Время не ждет

 На фоне возвращения в Карабахский регион мирных азербайджанцев надо решать вопрос с вооруженными армянами

 

В последнее время западные СМИ все больше пишут о возрастании вероятности новой войны на Южном Кавказе.

И, как ни странно, в этой опасной ситуации Армения делает ставку на дипломатическую конфронтацию с Россией, которая всегда считалась ее союзником.

 

По мнению западных авторов, да и самих представителей политического истеблешмента Армении, Иреван больше не ждет ни военной, ни политической поддержки от Москвы, а растущая напряженность в регионе является признаком того, что время господства российского влияния подходит к концу.

Свою точку зрения на происходящее в регионе в интервью газете «Бакинский рабочий» выразил отечественный политолог, директор Центра исследований Южного Кавказа Фархад Мамедов.

 

- Пашинян сделал несколько заявлений, ставящих под вопрос дальнейший ход переговорного процесса. В частности, он сказал, что все заявления об урегулированности ситуации «беспочвенны», тем самым фактически

объявил о выходе из переговорного процесса с Азербайджаном. А упомянув о якобы существовании территориальной единицы под названием «Нагорный Карабах» и поздравив карабахских армян с очередной годовщиной «независимости», он обнулил все свои заявления о признании территориальной целостности Азербайджана.

- Деятельность Пашиняна в последние несколько месяцев направлена на срыв переговорного процесса. Дело в том, что весь армяно-азербайджанский переговорный процесс вокруг мирного договора, разблокировки транспортных путей, демаркации и делимитации границ, решения гуманитарных вопросов сведен к теме карабахских армян. И с подачи внешних сил в последние месяцы Пашинян сконцентрировался на теме карабахских армян, так называемого «гуманитарного кризиса», и его цель в итоге состоит в том, чтобы решить вопрос безопасности Армении и параллельно оставить тему карабахских армян в подвешенном состоянии. Разумеется, Азербайджан не может с этим смириться и выдвигает справедливые условия относительно деятельности Лачинской дороги и той «серой зоны», которая пока еще существует в Карабахском экономическом районе Азербайджана, - территории временной дислокации российского миротворческого контингентаребуя, чтобы Пашинян отошел от своей деструктивной политики.

Деятельность Пашиняна завела переговорный процесс в тупик на всех переговорных треках - как московском, так брюссельском и вашингтонском, одновременно повысив напряженность и в самом Карабахе, и на линии условной границы с Арменией. А также создала угрозу его собственной власти, так как тема Карабаха и тема безопасности армян стала приоритетной во внутриполитической повестке Армении. Что мы и видим в преддверии выборов мэра столицы этого государства.

- Азербайджан через МККК дал согласие на одновременное использование дорог Агдам-Ханкенди и Лачин-Ханкенди. К сожалению, препятствием для реализации этого соглашения является сепаратистский режим, созданный Арменией в Карабахском регионе. Как все же разрешится эта ситуация?

- Что касается дорог, то здесь позиция Баку предельно ясна, она основана на международном праве и внутреннем законодательстве. Все те силы, которые стремятся восстановить какие-то элементы экстерриториальности на Лачинской дороге, ничего не добьются, и все будет именно так, как того требует Азербайджан.

Что касается разрешения ситуации, то тут имеются два варианта. Первый вариант - принятие справедливых условий Баку: дифференциация этих дорог, то есть цели их использования, в социально-экономическом и гуманитарном контексте. Второй вариант - нынешняя ситуация продолжится и только те страны и организации, которые примут условия Азербайджана, будут пользоваться дорогой через Агдам, как это произошло с российской фурой. 

- 11 сентября начались совместные учения США и Армении Eagle Partner 2023, которые продолжатся до 20 сентября и пройдут в Армении на базе учебного центра Zar. Кроме того, недавно и впервые с момента начала войны в Украине Армения оказала этой стране гуманитарную помощь, а супруга премьер-министра посетила Киев. Почему Иреван вкупе с предыдущими антироссийскими заявлениями Пашиняна идет на такие откровенно антироссийские шаги?

