Устами очевидца

Жан-Мишель Брюн: Привлечение беспристрастных журналистов к карабахскому вопросу могло бы вернуть им былое доверие

 

На прошедшем 21-23 июля Шушинском Глобальном медиафоруме на тему «Новые медиа в эпоху 4-й Промышленной революции», отвечая на вопросы представителей как местных, так и зарубежных СМИ, Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев в очередной раз продемонстрировал свое высокое доверие к прессе, уважение и лояльность к свободе слова.

 

Город Шуша, где после второй Карабахской войны состоялись многочисленные международные мероприятия, посвященные обсуждению важных и актуальных вопросов международной повестки, в этот раз чествовала руководителей ведущих мировых СМИ и журналистских организаций, влиятельных экспертов, работающих в сфере информационных коммуникаций и известных журналистов.

Шушинский Глобальный медиафорум, который прошел по инициативе и при содействии Президента Ильхама Алиева, стал еще одним выражением приверженности главы государства всеобщим гуманистическим и мультикультуральным ценностям.

 

В числе участников Шушинского Глобального медиафорума был и сегодняшний наш гость - главный редактор французского новостного портала Musulmans en France Жан-Мишель Брюн, который в беседе с нами рассказал о политической значимости мероприятия, его роли в укреплении имиджа Азербайджана и многом другом.

 

- Месье Брюн, мы снова рады видеть вас в Азербайджане. Вы, можно сказать, один из постоянных участников проводимых в нашей стране международных форумов, в этот раз - успешно завершившегося  Шушинского Глобального медиафорума на тему «Новые медиа в эпоху 4-й Промышленной революции». Поделитесь своими впечатлениями…

- Должен отметить, что Шушинский Глобальный медиафорум, собравший 150 журналистов и руководителей СМИ из 49 стран мира, был интересен по двум причинам. Во-первых, на форуме были рассмотрены основные вопросы, которые беспокоят журналистов относительно будущего их профессии, в настоящее время претерпевающей глубокие изменения и трансформации.

Ведь впечатляющая эволюция технологий радикально меняет способ доступа общественности к информации. Социальные сети берут верх над традиционными СМИ и молодые люди, в частности, отказываются от газет и телевидения в пользу Twitter, Facebook или TikTok. Изображения меняются с горизонтального на вертикальный формат, что само по себе не имеет большого значения. Что еще более проблематично, так это то, что благодаря мобильным телефонам каждый считает себя журналистом, потому что может публиковать и просматривать свои видеоролики, полученные и распространенные миллионами посетителей. Эта «информация» распространяется без промедления, но и без проверки, оставляя все больше места для фейковых новостей, конспирологических речей и троллей. Это чрезвычайно опасная тенденция для общественности, в частности, для молодежи, а также для журналистов, которые видят в этом угрозу своей профессии.

Диктатура непосредственности и часто навязываемое владельцами СМИ требование «совковости» иногда подталкивают журналистов к ретрансляции этих «постов» в экстренном порядке и без лишнего контроля, что способствует дискредитации профессии. К сожалению, допущенные несколько промахов в связи с конфликтом в Украине подпитывают общественное недоверие к прессе. Наконец, «фейковые новости» превратятся в современную форму пропаганды.

- Да, но мы же живем в эпоху развития искусственного интеллекта, когда, думаю, можно как-то разрешить ситуацию?!

- Не могу порадовать вас. Точно так же происходит прогресс искусственного интеллекта, который позволяет всем, в частности, благодаря таким инструментам, как чат GPT, автоматически писать статьи, что в целом ставит вопрос о достоверности информации и самой полезности профессии журналиста. И речь не идет о знаменитом процессе «дипфейк», позволяющем заставить людей совершенно реалистично сказать то, чего они не говорили. Ответ, вероятно, кроется в поиске журналистского мастерства и безупречной этики, что далеко не всегда имеет место в наших СМИ.

- При этом возникает вопрос безопасности журналистов, не так ли?

- Вы правы, более того, этот вопрос имеет архиважное значение. Журналистам порой приходится сталкиваться не только с рисками, присущими их работе на местах, но и с угрозами со стороны читателей или интернет-пользователей, недовольных их комментариями. К примеру, присутствовавший на Шушинском медиафоруме турецкий журналист рассказал, что он был вынужден переехать после того, как армянские активисты угрожали ему смертью в его доме. Журналисты также слишком часто становятся мишенью властей в своих странах. В последние годы число журналистов, находящихся в заключении, увеличилось в геометрической прогрессии. Защита свободы печати должна быть приоритетом везде и для всех.

- А в чем заключается вторая причина вашего интереса к прошедшему медиафоруму?

- В месте, которое было выбрано для проведения форума, в городе Шуша - культурной столице Азербайджана, которую справедливо называют «жемчужиной Кавказа». Шуша, освобожденная от почти 30-летней армянской оккупации, в течение которой город был почти полностью разрушен, как и остальная часть Карабаха, сегодня восстанавливается неимоверно быстрыми темпами, дабы вернуть свой былой облик. На открытии Глобального медиафорума Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев справедливо заявил: «Шуша - символ нашей Победы, мира, потому что вторая Карабахская война закончилась именно после освобождения города Шуша».

Не согласиться с Президентом Ильхамом Алиевым невозможно, так как Шуша действительно символизирует окончательное восстановление территориальной целостности Азербайджана. В то же время Шуша также считается колыбелью азербайджанской нации. Это также символ поражения армянских вооруженных сил и конец иллюзий и мечтаний армян о завоеваниях, в чем, кстати, признался премьер-министр Армении Никол Пашинян.

