Тенденция к материализации

Азербайджан возводит прочные мосты в Организации экономического сотрудничества

 

Создание в Баку исследовательского центра Организации экономического сотрудничества (ОЭС) позволит решать актуальные проблемы стабильности и устойчивого развития в странах обширного региона от западных границ с Китаем до Балканского полуострова.

 

Деятельность Организации экономического сотрудничества восходит к 1960-м годам прошлого века, когда Турция, шахский Иран и Пакистан были в единой антисоветской сети, но исламская революция 1979 года «похоронила» былой формат, и только с приходом во власть общенационального лидера Гейдара Алиева она не только возродилась почти в полном объеме, но и расширилась за счет Азербайджана, а затем Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Кыргызстана и Таджикистана. Именно благодаря организаторским способностям патриарха геополитики, уже тогда четко видевшего далекие перспективы межрегиональной независимости и противостояния глобальным центрам силы, нынешняя ОЭС получила статус наблюдателя на 48-й Генеральной Ассамблее ООН в 1993 году, а в 1994 году - в сегодняшней Организации исламского сотрудничества.

 

Понятно, что первые связи официального Баку с этой структурой были отмечены и раньше, сразу после развала СССР, однако они были аморфными (вспомним, как Страна огней принимала председательство ранее нежизнеспособного Движения неприсоединения в ноябре 2019 года, голос которого благодаря Президенту Ильхаму Алиеву ныне громко слышен на всех пяти материках, обжитых человечеством).

То, что ОЭС получит путевку в жизнь, стало ясно уже на II Саммите в Стамбуле (5-7 июля 1993 года), когда исполняющий на тот момент обязанности Президента Азербайджанской Республики Председатель Верховного Совета АР Гейдар Алиев направил участникам обращение с рекомендацией о принятии декларации по долгосрочному развитию, затрагивающей основные задачи и направления в сферах экономики, науки и культуры. Однако участники Стамбульского саммита пошли еще дальше, единодушно осудив агрессию Армении в отношении Азербайджана, потребовав от нее вывода своих войск с оккупированных территорий и соблюдения  резолюции 822 Совбеза ООН, - в этом и заключается фактор личности в истории, когда человек, еще не вступивший в должность главы государства, полноценно влияет на межрегиональную ситуацию во имя международной справедливости.

Еще более показательным в этом плане был IV Саммит ОЭС в Ашгабаде (13-14 мая 1996 года), в котором общенациональный лидер

Гейдар Алиев принял личное участие. Кстати, к тому времени уже были подписаны в рамках единой договорной базы соглашения о транзитной торговле, упрощении процедуры выдачи виз предпринимателям, учреждении судоходной и авиакомпании ОЭС, принята программа по развитию транспорта и коммуникаций. Именно на том самом историческом мероприятии общенацио­нальный лидер выступил с памятным заявлением о недопустимости эгоистического «расселения по национальным квартирам», высказав мысль о единении: «Мировой опыт свидетельствует о том, что ни одна страна не сможет достичь экономического прогресса в одиночку, без международного сотрудничества, обмена опытом и объединения усилий и резервов. Именно поэтому активное участие в нашей организации преследует не только экономические интересы, приоритетным направлением внешней политики Азербайджанской Республики является сотрудничество с братскими странами, с которыми мы связаны общими корнями, традициями, культурой…»

Президент Ильхам Алиев, будучи последовательным продолжателем политики, ориентированной не на расчленение, а на объединение интересов организаций с участием исламских государств (в странах - членах ОЭС проживают порядка 400 млн человек), выстраивает внешнеполитическую линию настолько четко, чтобы были видны контуры приоритетов дипломатии официального Баку. Эта важная функциональная черта особо проявилась на IX Саммите ОЭС в столице Страны огней (5 мая 2006 года), когда глава государства призвал своих коллег перейти от стадии дебатов и дискуссий по отдельным проблемам к реализации практических шагов, с учетом географической расположенности стран - членов этой структуры на стратегических пространствах Евразии, с самым коротким и эффективным транспортным коридором, соединяющим Восток с Западом и наоборот.

Уже тогда Азербайджан подавал партнерам примеры конкретики, начав строительство железнодорожной магистрали Баку-Тбилиси-Карс, усиленно лоббируя прокладку Южного газового коридора, как бы возвещая о начале новой эры после цивилизационных конфликтов в Восточной Европе. С учетом того, что страны - члены ОЭС крайне богаты природными ископаемыми и ресурсами, растет значимость факторов, повышающих интерес мировых игроков к огромному региону, готовому благодаря официальному Баку к проведению институциональных реформ для повышения эффективности этой организации.

