Величие матери

 

Сценическое воплощение философской лирики Гусейна Джавида

 

В минувший уик-энд на сцене Азербайджанского государственного театра юного зрителя состоялся показ спектакля «Мать» по мотивам одноименной первой трагедии в стихах видного поэта и драматурга Гусейна Джавида.

 «Великодушная мать, несмотря на еще не остывший труп сына, указывает путь спасения его подлому убийце. Материнская любовь побеждает личное чувство мести. Эта чистота, великодушие и умение прощать присущи и для последующих образов Джавида. И исходя из этого, мать Сельму Хатун из произведения «Мать» можно считать матерью всех последующих героев», - пишет известный литературный критик Яшар Гараев.

Безусловно, жертвенность Сельмы Хатун, сила ее духа и достоинству весьма впечатляют зрителей, пришедших на просмотр спектакля в постановке заслуженного деятеля искусств Азербайджана и Калмыкии Бахрама Османова, который художественно-выразительными средствами отобразил многоплановость драмы и широкий диапазон испытываемых героями чувств. Помимо восхищения, спектакль вызывает и вопросы о причинах столь великодушного поведения горем убитой Сельмы Хатун, и чувства, порождающие гнев, ведь в рамках закона каждый виновный должен понести заслуженное наказание.

Одноактная драма, написанная выдающимся философом в далеком 1919 году, и в наше время звучит актуально, ведь по сей день неотъемлемой частью общества являются люди с черствой душой. Честь и достоинство в их понимании - товар, имеющий свою цену. В их сердцах никогда не загорался лучик света, ведь по сути, все высокоморальное, что было в них, «расхищено, предано, продано».

Примерно так и выглядит душевная составляющая главного злодея спектакля. Орхан - убийца и подлый трус, лишивший жизни сына главной героини спектакля Сельмы. Несмотря на учиненные им бесчинства, великодушная женщина спасает его, спрятав в саду своего дома. Насколько правдива история при соотношении ее с современной реальностью? Сложно представить себе женщину нашего времени, которая бы так отнеслась к убийце своего сына. Быть может, это и к лучшему?

Реалии современного мира трансформировались. Каждый человек осознает свою значимость в системе текущей жизни. Равноправие и закон - те основы, на которые опирается человек. Наблюдая за ходом развития мировоззренческих тенденций общества, мы осознаем, что во все времена жалость к безжалостным была чувством, приводящим к очередной трагедии. Размышления зрителей укрепляло музыкальное оформление, написанное специально для спектакля композитором Руфатом Рамазановым. Оно имело большой успех, который проявился в воздействии на духовно-эмоциональное восприятие истории зрителем. Психологический настрой каждого актера целиком и полностью зависел от звучания, которое было составлено с особым мастерством и профессионализмом. Публика, проникшаяся творческими приемами композитора, ощутила весь психологизм действия.

Музыкальное оформление спектакля гармонично вплелось в повествуемую автором историю, преподнесенную зрителям как протест каждого участника действия против ухищрений беспощадных, увы, членов нашего общества.

Сценическое воплощение классического произведения, рассказывающего о жизни народов, проживающих на просторах Дагестана, погружает зрителей в мир, частью которого им не хочется быть. Ведь само произведение - противостояние «чрезмерного» добра и полноценного зла. «Классика учит высоте человеческих чувств», - уверен режиссер-постановщик спектакля Бахрам Османов. Так и спектакль «Мать» учит зрителя не переходить на сторону ни одной из представленных групп.

Одной из самых необычных особенностей творчества Гусейна Джавида является частое использование слов из турецкого языка, именно в этом порой и заключается сложность восприятия читателями его произведений. Этот момент отражен и в постановке, режиссер которой решил не переводить выражения, использованные автором. Нетронутость некоторых слов создала сложность для зрителей, не знакомых с некоторыми турецкими выражениями. Однако герои спектакля не испытывали никаких сложностей в их произношении.

Роли в спектакле исполнили заслуженная артистка Нюбар Новрузова, артисты Ирада Рашидова (Исмет), Вахид Оруджоглу (Селим, брат главной героини), Манаф Дадашев (Орхан), Эльнур Керимов (Мурад), Айдын Демиров (Иззет).

Блестящая игра Нюбар Новрузовой, воплотившей образ великодушной матери всего творчества Гусейна Джавида, вызвала огромный резонанс среди любителей и профессионалов театрального искусства. Образ Сельмы в исполнении Нюбар Новрузовой обрел дополнительную силу, оказывающую мощное эмоциональное воздействие на публику. Актриса и весь коллектив Театра юного зрителя воздали дань уважения памяти выдающегося драматурга.

После премьерного спектакля в интервью местным СМИ Нюбар Новрузова отметила: «Образ матери Сельмы позволил мне выразить черты и нравственные качества, которые сегодня, в наш меркантильный век, отошли несколько на задний план - верность данному обещанию и умение прощать. Когда мать укрывала беглого преступника, она сказала ему: «Амандасан, оглум!» и, даже узнав, что он убийца ее сына, осталась верна своим словам и отпустила его. Слово матери - слово мужчины! И сколько величия, твердости и стойкости в ее материнском горе от невосполнимой потери единственного сына. Трепетное и полное любви ожидание возвращения сына сменилось шоком от его смерти, сдержанными в горле стонами и разрывающимся на куски сердцем несчастной матери… И потом, чистая и возвышенная любовь Исмет, которая не польстилась на богатство Орхана, осталась верна своему возлюбленному Джанполаду, сказав, что не променяет его ни на какие сокровища!»

В завершение вечера в беседе с нами своими впечатлениями поделился один из зрителей: «Спектакль воссоздал в моей памяти отрывки из детства. Невольно вспомнился день, когда в школьные годы я с огромным интересом читал трагедию Гусейна Джавида, короткая, но столь литературно плодотворная жизнь которого подарила нам произведения золотого фонда азербайджанской литературы. Философская лирика автора пронизывает весь спектакль, перед нами оживают образы прошлого, когда жил и творил великий мастер. Особенно впечатляет игра актеров, в некоторые моменты появляется желание прямо из зрительного зала броситься им на помощь. Спектакль глубоко тронул мое сердце».

 

Фарида АББАСОВА

 

Бакинский рабочий.-2023.- 20 мая.- С.8.