Стратегическая поддержка

Великобритания, как истинный друг, всегда на стороне справедливости

 

Политическое руководство Азербайджана за минувшие три десятилетия со дня триумфального возвращения во власть общенационального лидера Гейдара Алиева выстроило немало фундаментальных сооружений, одним из которых является крепнущее сотрудничество с Великобританией.

 

В данном контексте важна атмосфера, в которой Президент Ильхам Алиев, принимая государственного министра Великобритании по делам Европы и Северной Америки Лео Докерти, выразил глубокое удовлетворение степенью взаимного доверия, корни которого восходят к периоду длительной и непростой, основательной подготовки подписания «Контракта века» в сентябре 1994 года. Уже тогда компания bp, являющаяся не только транснациональной компанией по добыче углеводородов и энергетическим гигантом глобального масштаба, но и серьезнейшим политическим игроком, могла оценить гений предвидения общенациональным лидером Гейдаром Алиевым последующих событий, после чего и началось плодотворное сотрудничество: вначале - в добыче нефти, затем - газа, а теперь оно вступило в новый этап благодаря взаимодействию в области возобновляемой энергии, что, несомненно, является очень хорошим примером для всего Южного Кавказа.

 

 Чтобы полнее охарактеризовать корень успешных отношений между двумя государствами, отдаленными друг от друга целым континентом и даже исторической ментальностью, хотелось бы провести дипломатическую параллель, из которой понятно, что в отличие от тех, кто буквально «рубаху рвет из чувства христианской солидарности», попирая приоритеты международного права, официальный Лондон устойчиво привит от давней французской болезни указывать, кому, как и с кем жить. В Париже забывают, что соседей не выбирают, и что если в Елисейском дворце кого-то и «любят» мертвой хваткой (вольному воля), пусть не мешают другим развиваться в рамках общечеловеческих ценностей.

Или взять, к примеру, США, которых бросает из стороны в сторону после смены власти: если с приходом к власти республиканцев торжествует вполне нормальный британский принцип «национальные интересы прежде всего», то псевдодемократы буквально млеют от «многострадальных» христианских общин, не задаваясь вопросом, насколько они надежны и адекватны при форс-мажорных обстоятельствах. И потом, настойчиво рекомендуем правительству Эмманюэля Макрона и политическому истеблишменту Франции, включая Сенат и нижнюю палату парламента, чаще смотреться в зеркало, прежде чем считать собственные ценности выше чьих бы то ни было, а заодно перечитать нацистские воззвания последователей одноухого Андраника, Дро и Нжде, перенесясь мысленно в начало 1940-х годов.

Что касается сотрудничества Баку и Лондона, весьма уместным было бы привести слова общенацио­нального лидера Гейдара Алиева во время его встречи с делегацией парламентской группы Британия-Азербайджан 11 августа 1999 года: «В вашей стране много положительного, и одно из них то, что там существуют всего лишь две основные чередующиеся во власти партии: лейбористов и консерваторов, между которыми, на мой взгляд, имеется определенное понимание. Несмотря на то, что во время Второй мировой войны на долю консерваторов выпали большие ис-пытания, победили лейбористы. Тогда мы были молодыми и даже удивлялись тому, что войну вел Уинстон Черчилль, однако на Потсдамскую конференцию прибыл Клемент Эттли. Великобритания - необычная и прекрасная страна, и для меня нет различий, кто там правит, так как мы никогда не вмешиваемся во внутренние дела никакой страны, равно как не допускаем этого в отношении нас. Считаю, что одним из самых крупных достижений вашей страны является то, что, несмотря на смену партий у власти, во внешней политике у вас не происходит перемен».

Не менее фантастическое видение межрегиональных и глобальных тенденций присуще Президенту Ильхаму Алиеву, чья гибкая тактика создания удобных переговорных площадок создает предпосылки для доверительных отношений на многие годы вперед. А потому не случайно высокопоставленный гость из Туманного Альбиона особо подчеркнул, что гордится богатой историей двусторонних отношений, включая важные политические, экономические, торговые и энергетические связи, при этом Страна огней является не только значимым поставщиком энергоресурсов в Европу, но также важным, ответственным государством региона, без которого в целом на континенте совсем не было бы мира, стабильности и безопасности.

И это не просто элемент дипломатического этикета, потому как обоим народам действительно есть чем гордиться. Ведь первые азербайджано-британские отношения на физическом уровне возникли еще в средние века, когда купцы из интернациональной европейской семьи дружно приезжали на берега Каспия за нефтью, - в ту пору перевозили товар в бурдюках гужевым транспортом и даже верблюжьими караванами. Официально же нефть была признана англичанами основным видом топлива в конце XIX - начале XX века. А уже к началу прошлого века основные финансовые вливания в абшеронские сокровища были на счету англичан - британскими компаниями в азербайджанские нефтяные предприятия были инвестированы огромные средства (к 1904 году Великобритания импортировала 47,1% потребляемого керосина). И именно британская Vickers Limited стала первой компанией, которая получила лицензию на производство технического оборудования для крекинговой установки. Потом наступили долгие 70 лет перманентного противостояния социалистического лагеря «загнивающему» империа­лизму, а буквально сразу после распада СССР Великобритания одной из первых признала независимый Азербайджан аккурат 31 декабря 1991 года, после чего через два месяца были решены протокольные и организационные вопросы, а в следующем сентябре стартовала полномасштабная деятельность посольства этой страны в Баку.

А первый официальный, причем четырехдневный, визит общенационального лидера Гейдара Алиева в Лондон состоялся 22-25 февраля 1994 года, тогда же были проведены переговоры с тогдашним премьер-министром Джоном Мейджором и министром иностранных дел Дугласом Хердом, по итогам которых была подписана признанная исторической и стратегической Совместная декларация о дружбе и сотрудничестве.