Нынешний, XVI Саммит ОЭС, состоявшийся в столице Узбекистана Ташкенте, наглядно обозначил тенденцию к росту взаимопонимания - об интеграции, понятно, речь ни о каком направлении не идет, тем не менее, официальный Баку готов поделиться с партнерами положительным опытом собственных недюжинных достижений, накопленным конкретно за год показательного председательства в важной структуре под девизом «Зеленый» переход и взаимные связи». Благодаря недавней инициативе Президента Ильхама Алиева реализуются практические меры по организации в нашей столице Центра «чистой» энергии и Регионального рынка электроэнергии, где, кроме того, создана диалоговая платформа высокого уровня в сферах экологии и туризма (кстати, Шуша является одним из шести общепризнанных центров гостеприимства в регионе).

Глава государства, выступая на Ташкентском саммите, оставаясь верным приоритетам наступательной дипломатии, обозначил ряд достижений Страны огней, пригласив коллег использовать ставшее максимально широким окно возможностей на целом ряде направлений: «Транспортно-логистическая инфраструктура Азербайджана, в которую инвестированы миллиарды долларов США, превратившие нашу страну в один из ведущих центральных узлов Евразии вдоль транспортных коридоров Восток-Запад и Север-Юг, уже сегодня благодаря завершению строительства доступна для всех стран - участниц ОЭС. В настоящее время мы работаем над расширением пропускной способности железных дорог, проходящих по этим коридорам. Причина успеха экономического развития в том, что благодаря благоприятному инвестиционному климату в нашей стране за последние 20 лет в экономику Азербайджана было инвестировано более $310 млрд, более половины которых приходится на долю неэнергетического сектора».

Успешно завершившееся недавно председательство Азербайджана в данной структуре для ясности можно разбить на ряд направлений. Во-первых, в этом году была проведена плодотворная работа по упрощению торговых процедур. К институциональному прорыву следует отнести 9-е по счету совещание Совета глав таможенных администраций, проведенное в столице Страны огней после пятилетнего перерыва, когда сотрудничество по объективным причинам зашло в тупик. Благодаря инициативе официального Баку удалось договориться о создании банка данных по контрабанде и таможенным правонарушениям, системы электронного обмена данными (Азербайджан готов поделиться с партнерами существующей совершенной рабочей моделью, как было согласовано на встрече). Именно по нашей инициативе были ускорены дебаты, завершившиеся разработкой соглашения ОЭС о взаимной административной помощи в таможенных вопросах и определении потребностей в наращивании потенциала в области таможенного сотрудничества. Уже готова документация для совещания в области более тесного сотрудничества по вопросам налогообложения в целях гармонизации политики и процедур на региональном уровне, что призвано повысить доверие иностранных, в том числе международных, инвесторов к региону в целом.

Все это весьма неплохое достижение на фоне того, что ОЭС обычно принимает решения рекомендательного, а не практического характера - в переводе на простой язык обывателя, благодаря настойчивости и нацеленности Президента

Ильхама Алиева на достижение конечного результата, что немаловажно, переформатируются не только цели и задачи структуры, но и ожидаемые плоды деятельности ОЭС.

В качестве примера можно привести параллельную повсеместную подготовку государств обширного региона к созданию целой сети специально отобранных свободных экономических и торговых зон для обеспечения региональных цепочек добавленной стоимости. Крайне важно также создание в Баку штаб-квартиры Исследовательского центра организации, рассчитанного на длительную стратегическую перспективу, устав которого подписан Азербайджаном, Турцией и Пакистаном, что подтянет в ближайшее время и прочих участников к реализации крайне необходимого проекта, без которого невозможно просчитать перспективы межрегионального сотрудничества с учетом множества факторов сдержек и противовесов.

Для продвижения идеи решено также преобразовать издаваемый Экономический журнал ОЭС в признанное международным научным сообществом широко распространяемое, цитируемое и авторитетное издание, и это тоже немаловажный фактор узнаваемости в глобальном масштабе. Официальный Баку и здесь проявил принципиальность - после нескольких лет «вынужденного простоя» журнал возобновил свою работу, опубликовав сразу несколько выпусков, включая прошлый и этот финансовые циклы. Иными словами, восполнен информационный пробел вокруг текущих приоритетов стран-членов, таких как транзит и транспорт, энергетика, водные ресурсы и потребление, продовольственная безопасность, диверсификация экономики, «зеленая» экономика, включая актуальные для общества нового типа энергетические тенденции, в том числе касающиеся изменения климата и т.д.

