Когда имя - судьба!

Хаджар Караман: Кто силен в ученье,  тот герой в сражении

 

Когда читаешь информацию о деятельности нашей диаспоры, создается впечатление, что проводимые ею в странах проживания акции, митинги, встречи и дискуссии, посвященные карабахской проблеме, всегда проходят мирно и без каких-либо эксцессов, хотя случаются инциденты, сопровождаемые грубостью, агрессией и насилием армянской диаспоры.

 

Несмотря на это, наши соотечественники не сворачивают с избранного пути и все так же продолжают отстаивать историческую правду и рассказывать на весь мир о существующих реалиях, разоблачая ложь и мифы соседей.

Девушка с карабахскими корнями, о которой мы сегодня расскажем, покинула Азербайджан в 8-летнем возрасте, будучи ученицей средней школы. Переселившись с родителями в Нидерланды, она получила среднее и высшее образование на голландском и английском языках, причем голландский знает настолько хорошо, что даже местные жители удивляются его свободному владению, ведь многие из них, живя долгие годы в этой стране, не могут освоить в совершенстве язык ввиду его сложности.

Хаджар Караман - одна из восьми (!) членов правления Социал-демократической партии Нидерландов, не раз участвовала в муниципальных выборах, дипломированный юрист, получает второе высшее образование по специальности мультимедийного дизайнера.

Мы беседуем с Хаджар Караман о ее насыщенной профессиональной и отнюдь не безоблачной общественно-диаспорской деятельности.

 

- Скажите, пожалуйста, учитывая ваш разносторонний опыт и образование, в каком направлении вы осуществляете свою профессиональную деятельность?

- По профессии я юрист, мне всегда нравилось читать и узнавать новое, поэтому я решила продолжить образование и сейчас изучаю мультимедийный дизайн в Амстердамском государственном университете. Времена меняются, технологии развиваются с каждым днем, и это один из них. Как говорится: кто силен в ученье, тот герой в сражении.

- Вы сейчас получаете второе высшее образование по специализации в области коммуникаций и мультимедийного дизайнера. Как эти направления - юриспруденция и информационные технологии - пересекаются в вашей работе?

- Конечно, это две разные специализации, и они никак не пересекаются, однако все дело в том, что после работы в качестве юриста мне захотелось получить образование в совершенно другой области, учитывая ведущую роль технологий в нашей жизни. С другой стороны, пандемия, когда опустели офисы и люди работали в дистанционном режиме из дома, в то время нормально работали только больницы, силы правопорядка и специалисты по информационным и компьютерным технологиям. Этот сложный период показал востребованность этой сферы, которая работает в любых критических условиях. Между прочим, она достаточно креативна, что также соответствует моему характеру, который во все привносит творческий заряд. Кроме этого, юридическое образование предполагает знание законов и правил, действующих в Голландии, а если я завтра, скажем, уеду в Америку, где в каждом штате разные законы, мне будет нелегко ориентироваться в них. В этом плане информационные технологии настолько универсальны, что могут быть применимы в любой точке мира.

- Вы неоднократно принимали участие в муниципальных выборах, что мотивировало вас на это и как вы планировали распорядиться и использовать эту сферу деятельности в будущем?

- Моей мотивацией было внести вклад в жизнь общества и решить социальные проблемы. Климат - это важная проблема, за которую мы должны бороться вместе. Мои следующие шаги будут в основном связаны со вспомогательной ролью внутри партии.

- Скажите, что дает гражданке Голландии с азербайджанскими корнями вступление в Социал-демократическую партию?

- Определяющим было желание участвовать в дебатах, и даже еще в школе с учетом моих дискуссионных способностей мне предлагали включиться в общественно-политическую деятельность. Посоветовавшись дома, мы решили, что ввиду юного возраста мне лучше вступить в молодежное ответвление Социал-демократической партии, где наша деятельность была направлена на реализацию социальных проектов и улучшение жизни горожан. Так я стала членом Социал-демократической рабочей партии.

- Как воспринимали государственные и муниципальные органы власти ваши инициативы и начинания?

- Очень позитивно! В Голландии мало молодых людей, обеспокоенных политическими вопросами и активно принимающих меры для достижения перемен. Во время моей стажировки и работы в муниципалитете Амстердама мне часто удавалось внести свой вклад в поиск новых способов сделать город лучше. В 2020 году я была президентом молодых социалистов в Северной Голландии, в настоящее время являюсь одним из членов правления партии в Амстердаме.

- Вы сказали, что внесли предложение о признании партией Ходжалинского геноцида. Но вам пришлось сделать изменения в документе и отозвать его. Расскажите, пожалуйста, об этом поподробнее.

- Во время второй Карабахской войны в секции молодых партийцев я выступила с предложением о признании Ходжалинского геноцида и требованием о предоставлении карт заминированных Арменией во время оккупации территорий Азербайджана. Предложение состояло из четырнадцати страниц. Я добилась того, чтобы члены партии посетили посольство Азербайджана в Нидерландах, ознакомились с нашей культурой и правдой о Карабахе и войне. Поскольку местные СМИ находятся под сильным влиянием армянской диаспоры, голландцам не хватает знаний по этим темам. А до этого посольство Армении направило приглашение молодым социалистам, и мне в том числе, но я не пошла. Позже от своих коллег по партии я узнала, что цель посольства Армении состояла в стремлении использовать мое предложение относительно Ходжалы как тему обсуждения, а не визита с целью обмена информацией.

