На грани фола

 

Францию следует исключить из числа посредников

 

Май оказался полон событий вокруг армяно-азербайджанских отношений и переговорного процесса. К ним относятся как очередная эскалация на линии соприкосновения, так и резкая активизация переговорного процесса.

Об этом в беседе с корреспондентом газеты «Бакинский рабочий» свою точку зрения изложил руководитель Аналитического центра 3view, востоковед Рауф Раджабов.

- Накануне встречи глав Азербайджана и Армении в Брюсселе армянская сторона совершила очередную вооруженную провокацию. В чем ее смысл, неужели армяне тем самым пытались сорвать встречу?

- Правящий режим в Армении никак не может торпедировать западный переговорный трек. Как известно, в Брюссельском переговорном формате задействованы как США, так и ЕС. Встрече глав Азербайджана и Армении предшествовали переговоры глав МИД в США при посредничестве госсекретаря Блинкена. То есть Брюссельская встреча стала как бы продолжением американской.

Тем не менее армянская сторона всякий раз пытается усилить свои переговорные позиции накануне очередной важной встречи. По сути все эти потуги Иревана направлены на то, чтобы переписать итоги второй Карабахской войны. Однако кровавые игры Пашиняна, иначе их не назовешь, ни к чему хорошему для Армении не приведут.

Впрочем, поле для маневра режима Пашиняна исчерпано. Это понимает и сам Пашинян, а потому всячески пытается пропихнуть в проект мирного договора пункт о создании так называемого «международного механизма по диалогу» между официальным Баку и армянским населением Карабахского региона. И это все он делает с одной лишь целью - остаться у власти.

- В последней провокации армяне впервые применили иранские беспилотники. Также не скрывает своих планов по поставкам своих вооружений в Армению Франция. В то же время Иреван обижается на Россию, которая не поставила Армении необходимое оружие.

- Происходят объективные вещи. Москва пересматривает характер и глубину своих взаимоотношений с Иреваном. В частности, это связано с тем, что армянская сторона не выполняет взятые на себя обязательства в рамках трехстороннего Заявления от 10 ноября 2020 года.

С другой стороны, современная политика Москвы объясняется усилением в последнее время роли Азербайджана в мире в целом и на евразийском пространстве в частности, а также крепнущими позициями азербайджано-турецкого альянса, победой в первом туре парламентских выборов правящей в Турции Партии справедливости и развития. Безусловно, все это вкупе усиливает позиции Азербайджана. Поэтому Москва призывает Иреван выполнить все взятые на себя обязательства. Сюда же относится и отказ российской стороны от поставок оружия Армении, чтобы избежать осложнений в отношениях с Азербайджаном.

Надо сказать, что Баку всегда выступал против поставок вооружений и боеприпасов в зону карабахского конфликта, так как это способствовало только его эскалации и дестабилизации общей обстановки в регионе. Однако в 2020 году карабахский конфликт был решен и 10 ноября в нем была поставлена окончательная точка. По итогам второй Карабахской войны баланс сил в регионе кардинальным образом изменился. Азербайджан похоронил «статус-кво», работавший на Армению. Разумеется, в таких условиях Москва не может не учитывать того факта, что поставки в том или ином объеме оружия  Армении станут очень серьезным раздражителем в азербайджано-российских и турецко-российских отношениях. Соответственно, в этом вопросе Россия занимает деликатную позицию.

Что касается Франции - бывшего сопредседателя уже не существующей Минской группы ОБСЕ, то Париж пытается играть роль посредника. То есть президент той самой страны, которая сейчас пытается вооружать  Армению, хочет выступить в роли посредника на предстоящей 1 июня в Кишиневе встрече лидеров Азербайджана и Армении при посредничестве Шарля Мишеля. Это  нонсенс! Кстати говоря, официальный Баку пока еще не дал своего согласия на участие в этой встрече.