Инициативы Президента Ильхама Алиева по конкретике принимаемых решений буквально в режиме реального времени имеют тенденцию к материализации. Так, удельный вес ОЭС (4,4%) в мировой торговле за последние пять лет вырос на 42,6% (с $797,7 млрд в 2018 году до $1,14 трлн по итогам прошлого года). Результаты могли бы быть еще выше, если бы не ряд глобальных факторов, вроде пандемии коронавируса, после чего вконец обострилась торговая напряженность между США и Китаем, а затем наступил цивилизационный конфликт между Россией и Украиной, с которыми и у нас, и у ряда стран Центральной Азии серьезные объемы экономических отношений.

По понятным причинам (демографические факторы, рост товарооборота, производственных мощностей, возможностей агропрома и пр.) торговля растет, несмотря на тот факт, что в настоящее время между членами ОЭС не существует преференциального торгового соглашения, действующего на региональном уровне, тем не менее, вся торговля осуществляется на основе двусторонних соглашений и документов о режиме наибольшего благоприятствования, в том числе и для участников ВТО.

Президент Ильхам Алиев в Ташкенте уверенно провел экскурс участников саммита в будущее отечественной экономики. «С удовлетворением отмечаем, что Азербайджан официально утвержден в качестве страны, где будет размещен Центр «чистой» энергии ОЭС. Несмотря на то, что наша страна весьма богата нефтегазовыми ресурсами, мы уделяем особое внимание развитию сектора возобновляемой энергетики, потенциал которого практически неиссякаем - природа подарила нам доказанные международными экспертами 37 ГВт ветряной и солнечной энергии на суше и 157 ГВт ветряной энергии в национальном секторе Каспийского моря. А это значит, что в ближайшем будущем Азербайджан станет потенциальным экспортером «зеленой», в том числе водородной, энергии. В соответствии с контрактами и меморандумами о взаимопонимании, подписанными с иностранными инвесторами, являющимися ведущими мировыми компаниями в сфере «зеленой» энергетики, производство энергии из возобновляемых источников в Азербайджане в ближайшие годы достигнет 10 ГВт», - сказал глава государства с конкретной ссылкой на то, что в октябре этого года во дворце «Гюлистан» (знаменитом, в том числе тем, что там 20 сентября 1994 года был подписан «Контракт века», впоследствии изменивший геополитический расклад сил во всей Евразии) состоялось открытие Гарадагской солнечной электростанции мощностью 230 МВт, разработанной компанией Masdar, которая является крупнейшим объектом подобного типа не только на Кавказе, но и в Каспийском регионе.

Совсем иные, более широкие стратегические перспективы открыты для всех стран региона после полного восстановления государственного суверенитета и территориальной целостности, когда Президент Ильхам Алиев водрузил флаг у административного центра (бывшего обкома партии) в Ханкенди. Дело даже не в том, что теперь сидящие в СИЗО СГБ бывшие «президенты НКР» физически не смогут отдавать приказы обстреливать ночную Гянджу и ряд других мирных населенных пунктов, но, прежде всего, в многолетней (начиная с подписания в мае 1994 года Бишкекских соглашений) глубинной решимости главы государства освободить Карабах и Восточный Зангезур от оккупационных армянских войск, что было воистину путеводной звездой и без того успешного президентства Ильхама Алиева, - этот вопрос стоял первым среди всех государственных приоритетов. И данная проблема сегодня окончательно решена - мы не только восстановили нашу гордость, отстояв историческую справедливость и принципы международного права, но и дали многочисленным друзьям и партнерам по экономическому сотрудничеству надежду на мирное сосуществование в регионе после преодоления рисков возвращения ситуации в военное русло.

Впрочем, возврат к прошлому практически невозможен, да и не для того Национальная армия исполняла требования четырех резолюций Совбеза ООН, принятых

30 лет назад, чтобы подвергать опасности проекты, вполне соответствующие мирной повестке регионального и межрегионального развития.

 

Хюгуг САЛМАНОВ

Бакинский рабочий - 2023.-14 ноября,№208.- С.1, 5.