Интегрируя тюркский мир для братских народов

 

Азербайджан становится многофункциональным мостом

 

Историческая справедливость свершается буквально на наших глазах, и Президент Ильхам Алиев, кроме прочего, успешно решает разрушивший постсоветское пространство национальный вопрос, давая надежду тюркским народам на полноценную их интеграцию в единый полиэтнический мир.

Наглядным свидетельством происходящего стал недавний визит в нашу страну Раиса Республики Татарстан Российской Федерации Рустама Минниханова.

Примечательно, что самолет уважаемого гостя приземлился не в столице Страны огней, а в новом Зангиланском международном аэропорту, в открытии которого в октябре прошлого года принимал участие наряду с главой государства Президент братской Турции Реджеп Тайип Эрдоган, что вполне символично. Ведь право приземления в перспективной воздушной гавани региона, освобожденного от длительной армянской оккупации по итогам Отечественной войны 2020 года, дано пока исключительно лидерам тюркского мира, и они высоко ценят такую избирательность.

Неспроста руководство Татарстана приняло решение разрезать торжественную ленту при открытии ООО «Автолизинг Азербайджан» в промышленном парке «Экономическая зона Аразская долина».

Сам по себе участок предпринимательской активности относительно небольшой (всего 200 га) и далек от гигантомании, но расположен в непосредственной близости от строящихся автомобильных и железнодорожной магистралей, что обеспечит прямой въезд на фактически реализуемый Зангезурский коридор, а оттуда в Турцию и страны Ближнего Востока и обратно на север России по усмотрению поставщиков грузов и распределителей пассажиропотоков. А это значит, что официальная Казань не просто поддерживает инициативы братского Баку, но и делом доказывает иреванским проплаченным строптивцам, попавшим в цугцванг, необходимость интеграции в диктуемые временем важные межконтинентальные проекты.

Армянскому правительству пора бы переформатировать собственные знания о том, насколько древняя их нация и насколько комфортно жила она тысячи лет при перманентном смешении народов на стыке и внутри Ирана и Турана, борьба между которыми, как писал не совсем лояльный к тюркам Фирдовси, напоминает вечное наступление моря на сушу и обратно. Был даже вполне документальный период вплоть до позднего средневековья, когда тюркским предводителям не с кем было воевать, а потому они затевали наиболее кровопролитные на тот момент ритуалы демонстрации силы в истории, ослабляя друг друга, но не врагов, хотя по логике должно быть иначе. Но вот, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло, и надеемся, что отныне тюркские лидеры навсегда откажутся от принципа - «сила есть - ума не надо».

Президент Ильхам Алиев дипломатично и по-научному остановился на данной сентенции в преддверии прошлогоднего Самаркандского саммита Организации тюркских государств. «Историческое событие еще раз подтвердит наше единство. Особенно в нынешней геополитической ситуации мы должны еще теснее сплотиться вокруг общих интересов, исходя из необходимости взаимной поддержки, укрепления независимости, суверенитета наших государств, а также наполнения сотрудничества конкретным содержанием. И в данном случае, помимо политического взаимодействия одним из важных направлений в предстоящие годы будет сотрудничество в сфере укрепления мер безопасности. Поскольку мир уже поменялся, новые угрозы и вызовы уже стучатся в дверь. Поэтому наряду с экономическим сотрудничеством транспортные и гуманитарные проекты, думаю, будут одним из приоритетов. Азербайджан и дальше будет делать все для того, чтобы укреплять единство тюркского мира - величайшее наследие наших предков», - подчеркнул глава государства.

Истина сентенций Президента Ильхама Алиева не нуждается в доказательствах - современный геополитический мир вступил в цивилизационную войну в самом центре Европейского континента, которая при любом исходе плавно перейдет в эпоху становления крупных интеграционных проектов, объединяющих не только страны, но и материки по самым различным причинам и интересам. На вопрос, насколько продолжительным и предсказуемым будет новый миропорядок, имеется множество ответов. В случае с тюркскими государствами причин фундаментального единения более чем достаточно: это общность языков, культур и историй, не говоря уже об интересах, диктующих необходимость объе­динения в условиях чрезвычайной турбулентности политического мира, вызвавшей в последнее время стремительное даже не снижение, а обрушение безопасности и крушение последних бастионов мирового порядка. В этих условиях решение VIII Стамбульского саммита лидеров Совета сотрудничества тюркоязычных государств от 12 ноября 2021 года о создании Организации тюркских государств непременно сыграет значительную роль в объеинении не только тюркских народов, но и всего мусульманского мира, как бы парадоксально это ни звучало на первый взгляд для неискушенного обывательского слуха.