Как показало время, это не просто документ, а надежная спайка взаимовыгодных интересов. Так, Туманный Альбион является одним из крупнейших зарубежных инвесторов, и если раньше это были сугубо нефтегазовые проекты, теперь тамошние предприниматели, уверенные в успешности своего бизнеса здесь, диверсифицировали предпочтения, занимаясь торговлей, строительством, альтернативной энергетикой и т.д. По данным на конец первого полугодия, эта страна инвестировала $30 млрд (для сравнения - в соседнюю Армению после прихода к власти «розовой» команды Никола Пашиняна ежегодно вливается примерно полтора миллиона, с уникальной формулировкой «на финансируемые проекты, способствующие инклюзивности, инновациям и экономическому росту»).

Так что нам действительно есть чем гордиться в двусторонних отношениях, и очень важно, что британский министр четко отметил этот факт. Причем отметил в то самое время, когда из Вашингтона и Парижа мы слышим неадекватные, откровенно лживые, неуместные и проармянские заявления, суть которых сводится к попыткам обесценить полное и необратимое восстановление нашей страной своей территориальной целостности и суверенитета в результате точечной военной операции 19-20 сентября. Не скажу за Францию (это совсем другая история, восходящая к временам Ришелье), но ошибочность такой позиции, принятой заокеанской державой, более чем очевидна - Госдеп США, умудренный долгим опытом бесконечных и бесплодных уговоров Баку «найти общий язык с Арменией и передать Карабах ей во имя долгосрочного мира», знает, что Азербайджан не позволит никому выбирать в диалоге с ним язык ультиматумов.

Наша страна прошла слишком долгий и сложный путь по дороге к освобождению всех оккупированных агрессором территорий, чтобы сейчас, добившись поставленной цели, позволять глашатаям глупости и лжи очернить нашу великую историческую Победу. У США и Франции, как у стран - членов почившей в бозе Минской группы ОБСЕ, были десятилетия, на протяжении которых они имели возможность добиться справедливого мира между Азербайджаном и Арменией. И ничего особого тут не нужно было делать - достаточно было назвать вещи своими именами, то есть соседнюю страну - страной-оккупантом и относиться к ней соответственно, базируясь на нормах международного права и резолюциях Генассамблеи и Совбеза ООН. Однако ни в одной из стран-сопредседателей не соизволили не то чтобы профессионально просчитать перспективы развития Южного Кавказа, но и элементарно посмотреть правде в глаза, напротив, они демонстративно не ввели санкции против агрессора, нагло вторгшегося на сопредельную территорию. Наоборот, в 1992 году (в мае как раз была захвачена Шуша) американский Конгресс, недолго думая, решил ввести позорную 907-ю поправку против Азербайджана, по иронии судьбы назвав ее «актом поддержки демократии». И сейчас мы видим, что именно из Парижа и Вашингтона звучат самые громкие и самые необоснованные обвинения в адрес нашей страны, которая «посмела» действовать вопреки планам США и Франции, коим так нравилось сохранение армяно-азербайджанского конфликта неурегулированным.

В отличие от них Великобритания всегда занимала и продолжает занимать справедливую, достойную уважения позицию, основанную на нормах международного права. Кстати, она и в ходе Отечественной войны 2020 года, четко и артикулированно защищая правую позицию Азербайджана, всецело поддержала его территориальную целостность, не допуская спекуляций по этому поводу. Проект заявления Совбеза ООН, подготовленный от имени председательствующей в то время Франции в связи с «горячей фазой» конфликта и направленный, как всегда, против официального Баку, «прокатили» благодаря вето Великобритании, являющейся постоянным членом данной структуры.

Этому немало объяснений, но главная причина заключается в том, что двусторонние отношения между нами хоть и не вполне союзнические, тем не менее носят характер стратегического партнерства. Недаром именно выдержанное в таком духе высказывание содержится в ежегодных отчетах по внешней политике и безопасности, которые местным МИД бывают представлены британскому парламенту. В нем традиционно подчеркивается, что Азербайджан - это не только основной экономический партнер Великобритании в регионе Южного Кавказа, но и один из самых перспективных партнеров вообще. Столь лестная характеристика очень четко отражает процессы, происходящие между нашими странами.

Так оно происходит на деле. Вот и сейчас мы услышали от Лео Докерти справедливую оценку нашей страны. По его словам, Великобритания позитивно относится к любому вкладу в обеспечение регионального мира и стабильности и гордится существованием очень важных политических, экономических, торговых и энергетических отношений с Азербайджаном на протяжении многих лет. Это то, о чем внезапно «забыли» многие американские и французские политики. «Азербайджан является не только значимым поставщиком энергии в Европу, но также важной, ответственной страной Южного Кавказа, и без Азербайджана в Европе не было бы мира и безопасности», - сказал Докерти Президенту Ильхаму Алиеву.

И это тоже сущая правда, так как Страна огней давно и безусловно является ведущим государством региона, реализующим проекты, пользу от которых ощущают далеко за пределами постсоветского пространства.

Армения же, выбравшая политику территориальных претензий и самоизоляции, не реализовала за годы своей независимости ни одного проекта, полезного для региона. Но об этом как-то «забывают» в Вашингтоне и Париже. Что ж, это их выбор. Азербайджан - силен и независим, имеет много могущественных и влиятельных друзей, к числу которых относится и Великобритания, чтобы не обращать внимания на нервные срывы американской и французской сторон.

 

Хюгуг САЛМАНОВ

Бакинский рабочий - 2023.- 24 ноября, №216.- С.1, 3.