Раздвигая границы

 

SOCAR давно пора добывать нефть и газ за пределами Азербайджана

 

Азербайджан продолжает успешно сотрудничать со своими ближайшими соседями. В частности, речь идет о транзите казахстанской нефти через нашу страну. Ожидается, что до конца текущего года по Баку-Тбилиси-Джейхан будет перевезено 1,125 млн тонн нефти из Казахстана.

 

Вполне возможно, что в ближайшие годы объемы прокачиваемой через Азербайджан казахстанской нефти кратно возрастут и тогда возникнет необходимость в использовании трубопровода Баку-Супса.

Кроме этого, Азербайджан и Казахстан могут сотрудничать и в сфере добычи нефти и газа. В частности, Астана приглашает Баку заняться добычей газа на территории Казахстана. В то же время подобное сотрудничество обсуждается и с Узбекистаном.

Несомненно, Азербайджан, обладающий огромным опытом в вопросе нефте-и газодобычи, мог бы внести большой вклад в развитие этой отрасли в дружественных нам странах.

Свою точку зрения на эти вопросы в интервью газете «Бакинский рабочий» изложил эксперт в сфере энергетики, руководитель Центра нефтяных исследований Ильхам Шабан.

 - Согласно оценкам SOCAR, на 1 января 2023 года уточненные извлекаемые и прогнозируемые запасы нефти с конденсатом в Азербайджане составляют 2,54 млрд тонн, газа - 6,25 трлн кубометров. Насколько эти запасы действительно извлекаемые?

- Разумеется, не все эти запасы нефти и газа можно будет добыть. В основном это, конечно же, прогноз, когда еще не пробурена скважина, не уточнены запасы нефти и газа, а лишь проведена сейсмическая разведка. Также известно, что на глубинах свыше пяти километров очень маловероятно нахождение нефти, там скорее всего будет газ. Самое глубокое месторождение нефти на Каспии - это «Тенгиз», где нефть добывается с глубины свыше четырех километров. В основном же на Каспии нефть добывается с глубин от 1 до 3,5 тыс. метров.

Также вполне может быть, что по некоторым предполагаемым месторождениям не проводилась даже сейсморазведка, а лишь первичное обследование, выявившее некую полость, где могут быть запасы углеводородов. Потому цифры, приводимые SOCAR, в основе своей являются лишь предположением, а не точно установленным фактом. То есть эти запасы могут и быть, но их может и не оказаться после основательной разведки, включающей обычную сейсморазведку, трехмерную сейсморазведку, далее - бурение разведочных и оценочных скважин. Только после вышеупомянутых процедур можно будет с уверенностью назвать точные данные по доказанным извлекаемым запасам нефти и газа. Но и это еще не конец. Нужно, чтобы потом все полученные данные были проверены и подверждены, либо опровергнуты посторонней независимой организацией. К примеру, на Западе к этому делу привлекают специальные аудиторские фирмы. Хорошо известен случай, когда после открытия газового месторождения «Галкыныш» в Туркменистане, власти этой страны утверждали, что запасы данного месторождения составляют 26 трлн кубометров. Но проведенная ревизия со стороны известной американской аудиторской компании выявила на метсорождении «Галкыныш» в реальности 14 трлн кубометров газа.

В России подтверждением запасов на том или ином месторождении и выдачей лицензии на ее разработку занимается специальное ведомство - Федеральное агентство по недропользованию.

В Азербайджане же со стороны государства как разведкой, так и добычей углеводородов на протяжении уже свыше 30 лет занимается единственная национальная нефтегазовая компания - SOCAR.

- На встрече с министром торговли и интеграции Казахстана Сериком Жумангариным на полях Астанинского международного форума (AIF-2023) министр энергетики Азербайджана Парвиз Шахбазов подчеркнул, что трубопровод Баку-Супса может стать прекрасной альтернативной для поставок казахстанской нефти. Насколько вероятно задействование этого трубопровода в транзите казахстанской нефти на мировые рынки, принимая во внимание, что он уже некоторое время простаивает?

- Действительно, работа трубопровода Баку-Супса была приостановлена 15 марта 2022 года. Позже, в апреле, по нему была прокачена одна партия нефти, после чего деятельность трубопровода вновь была прекращена и такое состояние дел продолжается до сих пор. Кстати говоря, вопрос об использовании этого трубопровода для прокачки казахстанской нефти периодически поднимается на переговорах с июня прошлого года, но договориться пока не получается.

Одна из проблем носит чисто технический характер. В принципе трубопровод Баку-Супса способен ежегодно прокачивать до 5 млн тонн казахстанской нефти. Но нефть туда будет поставляться танкерами из порта Курык, а тот пока не в состоянии переваливать такие объемы нефти. Надо расширять тамошний терминал, соответственно оборудовать инфраструктуру. Есть вопрос и по количеству танкеров для перевозки нефти.

Во-вторых, нефть из Курыка доставляется танкерами в терминал компании «Азтранс», откуда затем переправляется по трубопроводу в Сангачальский терминал и уже оттуда поступает в нефтепровод Баку-Супса. Но проблема заключается в том, что мощность соединительного трубопровода протяженностью всего 5 км между двумя терминалами недостаточна для перевалки больших объемов нефти и необходимо прокладывать новую трубу, ставить компрессорные станции.

В-третьих, необходимо учитывать тот факт, что трубопровод Баку-Супса принадлежит не Азербайджану, а участниками проекта АЧГ. То есть расходы на все эти работы по обновлению инфраструктуры будут нести частные компании-акционеры трубопровода Баку-Супса, и они должны на это согласиться, прежде, чем реализовывать план по прокачке казахстанской нефти по этой трубе.   