Мир ислама, искусственно разделенный на суннитскую и шиитскую общины (еще один пример, как тюркские лидеры, то есть Османы и Сефевиды не могли поделить Мекку и Медину, а официальный Тегеран до сих пор пребывает в анналах истории), до сих пор находится в кризисном состоянии, свидетельствующем о больших трансформациях в ближайшем будущем. И наиболее позитивным событием в этом направлении стали как раз итоги Отечественной войны 2020 года, изменившие геостратегическую ситуацию как в регионе, так и во всем мире, так как практически все экспертные сообщества «зарубили себе на носу», что в нынешних условиях торжества общечеловеческих ценностей не обязательно иметь заступников в лице постоянных членов Совбеза ООН, представляющих клуб традиционных поборников христианства, непременно противостоящего исламу. Президент Ильхам Алиев вывел и начертил большими буквами новую формулу - принципы международного права безус­ловно выполнимы при условиях: если ты сильный лидер не только своего народа, верящего в твое и в собственное предназначение, что самое главное, но еще и уверенно ведешь международное сообщество к торжеству справедливости, а деятельность главы государства в рамках председательства в Движении неприсоединения как раз и является свидетельством уверенности в его правоте по всем вопросам глобальной повестки дня.

И знают об этом не только в Баку и Анкаре, Ташкенте и Астане, но и в довольно информированной Казани, пусть даже справедливо передавшей часть своего статуса Кремлю. Причастность к тюркскому миру ощущают в России не только татары, но и хакасы, якуты, башкиры, караимы, уйгуры, черкесы, балкары и десятки других народов различных вероисповеданий, которые в отличие от недоразвитых образований не понаслышке знают, что этническая принадлежность гораздо важнее религиозной, и тем более конфессиональной близости.

Следят в Казани и за тем, как создание Организации тюркских государств и принятие ее официальной доктрины под названием «Тюркское глобальное видение - 2040» серьезно всколыхнуло экспертное сообщество во всех значимых мировых не только военно-политических, но и культурных столицах. Причины магнетизма понятны - такой прорыв в сфере интеграции тюркоязычных стран выглядит предельно впечатляюще на фоне провала аналогичных проектов интеграции ряда других этносов в силу цивилизационного недопонимания друг друга, несмотря на многовековую сов­местную историю.

Почему же то сплочение народов, которого не удается достигнуть строителям иных «зданий воссоединения», оказывается возможным в случае с тюркским миром? Чтобы найти ответ на этот вопрос, присмотримся внимательнее к содержанию упомянутой доктрины о глобальном тюркском видении.

Итак, членами ОТГ являются Азербайджан, Турция, Узбекистан, Казахстан и Кыргызстан и еще две страны состоят в нем в качестве наблюдателей - Турк­менистан и даже христианская Венгрия, которая когда-то больше всех воевала с османами, сдерживая их на пути к глубинной Европе, веками получая преференции от Папы римского.

Есть еще один интересный момент - в этом году отмечается 100-летие Турецкой Республики, то есть пять поколений граждан братской страны не знают ничего ни о султанах, ни о младотурках, однако ряд лидеров стран Евросоюза, обычно бравирующих своим «цивилизационным превосходством», когда речь заходит о принятии в структуру Анкары, откровенно высказываются в том духе, что «ей не место в нашем христианском клубе». Зато для Реджепа Тайипа Эрдогана, являющегося наряду с Президентом Ильхамом Алиевым архитектором ОТГ, несмотря на его репутацию «ярого исламиста», приверженность Венгрии христианству не стала препятствием для ее подключения к «нашему тюркскому клубу». Вот оно, истинное проявление толерантности, когда не делается исключения по религиозному водоразделу. 

Для лидеров двух братских государств и без того есть много исламских площадок для проявления твердой позиции по защите религиозных ценностей, в которых участвуют мусульмане от Филиппин до Туниса и Марокко. В то же время «Тюркское глобальное видение 2040» имеет религиозно нейтральный характер, поэтому неудивительно, что в последнее время в соответствующих инициативах по этой линии активно участвуют гагаузы - тоже тюркский, хотя и православный народ.

