Потенциал для возможностей

 

Углубление сотрудничества с Израилем усилит развитие региона

 

Процветающие связи Азербайджана с Израилем свидетельствуют о том, что нас объединяет гораздо большее, чем общие угрозы. Это раскрываемые из года в год новые возможности и потенциал для сотрудничества, от которого выиграют все страны региона, независимо от этнической и конфессиональной принадлежности.

Президент Ильхам Алиев на встрече с посетившим Баку с официальным визитом израильским коллегой Ицхаком Герцогом дал оценку событию. Кроме свидетельства укрепления тесных двусторонних партнерских отношений и поддержания активного политического диалога во имя успешного развития Азербайджана, это еще и показатель многовековой дружбы без эксцессов между народами, исповедующими различные религии. Образцовая близость наших наций доказывает возможность унификации культурного кода между всеми этносами, если дельцы от политики в принципе не могут превратить антагонизм в матрицу международных отношений.

Глава государства так охарактеризовал степень мира и дружбы: «У нас есть национальные диаспорские организации по всему миру, но только в Израиле они состоят преимущественно из людей еврейской национальности. Это реальный показатель отсутствия различий и водораздела между нами при многовековой истории взаимодействия, дружбы и взаимной поддержки.

Нам, как независимой стране, всего 31 год, но у нас древняя история, и евреи в Азербайджане всегда были очень активной и видной частью общества и остаются таковой сегодня. Нас связывают фундаментальные культурные мосты, и их вклад в наше двустороннее стратегическое сотрудничество очень важен».

Сказано предельно глубоко и точно, и это тот случай, когда цифры товарооборота и внедрения самых передовых технологий вторичны, так как являются придатком к естественному духовному родству.

И тут вполне уместно привести отнюдь не случайное признание высокого гостя о том, что «визит в Азербайджан - это сбывшаяся мечта для меня и моего народа». Для наших друзей, долгое время работающих над объединением региональных усилий, речь идет о раскрывающихся новых горизонтах, но поскольку всем не угодишь, завистникам остается сидеть на завалинке мирового прогресса, ностальгируя по безвозвратно ушедшим временам парфян (кстати, тоже тюркские племена) и ахеменидов.

И тут дело даже не в открывшемся недавно посольстве, что придало импульс углублению связей, хотя это тоже нелишнее свидетельство огромной политической воли руководства обоих государств. С другой стороны, официальный Баку параллельно открыл дипломатическое представительство в Рамаллахе - административном центре Палестины, что окончательно положило конец спекуляциям завистников по поводу «сионистских предпочтений Ильхама Алиева».

На заметку некоторым горе-экспертам - посольство в Тель-Авиве стало первым в Израиле внешнеполитическим представительством страны, где большинство населения составляют шииты. Развеян еще один миф - ранее утверждалось, что именно негативное отношение официального Тегерана к перспективе углубления наших связей с единственной немусульманской ближневосточной страной является основной причиной того, что Азербайджан до последнего оттягивал принятие этого решения. Якобы в период карабахского конфликта наше политическое руководство не было заинтересовано в ухудшении отношений с шиитской теократией, поскольку это могло негативно повлиять на баланс интересов в регионе и сместить его в пользу Армении. Но это не так - Иран начиная с первого дня государственной независимости Страны огней демонстративно подчеркнуто занял проармянскую позицию, превратив оккупированные приграничные территории в плацдарм для эксплуатации природных ресурсов Азербайджана и превращения их в придаток преступных многонациональных группировок. Кроме того, по местным неконтролируемым дорогам шиитские боевики перевозили в Армению оружие и нефтепродукты. А после подведения итогов 44-дневной Отечественной войны 2020 года, когда новое иранское консервативное руководство избрало путь военно-политического давления на Баку, проведя ряд показательных учений, а затем учинило террористический акт в Тегеране, демонстративно в центре столицы убив сотрудника азербайджанской дипмиссии, стало понятно, что не самая умная теократия хочет «показать всем, кто в доме хозяин». Увидев, что таким тоном «наладить диалог» с Азербайджаном не удастся, официальный Тегеран начал искать посредников в Пекине и Москве, но, как говорится, поезд ушел и теперь у муллократии один путь - доложить честно и в подробностях о расследовании трагического инцидента, извиниться и прекратить целенаправленное вредительство посредством агрессивных шпионских ячеек.