Еще одна проблема заключается в том, что трубопровод Баку-Супса изначально в соответствии с межправительственным соглашением между Азербайджаном и Грузией от 1996 года предназначался для прокачки ранней азербайджанской нефти с АЧГ. А тут мы имеем дело с другой нефтью - казахстанской. То есть это будет уже иная тарифная политика, которую надо будет согласовывать. Не зря, на мой взгляд, было несколько визитов нашей делегации в Грузию и грузинской в Азербайджан, а также визит казахстанской делегации в Грузию. Наверняка в ходе этих визитов обсуждались условия транспортировки казахстанской нефти по трубопроводу Баку-Супса. 

Все же я уверен, что переговоры завершатся успешно, Азербайджан и Грузия надолго обеспечат поступления в свои госбюджеты от транзита казахстанской нефти, а Казахстан сможет частично диверсифицировать свой нефтяной экспорт.

- В своем выступлении на панельной дискуссии в рамках Астанинского международного форума министр энергетики Казахстана Алмассадам Саткалиев заявил следующее: «...обе наши страны стремятся начать экспорт возобновляемых источников энергии на европейский рынок. В связи с этим вместе с нашими азербайджанскими коллегами мы уже приступили к реализации проекта прокладки высоковольтного кабеля по дну Каспийского моря. Эта линия соединит Казахстан с Турцией, а затем и далее с Европой». Каковы перспективы данного проекта?      

- Подробностей этого проекта я не знаю, но по всему видно, что это очень хорошая идея. На мой взгляд, этот проект даже более важен и выгоден нашим странам, чем увеличение транзита казахстанской нефти через Азербайджан, над чем мы сейчас бьемся.

Дело в том, что на повестке дня всего мира сейчас стоит возобновляемая энергетика, производство «зеленой» энергии. Данный вид энергии успешно развивается и в Казахстане. Так, по итогам 2022 года Казахстан на постсоветском пространстве занял первое место по производству ВИЭ - 3,5% от общей произведенной в этой стране электроэнергии. В то время как у нас производство электроэнергии из ВИЭ в прошлом году составило 0,6%. При этом в отношении Казахстана имеются самые радужные прогнозы по выработке электроэнергии на ветряных (ВЭС) и солнечных электростанциях (СЭС). В основном, на СЭС, так как себестоимость производства электроэнергии на этих станциях снижается быстрее, чем на ВЭС. Более того, Казахстан одно из самых больших по площади государств мира, а для СЭС нужна большая территория под солнечные панели. В Казахстане, как и в Туркменистане огромные территории занимают степи и пустыни, потому в этих странах самые лучшие условиях для строительства огромных СЭС.

Так что в Казахстане уже через пять лет смогут вырабатывать 10 млрд киловатт-часов в год на СЭС и ВЭС. В этих условиях вполне реален проект по прокладке подводного кабеля по дну Каспия в Азербайджан, по которому казахстанская электроэнергия транзитом через Азербайджан пойдет в Турцию, а оттуда в Европу. Тем более что наша страна стала пионером в этом деле, договорившись с европейцами о прокладке высоковольтного кабеля по дну Черного моря.

В то же время уже давно говорят о прокладке оптиковолоконного кабеля для интернет-связи из Китая через Казахстан по дну Каспия в Азербайджан и далее в Европу. Так почему бы не проложить оба кабеля параллельно друг другу? Тем более что Каспийская конституция, подписанная в 2018 году, допускает прокладку кабелей по дну моря. Более того, уже давно имеется прецедент по прокладке кабеля по дну Каспия. Еще в период царской России, в 1902 году из Туркменбаши в Баку был проложен телеграфный кабель.

- Глава национальной компании Казахстана QazaqQaz Санжар Жаркешов в кулуарах Астанинского международного форума сказал, что уже прошел ряд встреч и переговоров с азербайджанской стороной в газовой отрасли, особенно по поводу инвестирования в разведку и добычу газа, а также о строительстве новых LNG-заводов. По его словам, азербайджанская сторона уже выразила интерес к конкретным проектам газовой отрасли Казахстана, и стороны будут продолжать прорабатывать возможности совместного сотрудничества. Насколько вероятно сотрудничество такого рода?

- В газовой сфере уже давно идут переговоры, но между SOCAR и Узбекнефтегазом. На одной из последних встреч, когда был подписан меморандум, узбекская сторона предложила SOCAR два газовых месторождения, где наша компания могла бы поработать над их реабилитацией с целью повышения уровня добычи газа.

Никаких подробностей по проектам в Казахстане пока не известно. SOCAR, обладающий более чем вековой историей и богатым опытом по разведке и разработке нефтегазовых месторождений, не имеет не то что в дальнем, но даже в ближнем зарубежье ни одного контракта по добыче углеводородов. При том, что Казахстан, Узбекистан, Туркменистан - наши соседи, братья-тюрки. Хорошо было бы, если бы SOCAR работала в этих странах. Ведь есть же хороший исторический пример, когда в 1942 году наши нефтяники поехали в Поволжье и уже через два года нашли там нефть. Так появился «второй Баку», потом третий, четвертый и т.д. Потому нам не нужно сидеть, запершись в границах своей страны, необходимо развиваться и работать в других государствах. А начать можно с ближайших соседей и друзей.

 

Роман ТЕМНИКОВ

 

Бакинский рабочий.-2023.- 17 июня.- С.6.