Кстати, о том, почему азербайджанцы и турки исторически сумели преодолеть искусственно навязанную ненависть друг к другу, можно говорить часами, хотя бы на примере того, как мы цитируем философов из османской классики, а они знают наизусть наших суфиев, включая Дахнаме шаха Исмаила Хатаи, основателя династии и империи Сефевидов, злейших врагов османов, с которыми предки нынешних турок воевали бессчетное количество раз. При всей сложной истории отношений турки любят и ценят поэзию, и хотя сами чествуют султана Явуза Селима, никто в Анкаре не возражает, когда в Баку открывают памятники шаху Исмаилу, а в учебниках с гордостью говорят о победах над османским вой­ском. То есть ни суннито-шиитские противоречия, ни даже разница в религиях между исламом и христианством тюркскому единству не помеха, и именно эта черта является предметом нашей законной гордости.

Примечательно, что историческая толерантность перенесена в полном масштабе на нынешние реалии, когда характер экономик и география продиктовали необходимость создания новой мировой системы транспортировки углеводородов, соединяющей посредством развитой инфраструктуры Азербайджана и братской Турции Европу и Азию. Правда, Россия, Иран и Франция как могли сопротивлялись такому раскладу, однако долгосрочная перспектива, нацеленная на объединение интересов глобальных игроков, которой руководствовался общенациональный лидер Гейдар Алиев, принесла свои плоды и нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан был признан консорциумом наиважнейших центров силы основным транспортным маршрутом.

Усиление Азербайджана и вписанные в мировую историю итоги Отечественной войны 2020 года, открытие перспектив новых коммуникаций стали практическими шагами, более тесно вписывающими официальный Баку и Анкару в контекст современной мировой геополитики. И здесь появление нового интеграционного объединения с населением, превышающим 160 млн человек, оказалось как нельзя кстати. В этих условиях необходимо было закрепить и расширить политический аспект единения тюркских народов, открывающий новые перспективы в связи с учреждением Организации тюркских государств, принятием Стамбульской декларации. VIII саммит лидеров Тюркского совета в Турции решил ряд весьма важных задач: смена названия организации, получение статуса наблюдателя Туркменистаном, что позволяет организации охватить все тюркоязычные государства, конкретизация статусов стран-партнеров и наблюдателей, утверждение Концепции-2040, формирующей рамки и нормы сотрудничества на длительный период. В соответствии с соглашением, страны должны придерживаться единой позиции в вопросах внешней политики, ко­ординировать действия по борьбе с терроризмом и преступностью, создать благоприятную среду для торговли и инвестиций, обеспечить всеобъемлющее экономическое развитие, расширить взаимодействие в сферах науки, технологий, образования и культуры.

Выступивший на памятном форуме Президент Ильхам Алиев отметил новые реалии Южного Кавказа, сформировавшиеся по итогам 44-дневной войны, масштабным шагам по восстановлению Карабахского и Восточно-Зангезурского экономических районов страны, привлек внимание к значимости открытия Зангезурского коридора, связывающего Нахчыван с восточными районами республики: «Зангезурский коридор объединит весь тюркский мир, и станет для нас связующим звеном с Европой».

И Раис Республики Татарстан Рустам Минниханов как никто на просторах России понимает необходимость единения стратегических интересов укрепляющегося тюркского мира. Поэтому он начал практическое освоение единой платформы с сервисного Центра, который будет играть роль хаба в области обслуживания грузовых автомобилей и сельскохозяйственной техники. В рамках объединения будут профессионально обслуживаться около 1,5 тыс. автомобилей, используемых на освобожденных от оккупации территориях, а также транзитных автомобилей, осуществляющих перевозку грузов и другой техники. То есть это не только про товарооборот, хотя и этот фактор играет немаловажную роль - так, товарооборот между Азербайджаном и Татарстаном по итогам прошлого года превысил $125 млн (+78% по сравнению с предыдущим циклом) с перспективой роста. Судя по официальным данным, республика из Поволжья экспортирует на берега Кас­пия сельскохозяйственную, бумажную, а также фармацевтическую продукции, а импортирует нефтепродукты, минералы, фрукты и овощи.

 

Хюгуг САЛМАНОВ

 

Бакинский рабочий.-2023.- 20 июня.- С.1;4.