- Месье Брюн, вы отметили, что Шушинский Глобальный медиафорум является важным событием в жизни медиа. Но, кажется, не все этому рады...

- Глобальный медиафорум, прошедший в городе Шуша, был встречен армянскими СМИ, особенно подпитываемыми армянской диаспорой во Франции, с особым возмущением, недобрыми выражениями, в частности, в отношении участвующих женщин-журналистов, таких как модератор Мария Рамос, подвергнутой оскорблению в нецензурной форме в социальных сетях. Армянские сепаратисты боятся присутствия в Карабахе международных журналистов, так как прекрасно понимают, что они сведут на нет всю выдуманную армянами историю и фейки, создаваемые армянами в поствоенный период. Примером может служить знаменитая и в то же время мнимая блокада Лачинской дороги, которая якобы «препятствует» въезду гуманитарных конвоев в Ханкенди, «угрожает» его населению лишениями и голодной смертью. Азербайджанские власти всегда утверждали, что гуманитарные конвои с продовольствием и медикаментами никоим образом не блокировались и что контроль не преследовал никакой другой цели, кроме проверки того, что эти конвои не использовались для транзита оружия или контрабанды.

Именно это заметила журналистка Euronews Анелиз Борхес, которая посетила пограничный контрольно-пропускной пункт в Лачине и опубликовала следующий твит, сопровождаемый фотографией, на которой грузовик Красного Креста пересекает границу: «Лачинский коридор. 22 июля. В настоящее время здесь проходит колонна Красного Креста. Это самая спорная часть армяно-азербайджанского конфликта. Армяне говорят, что Азербайджан держит их в блокаде, хотя азербайджанцы просто контролируют свою границу, пропуская гуманитарку».

Фактический, лаконичный твит, высокопрофессиональная работа журналистки, которая тем не менее тут же попала под шквал грязных и угрожающих твитов.

Вы же прекрасно помните недавний инцидент, когда азербайджанские власти ненадолго приостановили проезд транспортных средств по Лачинской дороге после обнаружения контрабанды в грузовиках армянского Красного Креста. Последний сначала опроверг, прежде чем признать это, обвинив водителей: «Мы сожалеем о том, что четыре водителя, получившие мандат, пытались без нашего ведома перевозить коммерческие товары на собственных автомобилях, на которых временно была эмблема МККК. Эти люди не были сотрудниками МККК, и их служебные контракты были немедленно расторгнуты».

Поэтому руководство Азербайджана во избежание переброски оружия сепаратистам предложило новую дорогу снабжения со стороны Агдама для армянского населения Карабаха, о чем Президент Ильхам Алиев сказал в своем ответе на вопрос журналиста во время форума: «Когда экоактивисты вышли на дорогу Лачин-Ханкенди, тогда армянское руководство так называемое в Ханкенди не разрешало обычным гражданам использовать эту дорогу. Они поставили блокпост, потом обвиняя нас в блокаде. Сегодня опять они поставили бетонные плиты на дороге Агдам-Аскеран. Когда мы сказали: «А почему продукты должны доставляться из другой страны? Карабах ведь - Азербайджан». Так ведь? Так ведь. Это все признают? Все признают. Кто-нибудь говорит, что это не так? Нет. А почему из другой страны должны доставляться грузы? Это нелогично. Но вместо того, чтобы принять этот жест, там ставятся бетонные блоки. Значит, кто кого блокирует? Поэтому весь вопрос в этом».

Точно так же следует с осторожностью относиться и к заявлениям французских СМИ о численности армянского населения, присутствующего в Карабахе. Число в 120 тыс. человек оспаривается даже русскими союзниками Армении, которые оценивают его менее чем в 40 тыс. Предыдущая цифра - это численность армянского населения, включая незаконно переселенных на территорию Азербайджана армян, исход которых произошел сразу же после 44-дневной второй Карабахской войны.

- В чем вы видите решение проблем с фейковой, ложной информацией?

- Профессия журналиста становится все более деликатной. На это указывали участники Глобального форума - представители Международной федерации журналистов, представляющей все союзы прессы мира. Поэтому было бы полезно, если, например, в карабахском деле обе стороны разрешили бы взаимный доступ журналистам на свои территории. То, что власти Азербайджана заявляют о своей готовности принять их, говорит о его стремлении к прозрачности. А отказ официальных лиц Армении от этой инициативы подтверждает их лживость и двуликость. В любом случае это был бы способ заменить историю, которую армяне постоянно пишут и переписывают, простой реальностью фактов, единственным выходом к мирным отношениям между двумя странами. Ведь ни одна из сторон не извлекает выгоды из этой конфликтной ситуации. Более того, вовлечение беспристрастных журналистов к карабахскому вопросу могло бы вернуть им былую славу и доверие. Неспроста Президент Ильхам Алиев хочет, чтобы Глобальный медиафорум стал ежегодной платформой, на которой представители авторитетных медиа могли бы встречаться и обсуждать злободневные проблемы. Будет интересно посмотреть, как через год изменится ситуация для журналистов, особенно в Центральноевропейском регионе, которые в настоящее время находятся под давлением.

- Благодарим вас за беседу.

 

Абульфаз БАБАЗАДЕ

Бакинский рабочий - 2023.- 26 июля.- С.5.