В сложившейся ситуации Евросоюзу пора уже осознать вред, причиняемый французской стороной. Ведь важнейшим принципом ЕС является «не навредить». А что будет, когда начнутся реальные поставки французского вооружения Армении? Естественно, что это не только навредит мирному процессу между Баку и Иреваном, но и вызовет очередной виток гонки вооружений в регионе, которую Армения не в состоянии выиграть. Весь бюджет Армении уступает только лишь военному бюджету Азербайджана. Более того, в такой ситуации Баку ничего не останется, как купировать угрозу, исходящую от армянской стороны. Это должны понимать в Брюсселе и Париже, да и в Иреване в первую очередь. Франция не должна уподобляться Ирану. Тегеран поставками своих беспилотников в Армению пытается как можно обострить отношения между Баку и Иреваном. Однако в Иреване должны понимать, что тем самым Тегеран создает как бы огненную буферную зону между своей территорией и Азербайджаном, но на территории Армении. Разумеется, официальный Баку предпримет необходимые шаги для купирования этой угрозы, тем более что иранские беспилотники особой угрозы для нас не несут. По своим характеристикам они намного уступают турецким и израильским беспилотникам, находящимся на вооружении Азербайджанской армии. Мы готовы к отражению любой угрозы и нам не привыкать к циничной многоликой иранской политике.

Другое дело - Франция, европейская страна, один из самых активных членов ЕС. С одной стороны, она пытается проявить себя в качестве посредника в армяно-азербайджанском переговорном процессе, а с другой - вооружать нашего противника, усиливать его военный потенциал. Понятно, что Париж идет на это после того, как провалилась его предыдущая задумка - обосноваться в Ханкенди под видом гуманитарного центра. Далее французы пытались педалировать на весь мир тему так называемой блокады Лачинского «коридора». Но давно уже доказано, что никакой блокады нет, как нет и самого «коридора».

Поэтому у Франции остается последняя надежда - это военные поставки в Армению. Недавно французы перевели свой региональный военный офис из Тбилиси в Иреван. Понятное дело, что это знак далеко не доброй воли по отношению к Азербайджану, скорее, это знак ухудшения отношений между Баку и Парижем. К тому же глава МИД Франции продолжает твердить о некоей блокаде, несуществующем «коридоре» и т.д.

Таким образом, Париж ведет игру на обострение, по сути являющуюся игрой на грани фола. В спорте это приводит к удалению игрока с поля. Соответственно, и Франция в ответ на подобное поведение будет наказана аналогичным способом - удалением из переговорного процесса.

- Насколько позитивными оказались итоги Брюссельской встречи глав Азербайджана и Армении?

- Условия на этой встрече, как и на других, диктовала азербайджанская сторона. Армения вынуждена была после восьми месяцев уклонения согласиться на переговоры в формате трех: Азербайджан, Армения и ЕС. Хотя ранее Иреван с помощью Парижа делал все, чтобы потопить этот формат, подключив к переговорному процессу Макрона, но из этого ничего не вышло.

Возобновление переговоров в Брюссельском формате говорит о начале институционализации решений, принятых 31 августа в Брюсселе, 6 октября - в Праге, 31 октября - в Сочи и т.д. А фундаментом всех этих соглашений является трехстороннее Заявление от 10 ноября 2020 года.  Баку удалось не противопоставить переговорные форматы Азербайджан-Армения-ЕС, Азербайджан-Армения-Россия, Азербайджан-Армения-США, а совместить их. И все это направлено на достижение одной цели - подписание мирного договора с Арменией. В то время как Иреван преследует  главную цель, в зависимости от переговорного формата, добиться благоприятного только лишь для армянской стороны мирного договора. Но это у них не получится.

По окончании встречи в Брюсселе со стороны высокопоставленных армянских чиновников последовали заявления, в которых нет ни слова о территориальной целостности Азербайджана и т.д. Более того, они уверены, что на переговорах речь шла об обмене военнопленными, а не задержанными, а это совершенно разные вещи.

Кстати, премьер-министр Пашинян в своем выступлении на саммите Совета Европы в Рейкьявике подтвердил территориальную целостность Азербайджана. Теперь необходимо, чтобы и другие высокопоставленные чиновники Армении: глава МИД, секретарь совбеза и спикер парламента четко заявили о признании территориальной целостности Азербайджана.

Если Армения желает сохраниться в рамках 29 800 кв. км, все вышеперечисленные мною армянские провинциальные политические деятели с местечковым подходом должны признать Карабахский экономический район частью Азербайджана. Только после этого можно выйти на финишную прямую в деле подписания мирного договора.

 

Роман ТЕМНИКОВ

 

Бакинский рабочий.-2023.- 20 мая.- С.6.