Çətin yolda rəqib az olar

 Величайший триумф жизни - погибнуть в боях за родную землю

 

Ушедший октябрь - это месяц, когда был освобожден Джебраильский район, родина легендарного начальника разведки одной из воинских частей Вооруженных сил Азербайджана, майора Саявуша Кяльбалиева. Сам офицер не дожил до этого светлого дня, став одним из первых шехидов нашей освободительной войны.

 

Но его мечту побывать в освобожденном джебраильском селе Геровлу, где он родился, осуществили его дети. Когда в 1993 году армяне оккупировали район, шестилетний Саявуш, как и все его земляки, стал беженцем на родной земле. Многодетная семья (родители, две сестры и два брата) поселилась в бакинском пригороде Пиршаги - в вагоне поезда. Здесь и прошли первые и невероятно трудные шестнадцать лет столичной жизни. Денег катастрофически не хватало, и мальчику приходилось заниматься розничной торговлей, продавать мелочовку и таким образом помогать семье выжить-прокормиться, а братьям-сестрам - одеваться и посещать школу. Он уже тогда нес персональную ответственность за тех, кто младше и слабее.

 

Последний бой - он трудный самый

В средней школе Саявуш учился без собственных учебников, постоянно одалживая их у сверстников, - в то время еще школы не обеспечивались бесплатными учебными пособиями. Но, несмотря на это, с отличием окончил в поселке среднюю школу №6 и, набрав высокие баллы, поступил в Высшее военное училище имени

Гейдара Алиева.

Через четыре года на его погоны легли две заветные лейтенантские звездочки, затем началась служба - вначале в Учебно-тренировочном центре Минобороны, затем, после окончания курсов для разведчиков, в специальной воинской части прифронтовой зоны...

27 сентября 2020 года, когда началась война, начальник фронтовой разведки лично руководил боевой операцией за освобождение родного Джебраильского района. В тех боях, как позже рассказали его боевые товарищи, группа под командованием майора Кяльбалиева уничтожила множество вражеских постов, нанеся противнику сокрушительный удар, вследствие чего тот понес катастрофические потери в живой силе.

Последний бой офицер принял на подступах к Физули. Передал через рацию бойцам: «Двигайтесь за мной, я прикрою вас и открою путь». Расчистив дорогу для двигавшейся сзади боевой наступательной группировки и прорвав несколько больших и глубоко эшелонированных укреплений, группа Кяльбалиева уничтожила разведывательную бригаду «Оганян», которую армяне 30 лет пытались представить всему миру как непреодолимую преграду.

Затем разведчики притаились у физулинского села Алханлы в ожидании удобной позиции. Но командир не любил долго ждать и, оставив бойцов в засаде, решил самолично оценить ситуацию. Бросил товарищам: «Я пойду первым, и если увидите, что все нормально, следуйте за мной». Но при переходе через мост затрещал вражеский миномет, от осколков которого разведчик получил многочисленные ранения, в том числе и в ногу, но, несмотря на это, продолжил бой. Однако от шквального огня мост обрушился и похоронил под собой офицера. Это случилось 29 сентября, на третий день войны.

 

За отвагу! За Родину!

За Физули!

С Парваной Кяльбалиевой, вдовой разведчика, мы беседуем в Фонде героев Карабахской войны, что находится в Центральной научной библиотеке НАНА. Мы с ней - коллеги, она тоже журналист, редактор одного из отечественных телеканалов, потому и о муже рассказывает так, словно ведет репортаж с места события, стараясь не упустить ни одной важной вехи в героической биографии ее отважного супруга. «Каждое утро Саявуша, - делится она, - начиналось со слов: «В один прекрасный день я стану офицером победившей армии». И он, конечно, им стал, вписав свою короткую 33-летнюю жизнь в историю своей страны-победительницы, - изгнанный с родной земли коварным врагом и вернувшийся победителем, отдавшим за нее самое дорогое».