К слову, когда глобальная англоязычная пресса пишет об отношениях между нашими странами, то делает это так, словно сплетничает, сосредоточивая все внимание лишь на теме Ирана, высказывая мысль, что Израиль дружит с Азербайджаном исключительно ввиду его стратегического положения и близости к границам с шиитской теократией. Повторимся, что это не так - даже если Израиль подпишет завтра с Ираном мирный договор, а Азербайджан также решит все свои проблемы с Тегераном, крепкая дружба наших стран и народов не угаснет, так что наши нарастающие мощные отношения гораздо глобальнее надуманной и разогретой недругами иранской проблемы.

Взаимодействие Азербайджана и Израиля началось во многом по инициативе общенационального лидера Гейдара Алиева, который еще в середине 1990-х годов четко и продуманно выбрал долгосрочный курс на сотрудничество. И это был стратегический выбор - это сегодня мы можем по мановению «волшебной палочки» получить искомое количество беспилотных летательных аппаратов, целый арсенал «Железного купола» и других видов вооружения, а раньше всего этого не было. Так что надо иметь в виду, что патриарх национального государственного строительства держал в уме стратегический выбор общего будущего как для Азербайджана, так и для исторически поддерживающего нас Израиля.

Поэтому открытие азербайджанского посольства в Тель-Авиве - объективный процесс, продиктованный многими факторами, в том числе, стремительным восстановлением отношений между дружественным Израилем и братской Турцией, стратегическим союзником Азербайджана, что также во многом ускорило процесс принятия судьбоносного решения.

Буквально все правительства ближневосточной страны весьма благосклонно относятся к Стране огней, не говоря о Кабинете министров, возглавляемом Биньямином Нетаньяху, старым и испытанным другом молодого независимого государства на берегах Каспия. Кстати, его первый визит в нашу столицу состоялся более четверти века назад - в августе 1997 года, когда он с пиететом пожал руку общенациональному лидеру, патриарху геополитики Гейдару Алиеву. Уже тогда вопрос открытия азербайджанского посольства предметно обсуждался, так как на тот момент израильское посольство в Баку работало уже четыре года, причем успешно, несмотря на дополнительные меры безопасности.

Однако в тот период целый ряд арабских стран занимали крайне негативную позицию по отношению к палестинской позиции Израиля - сейчас четыре соседних государства, включая Египет, Иорданию, ОАЭ и Бахрейн, а также частично Саудовскую Аравию, наладили дипломатические отношения с Израилем, так что лед растоплен и нам не в чем оправдываться перед Организацией исламского сотрудничества (ОИС).

Тут уместно небольшое отступление - наряду с братской Турцией два ведущих члена ОИС в лице Саудовской Аравии и Пакистана отказались устанавливать с оккупировавшей азербайджанские территории Арменией дипломатические отношения, и именно их позиция в немалой степени способствовала принятию резолюций, осуждавших агрессивную политику Иревана. То есть, если бы в тот момент официальный Баку согласился на открытие своего посольства в Израиле, он мог бы оказаться в изоляции в исламском мире.

Справедливости ради надо отметить, что израильская сторона с пониманием отнеслась к нашей ущербной на ту пору позиции и не настаивала на своем.

