговый центр и предоставила мне весь материал, что, безусловно, сыграло положительную роль при защите диссертации. Это был талантливый архитектор, ее проект был выполнен высокопрофессионально. Она очень любила свою профессию.

Архитектор Абдул Гусейнов, человек, который старается исследовать творчество ушедшего поколения градостроителей, считает Аврору Саламову значимой фигурой в архитектуре Азербайджана:

- Она из поколения Микаила Усейнова - второго поколения архитекторов, представителей модернистской школы. Удивительно, что при всем ее академизме она умудрялась делать модернистские работы.

А.Саламова была автором проекта реставрации старинных зданий, являлась соавтором проекта партархива ЦК КП Азербайджана, Института микробиологии АН АзССР, жилых домов и общественных зданий в Баку, Сумгайыте и других городах Азербайджана. По проектам А.Саламовой были построены центральный парк и выставочный зал в Сумгайыте (1964-1967 гг.), вторая очередь Приморского парка (1966-1967 гг.), торговый центр (1967-1971 гг.). А также комплекс 12-этажных жилых домов (1970-1973 гг.), мемориальный комплекс в Шуше (1967 г.), проекты здания Института генетики и селекции АН АзССР (1970-1974 гг.), гостевой дом в Иране (1966-1967 гг.) и многие другие работы.

Аврора Саламова была удостоена почетного звания - заслуженный архитектор АзССР. Она скончалась 23 октября 1986 года.

 

Басти Паша

 

Бакинский рабочий.-2023.- 11 июля.- С.7.