- Мы всегда отмечали наличие противоречий между словами Пашиняна и его действиями. В частности, тот антироссийский пузырь, который надувается сейчас в Армении, напрочь разбивается о торгово-экономические связи двух стран, которые растут как на дрожжах, и каждый год с начала войны в Украине армяно-российский товарооборот фактически удваивается в сравнении с показателями предыдущего года. Поэтому я не думаю, что отход Иревана от Москвы в военно-политической сфере возможен без издержек в экономическом взаимодействии.

Что же касается нынешних действий армянской стороны, то это все полумеры. К примеру, визит супруги премьер-министра Армении в Киев - это не официальный визит армянского чиновника, а частный визит гражданки Армении. А та гуманитарная помощь, что была доставлена из Армении в Украину, не была зарегистрирована в качестве государственной.

В отношении же армяно-американских учений могу сказать, что хотя по времени они полностью вписываются в антироссийскую риторику, но тут могут быть два варианта, объясняющих такой шаг Иревана. Первый - это шантаж России, чтобы побудить ее занять более проармянскую позицию на переговорах. Второй - это сигналы западным партнерам с целью побудить их оказывать большую поддержку Армении именно сейчас, когда налицо такие накаленные отношения с Россией.     

- Некоторые эксперты на Западе полагают, что растущая напряженность в регионе также является признаком того, что время господства российского влияния на Южном Кавказе подходит к концу. Так ли это?

- Следует отметить, что страны региона никогда не использовали эту терминологию «господство России в регионе», а Азербайджан и Грузия всегда стремились повышать свою субъектность как в отношении России, так и других внешних игроков.

Элемент же «господства России» был создан в 90-е годы и продолжался на протяжении 30 последних лет с подачи того самого Запада, который руководствовался на Южном Кавказе принципом Russia first, то есть позиция Москвы рассматривалась приоритетной в отношении процессов, имевших место в регионе. Поэтому, прежде чем говорить о конце господства России на Южном Кавказе, нужно посмотреть, где в эти годы присутствовала Москва в регионе, в каком качестве выстраивала свои отношения со странами Южного Кавказа и что имеет сейчас. В итоге сложившаяся конфигурация, по крайней мере на бумаге, выглядит очень даже неплохо. К примеру, если до начала войны в Украине Азербайджан был стратегическим партнером России, то сейчас имеется декларация о союзническом взаимодействии. С Грузией у России отсутствуют дипломатические отношения, но товарооборот растет - на 50% в прошлом году. Армения, несмотря на риторику, все еще член ОДКБ и ЕАЭС, на ее территории расположена российская военная база, а рост товарооборота составил почти 100%. Так что, если смотреть на цифры, то позиция России в регионе не то, что не ослабла, а в некоторой степени даже усилилась. Поэтому все, кто говорит о подрыве российского господства, должны оперировать какими-то цифрами и фактами в доказательство своего утверждения. Кроме этого, как известно, больше всего на Южном Кавказе Россия представлена в Армении и меньше ее там не становится, чтобы говорить о сокращении господства Москвы в нашем регионе.      

- В последнее время ситуация на условной границе с Арменией и особенно в Карабахском регионе в зоне ответственности российских миротворцев становится все более напряженной. Учитывая это, а также нежелание сепаратистов разоружиться, насколько вероятен такой сценарий, когда Азербайджан вынужден будет провести контртеррористическую операцию на своей территории в Карабахском регионе против остатков сепаратистского режима и незаконных вооруженных формирований?

- Ситуация, которая сложилась вокруг дороги Агдам-Ханкенди и справедливых условий Азербайджана, а также реакция на них военной диктатуры, что господствует над карабахскими армянами, демонстрируют, что диалог и азербайджанские инициативы по формированию диалога с армянским населением Карабаха находятся под угрозой в силу неконструктивного поведения группы, узурпировавшей власть над карабахскими армянами. Соответственно, Баку должен будет решать этот вопрос или посредством диалога, или же посредством наведения порядка средствами и механизмами, предусмотренными законодательством Азербайджана. Поэтому при отсутствии диалога, при отсутствии каких-либо обязательств Баку тема военной операции в Карабахе на сегодня обретает первостепенную актуальность. В регион возвращается мирное азербайджанское население, в то время как в зоне ответственности российских миротворцев находится около 10 тыс. вооруженных людей, и с этим надо что-то делать. 

Роман ТЕМНИКОВ

Бакинский рабочий - 2023.-15 сентября.- С.6.