Прости за любовь…

 

Повесть о бесконечной борьбе за недолговечные мгновения счастья

 

«Я жил твоей мечтой, в то время как вся моя жизнь проистекала в бушующем пламени ада.  Я ненавидел ее, восхищался ею, а иногда жаловался. Но эта мечта была для меня звездой, которой я следовал на протяжении всей своей жизни. Куда я пойду теперь, куда? Для кого я буду жить?

 

                                                                                          АЙДЫН

На сцене Азербайджанского государственного академического русского драматического театра состоялся показ спектакля «Прости за любовь» по пьесе «Айдын» Джафара Джаббарлы в постановке народной артистки Ираны Тагизаде. Спектакль был приурочен к 120-летию со дня рождения великого драматурга.

 «Я полюбил, и, увы, полюбила она» - вот оно, сожаление, отражающее трагедию главного героя. Ведь, по его мнению, жизнь - бесконечная борьба за недолговечные мгновения счастья. 

Взаимность чувств Гюльтекин оборвала все его надежды на борьбу во имя обретения блаженства. Он так легко достиг расположения той, чей образ запечатлелся в памяти каждого словно некий символ недоступности, что утратил ощущение ее высокой ценности. Он расстроен, в его душе горит обжигающее пламя ненависти ко всему человечеству. Обида за несчастливое, одинокое детство, горечь от утраты единственной сестры составляют сейчас его осознание жизни. Он болен. Его психика надломлена, сердце окутано страданиями, а душа наполнена жаждой мести. Способен ли такой человек даровать счастье? Ответ очевиден, но скрыт от взора главной героини, чей двойственный образ рождает массу противоречивых мнений. «Она сломала крылья мои, что трепетали в темных просторах на пути к ярким звездам. Она уничтожила меня», - говорит разочарованный семейной жизнью Айдын. 

Пьеса обогащена выражениями, которые могут стать крылатыми, ведь поэтическое видение автора отразило в ней наилучшие традиции Слова.

Режиссер спектакля народная артистка Ирана Тагизаде после премьеры 2019 года отмечала: «Эта пьеса с яркими, характерными ролями, к тому же очень современная, в ней звучит тема любви, жертвенности (хотя любовь уже предполагает жертвенность), которая актуальна во все времена. Я хотела показать, как истинно любящая женщина может пожертвовать всем ради любви, абсолютно всем: и деньгами, и красотой, и социальным положением, и даже собственным достоинством».

Безусловно, в пьесе грубо попраны гордость, достоинство и честь женщин, однако каждая из них ступает на сей путь сознательно. Честно признаться, образ Гюльтекин настолько же непонятен, насколько ясен образ Айдына. Здесь не только оскорблена честь женщины, но и принижена значимость столь возвышенного чувства, как любовь. Спектакль учит зрителей, как нельзя поступать в обоих случаях, будь ты женщиной или мужчиной. 

Есть ли хоть один положительный образ? Безусловно, и это интересно выписанный Джафаром Джаббарлы, а затем реализованный режиссером образ рабочего Пиргулу, который, невзирая на голод и болезнь сестры, не отступает от защиты прав Айдына и погибает в жестокой схватке с Довлет беком. 

Ирана Тагизаде обратилась к творчеству драматурга впервые. Она отметила, что после премьеры 2019 года главной ее задачей было сделать так, чтобы пьеса зазвучала по-новому - современно, динамично и, главное, созвучно сегодняшнему дню.

- Я дала постановке иное название - «Прости за любовь», - говорит Ирана Тагизаде. - Эти слова произносит в финале спектакля, погибая, главная героиня - Гюльтекин. Надо сказать, что в произведениях Джжаббарлы все женские образы очень яркие и сильные, несмотря на время, в которое он писал. Можно вспомнить пьесы «Алмас», «Севиль, «Невеста огня», написанные в 1930-е годы, в которых все главные героини - женщины сильные, решительные, самодостаточные и при этом хрупкие и красивые, с прекрасной и чистой душой. Кстати, пьесу «Севиль» Джжаб­барлы написал во время кампании по снятию чадры, этот образ был настолько ярким и убедительным, что после спектакля многие женщины уходили из театра уже без головного убора. Но мне лично наиболее близок и интересен образ Гюльтекин из пьесы «Айдын».

В большом успехе спектакля, который тепло был встречен зрителями, велика заслуга актеров театра. В ролях были заняты Мурад Исмаилов, Егяна Гусейнли, Ярослав Трифонов, Заур Искендеров, Фарид Бахрамов, Заур Терегулов, Джохар Абдуллаев, Тамилла Абуталыбова и другие.

Художник-постановщик спектакля - Татьяна Мельникова (Санкт-Петербург, Россия), хореограф - народная артистка Азербайджана Александра Никушина, над музыкальным оформлением поработал заслуженный работник культуры Владимир Неверов.

…Открылся занавес, и вниманию зрителей предстали декорации, привлекающие своим минималистичным, но кричащим обликом. Как и описано автором пьесы в первом действии, зрители увидели бедно обставленную комнату с лестницами и тремя дверями. В центре сцены - стул, на котором лежит тар, отчаянное звучание которого должно сопровождать все действие согласно пьесе. К сожалению, спектакль не облагорожен звучанием этого инструмента, но в целом музыкальное сопровождение яркое и будоражащее. 

В первую очередь зрители знакомятся с двумя персонажами - Айдыном (Мурад Мамедов) и его близким другом Сурхаем (Теймур Рагимов). В ходе действия невольно вспомнился чем-то схожий с Айдыном дворянин, безумный ревнивец Евгений Арбенин, частенько появляющийся на сцене Театра русской драмы в исполнении того же М.Мамедова. 

Перевоплощение заслуженной артистки Натаван Гаджиевой (Гюльтекин) из правоверной и гордой жены в особу легкомысленную было весьма впечатляющим. Остатки благородности храня, она проявляет совесть и веру в то, что соглашается на предложение Довлет бека из любви к собственному мужу, однако поверить в эту искренность достаточно сложно до тех пор, пока она не пойдет на роковой шаг. В поисках следов былой невинности Айдын обращает взор Гюльтекин на зеркало, но безуспешно. Увы, она больше не та, что прежде. Интересен момент зеркальности высказываний главной героини, которая, осознав свою ошибку, замечает: «Кем я была и кем я стала?» Она повторяет это и в момент завершающего спектакль отчаяния. 

Последний диалог-откровение между супругами раскрывает всю горечь, затаившуюся в сердцах героев. Спустя восемь лет они оказываются в том самом доме. «Я уйду навсегда, однако позвольте взору моему насытиться созерцанием единственного места, темного, мрачного пристанища, в котором я была счастлива. Сей мрачный дом - память о кратковременных днях счастья. Прости за любовь». 

Так и завершился спектакль о любви, обреченной на гибель… 

 

Фарида АББАСОВА

 

Бакинский рабочий.-2023.- 8 марта.- С.8.