Время, как говорится, лечит, а итоги Отечественной войны 2020 года изменили расклад геополитических сил в регионе, а потому развитие связей было объективно ускорено. Так, 29 июля 2021 года в Тель-Авиве состоялось открытие торгового и туристического представительств Азербайджана в Израиле, что стало официальным подтверждением тому, что стороны придают огромное значение торгово-экономическому сотрудничеству, прежде всего в энергетической сфере. Не секрет, что более полутора десятилетий каспийские углеводороды занимают ведущее место в насыщении израильского рынка крайне важным видом стратегического товара - примерно 20% потребляемой нефти импортируется из Страны огней. Да и совместный товарооборот уверенно движется к отметке в $1,8 млрд (по итогам минувшего года), что вдвое больше, чем в лучшие времена до пандемии.

С каждым годом растет также число израильских туристов, выбравших нашу страну в качестве приоритетного направления отдыха, - за минувший сезон только столицу посетили примерно 25 тыс. гостей, с почти пятикратным приростом за год. Более того, в последние годы наблюдается увеличение числа прямых рейсов Баку-Тель-Авив.

Что касается военно-технического сотрудничества между нашими странами, то известно, что оно и по сей день составляет внушительную часть внешнеторгового оборота двух стран. Ранее стороны завершили сделку на приобретение разнообразного высокотехнологичного израильского оружия на сумму $5 млрд - к слову, это самый дорогостоящий контракт, который когда-либо был заключен официальным Баку с иностранным государством. А если присмотреться поближе к ассортименту продукции, выпускаемой отечественным военно-промышленным комплексом, можно увидеть образцы унификации - ведущие израильские производители на полном доверии передают нашим инженерам полный комплект технической документации на самые высокотехнологичные виды вооружений, что является наглядным подтверждением братских отношений, не нуждающихся в дополнительных свидетельствах.

И тут, конечно, стоит оттолкнуться от известной фразы бывшего президента Израиля Шимона Переса, сравнившего когда-то азербайджано-израильские отношения с айсбергом, большая часть которого скрыта под водой. Так оно и есть - после знаменитой констатации прошло немало времени, а связи значительно углубились, и можно уверенно сказать, что двустороннее сотрудничество развивается буквально по всем направлениям.

Визит Президента Израиля Ицхака Герцога в Азербайджан можно считать кульминацией целой серии официальных мероприятий в отношениях между двумя странами, начавшихся с открытия азербайджанского посольства в Тель-Авиве. Его официальной встрече с Президентом Ильхамом Алиевым предшествовал обмен визитами глав внешнеполитических ведомств, что позволило подтвердить наличие целого спектра вопросов, подлежащих глубокому изучению и обсуждению. А примерно шесть недель назад во время третьего заседания Совместной межправительственной комиссии в Баку был подписан ряд документов в сферах защиты окружающей среды, технологических инноваций и цифрового развития, энергетики и водных ресурсов. Также было сообща вынесено решение о необходимости диверсифицировать торговые связи, потому что все еще существует неиспользованный потенциал для продвижения азербайджанской ненефтяной продукции на израильском рынке.

Существуют большие возможности и для расширения сотрудничества в сферах инноваций, информации, сельскохозяйственных и пищевых технологий, фармацевтики, биотехнологий, продовольственной безопасности, кибербезопасности, туризма, малого и среднего предпринимательства и других направлениях. Причем самой важной составляющей для реализации этого потенциала является повышение активности и инициативности частного сектора предпринимателей. В этом контексте проводимые с участием деловых кругов мероприятия также создают дополнительные возможности для расширения диалога, тем более что Азербайджан заинтересован в сотрудничестве между странами для трансфера современных технологий, и партнерство между профильными структурами может внести вклад в реализацию совместных инициатив.

Как видим, в этом контексте вовсе не актуальна пословица «Враг моего врага - мой друг», так как официальный Баку давно утвердился во мнении, что нельзя дружить исключительно против кого-то. Это стало философским кредо Президента Ильхама Алиева, который не просто умело объединяет крайне антагонистические силы на каком-то важном направлении сотрудничества, но и становится самым важным партнером, на которого можно положиться в трудную минуту.

 

Хюгуг САЛМАНОВ

 

Бакинский рабочий.-2023.- 1 июня.- С.1;6.