Инфляция пошла на убыль

Центробанк понизил учетную ставку

 

Стабилизация инфляции и активность на местном валютном рынке привели азербайджанский Центробанк (ЦБА) к решению понизить ключевую ставку. Все это время руководство главного банка страны также прилагало усилия для повышения эффективности этого ключевого регулятивного инструмента.

 

Ключевую ставку центробанков справедливо именуют важнейшим рычагом денежно-кредитной политики. Под этот процент главный банк кредитует коммерческий кредитно-финансовый сектор. Поэтому рост ставки регулятора приводит к вздорожанию денег для экономики, ослаблению ее активности и уменьшению динамики цен. Соответственно, понижением ставки центробанки добиваются обратного эффекта - деловая активность возрастает, но и цены не остаются на месте. Поэтому снижение инфляции обычно подталкивает центробанки к смягчению своей монетарной политики.

Судя по заявлению национального регулятора, изменение внешних и внутренних факторов, влияющих на инфляцию, а также значительное превышение спроса и предложения на валютном рынке стали основанием для уменьшения его учетной ставки. ЦБА в среду понизил процент кредитования до 8,5% с 9%, говорится в сообщении главного банка страны. Опустились и параметры нижнего порога процентного коридора - до 7% с 7,5%, а верхнего - до 9,5% с 10%.

Понижение ставки регулятора происходит в условиях фиксируемой им же нисходящей динамики цен. Наряду с уменьшением учетной ставки ЦБ пересмотрел свои прогнозы по годовой инфляции и снизил инфляционные ожидания до 4,3% в нынешнем году. Поясняя это решение, главный банк апеллирует к трехкратному снижению инфляции в сентябре по сравнению с тем же месяцем прошлого года, а темпы цен, по его подсчетам, замедлились до 5,1%. К тому же под занавес года ожидается усиление влияющих на замедление инфляции тенденций.

«По октябрьским прогнозам в среднесрочный период уровень годовой инфляции в Азербайджане будет в целевом коридоре, установленном Центробанком, а именно 4±2%», - подчеркивает ЦБ в заявлении по учетной ставке.

Так что нынешний год в финансовой картине главного банка страны выгодно отличается от прошлого нисходящей динамикой цен. Официальная инфляция в минувшем финансовом году фиксировалась на двузначном уровне - 14,4%, а в нынешнем, судя по выкладкам ЦБА, почти уложится в его целевой коридор. Но и риски ухудшения сохраняются.

«Несмотря на снижение фактической инфляции, остается некоторая неопределенность. Геополитическая напряженность, появление новых зон боевых действий, природные аномалии могут вызвать дополнительный рост цен на продовольствие и энергоносители на мировом рынке. Международные организации повысили прогнозы цен на энергоносители на 2024 год, что может повлиять на уровень инфляции в странах - импортерах энергоносителей», - сообщили в ЦБА.

В прошлом году инфляция была на достаточно высоком уровне не только у нас, но и во многих странах, поясняет недавнее решение Центробанка экономист Эмин Гарибли. «Инфляционные пики переживали ведущие экономики мира, особенно США и Европа оказались на гребне повышения учетных ставок и цен, - комментирует он. - Само собой разумеется, в таких условиях не было и речи о смягчении денежно-кредитной политики, поскольку обуздать инфляцию было и без того очень сложно. В нынешнем году ситуация складывается куда более оптимистично, мы видим, что инфляция снижается, и это позволяет несколько смягчить монетарную политику в период, когда особенно важно поддерживать деловую активность, стимулировать экономику и обеспечивать соответствующие преференции для частного сектора».

По словам собеседника, сейчас государство воздействует на различные уровни экономики, предоставлены определенные фискальные послабления и льготы для бизнеса, особенно на наших освобожденных территориях. «На этом фоне немаловажную роль играет и монетарная политика, поэтому решение Центробанка очевидный и адекватный посыл на дальнейшее поступательное развитие деловой активности, - считает эксперт. - Сегодня национальная экономика достаточно стабильна, цены на ключевой экспортный ресурс республики - нефть и газ находятся на приемлемом уровне, повышается экспортный потенциал ненефтяного сектора. И чтобы придать толчок дельнейшему развитию ненефтяных отраслей, требуются в том числе стимулирующие и заточенные на дальнейший рост монетарные меры».

По идее, удешевление учетной ставки Центробанка должно привести к снижению ставок по кредитам коммерческих банков. Однако регулятивный механизм ЦБА пока еще слабо влияет на процентные ставки коммерческого банковского сектора республики в силу целого ряда причин, поясняет Э.Гарибли. И, тем не менее, определенный эффект от ее понижения все же будет.

«Было бы неправильно вовсе исключать определенное воздействие ключевой ставки Центробанка на стоимость кредитов коммерческих финансовых структур, - считает экономист. - Хоть по сравнению с развитыми странами в развивающихся экономиках этот инструмент не столь эффективен, тем не менее, недавнее решение ЦБА подтолкнет процесс удешевления ставок в нашей банковской системе и придаст толчок развитию экономики. Помимо прочего, снижение ставки  Центробанка станет месседжем для скептиков, считающих, что экономическая, особенно финансовая нестабильность у соседей - в Турции и России обязательно накроет и Азербайджан. Смягчение у нас монетарной политики говорит про относительную устойчивость национальной экономики и отсутствие явных угроз». 

В самом Центробанке считают функционирование учетной ставки «большим и сложным процессом», требующим времени и усилий. Об этом на июньском заседании парламентского комитета по экономической политике, промышленности и предпринимательству сообщил председатель ЦБА Талех Казымов. Главный банкир страны также отметил, что «есть утешение», поскольку «изменение учетной ставки влияет на изменение межбанковской процентной ставки. «Мы рады, что эта трансмиссия начала работать», - подчеркнул он.

 

Тамила ХАЛИЛОВА

Бакинский рабочий - 2023.- №203.- 4 ноября.- С. 6.