Одноклассники Саявуша вспоминают, что в школе его называли сержантом - за волю, целеустремленность, ответственность и добросовестность. Именно эти качества и привели его на военную стезю, и все шестнадцать лет он служил своему делу верой и правдой, получив за безупречную службу от командования высокие награды - от почетных грамот до ордена «Азербайджанское знамя» и медалей «За Родину», «За отвагу», «За освобождение Физули» (посмертно).

Имя отважного разведчика будет увековечено в одной из школ Джебраильского района. Его именем также названа улица в Сабунчинском районе Баку (Пиршаги), где он прожил несколько лет. «Мой муж был блестящим офицером, он был настолько предан своему делу, что, конечно, дорос бы до генерала, если бы остался жив. Но он удостоился более высокого, вернее самого высокого звания - шехида», - с гордостью говорит его молодая вдова и продолжает рассказ о нем воспоминаниями, в которых и боль потери, и радость от сопричастности к его судьбе, и оставшиеся в памяти его слова, дороже которых нет и которые он оставил в назидание двум своим сыновьям.

Майор Кяльбалиев, рассказывают его боевые товарищи, был склонен по большей части к выполнению трудных, порой невыполнимых задач, с которыми, однако, всегда успешно справлялся. Объяснял это просто: Çətin yolda rəqib az olar. Mən çətinliyi sevirəm. Rəqibim özüməm, qalib («В тяжелой работе меньше конкурентов. Я люблю вызов. Мой соперник - это я, и победитель - тоже я»).

 

Мы вернулись в Карабах

За год до войны Саявуш повез свою семью в знаменитое джебраильское село Джоджуг Мерджанлы, отбитое у врага во время Апрельских боев 2016 года. Задумчиво глядя в сторону родного Гевлара, старейшего карабахского села, мечтательно произнес, глядя на Парвану: «Я обещаю тебе, что когда-нибудь мы вернемся туда. Может, вы вернетесь без меня - но обязательно вернетесь».

И это случилось - в прошлом году Landau School, где учится старший сын Гумбат, организовала для семьи шехида поездку в Карабах. «Мы своими глазами увидели Азыхскую пещеру, о которой раньше только читали в учебниках по истории, ходили по улицам карабахских сел, о которых мечтали столько лет, и не верили своему счастью, хотелось ущипнуть себя и спросить, неужели это не сон и мы действительно в Шуше? И неужели этими тропами, по этой израненной и сплошь усеянной минами земле ходил мой Саявуш

На обратном пути заехали в Гевлар, где оборвалось счастливое детство шестилетних Саявуша и Парваны, предки которой тоже были из этих мест: родившаяся в Баку, она приезжала сюда только во время школьных каникул. Что она могла увидеть здесь после почти трех десятков лет бесчинств кровожадных соседей? Где родники с прозрачной водой? Где раскидистые кроны старых деревьев, буйно зеленевших под щедрым карабахским солнцем? И где дом деда, который снился столько лет и от которого остались только пепел и зола?

Но все равно это была родная земля, на которую ступили их дети и которым сейчас столько же, сколько было их отцу, когда он вместе с близкими покидал родной край, в котором не одну сотню лет проживали его деды и прадеды. Это была родная земля, на которой даже во время оккупации не погибли, выстояли ореховые, тутовые, гранатовые и инжирные деревья, сочные плоды которых довелось отведать жене и детям шехида спустя тридцать лет. И это было место силы, где так хорошо и душевно можно было мысленно поговорить с главой семьи, поблагодарить его за все годы счастья, что он подарил ей и детям.

Все люди умирают, это неизбежно. Но не всем суждено уйти в мир иной, завернутым в Государственный флаг страны, за которую отдал жизнь. Это, наверное, и есть величайший триумф всей жизни и величайшее звание, которого удостаивается настоящий воин.

Бакинский рабочий. - 2023.- №206.- 8 ноября. - С.11.