Что касается документа, порядок таков, что инициатива представляется на совещании руководства и членов партии, заслушиваются мнения и даются две недели для того, чтобы с учетом мнений произвести в документе необходимые изменения. Однако члены партии армянского происхождения во время обсуждений сказали, что намерены вносить изменения в текст о том, что Ходжалинский геноцид в действительности не имел место быть. Я должна была дать ответ на заключительные рекомендации партийцев.

Кроме того, относительно вопроса о минах они предложили внести предложение о том, что якобы минирование собственных территорий является законным (они как бы считают землю Карабаха принадлежащей Армении). В ответ я выразила свой решительный протест. На заключительном совещании они подняли еще один вопрос, с которым я никак не могла согласиться, и предложили поставить на голосование. Учитывая, что вопросов было много и голосование вряд ли завершилось бы в мою пользу, тем более в пользу Азербайджана, я поняла рискованность такого развития событий. Однако, отвечая на вопросы, я поняла, насколько голландцы далеки от реальных событий, происходивших в Карабахе, и располагают скудной, однобокой информацией. Нельзя было допустить, чтобы принятому на голосовании решению на следующем этапе дали ход в парламент, поэтому я отозвала свое заявление, но при этом прочитала им обстоятельную лекцию о карабахских событиях и Ходжалинском геноциде. Члены партии узнали достоверную и аргументированную информацию и будут выступать уже с позиции более осведомленных людей, а я решила через год вновь выступить с этим предложением.

- Как вы думаете, с чем было связано приглашение в посольство Армении и почему после вашей неявки вам начали угрожать?

- В Голландии очень влиятельное и многочисленное армянское лобби, которое целенаправленно на протяжении десятилетий работает, пропагандируя в Европе мифы о «великой Армении» и ее бескрайних землях. Среди них много смешанных семей, т.е. они давно укоренились и представлены в государственных структурах разного уровня. Многие из армян являются выходцами из Турции, Ирана, Ливана и других стран, поэтому работать очень сложно.

Что касается приглашения, то посольство Армении, зная о проводимых на карабахскую тему встречах и дебатах в партии и в посольстве Азербайджана в Голландии (где среди наших членов присутствовал также один армянин), пригласило нас с тайным намерением спровоцировать и «уличить во лжи». Но, говоря об этом, мы исходили из позиции международного права, и говорили о реальных событиях, о невыполненных резолюциях, заминированных территориях и многом другом с документальными доказательствами.

К слову, благодаря нашим с моей матерью усилиям мы достигли соглашения с бельгийской некоммерческой организацией APOPA по оказанию поддержки в разминировании освобожденных территорий посредством специально обученных африканских сумчатых крыс-миноискателей, которые с мая месяца успешно работают в Карабахе. Это гораздо дешевле, чем приобретение специальных дронов и оборудования для обнаружения мин.

Так вот, на встречу в посольстве Армении я не пошла, а позже узнала, что армяне распечатали мою статью о Ходжалы вместе с моей фотографией, опубликованной на сайте Госкомитета по работе с диаспорой, и раздали всем участникам встречи. Они старались всех убедить, что Хаджар Караман находится под прессингом Aзербайджана. Увидев, что я проигнорировала их приглашение, организовали вторую встречу и вновь разослали приглашения, причем пригласили одну только меня. Друзья по партии предупредили, что это неспроста, и решили сопроводить меня, но я вновь не согласилась на это. Как доказательство их коварных намерений я получила письмо с угрозами. Компрометирующее меня письмо армяне адресовали всем отделениям нашей партии в других городах.

- Сохраняется ли опасность для вашей безопасности?

- Да, конечно, письма во все отделения партии они посылали не один раз, приходится соблюдать осторожность, но друзья оказывают мне большую поддержку. Члены партии очень этим обеспокоены и направили письмо для жалобы в соответствующие органы.

- Что вы можете сказать о проектах с представителями нашей диаспоры и в тандеме с Госкомитетом по работе с диаспорой?

- Во время Недели мира я вместе с двумя азербайджанскими студентами участвовала в «Круге мира» - ежегодном проекте в Нидерландах, который проводится в нескольких городах страны. Мы стояли с Азербайджанским флагом и табличкой: «Армения, подпиши мирное соглашение!» Акция имела огромный успех широким охватом в социальных сетях. Нам обычно не приходится поддерживать крупные проекты, поскольку вместе с ADY (Молодежь азербайджанской диаспоры) мы проводим встречи с другими соотечественниками со всего мира. Мы участвуем в небольших кампаниях в социальных сетях. В апреле этого года я встретила друзей, с которыми была в Шуше, на греческом острове Родос. В тот момент армяне подожгли наш флаг, но мы выразили свою решимость, пройдя с нашим флагом по самому популярному у туристов месту Родоса.

- Благодарю за интересную беседу и желаю вам успехов в доведении до европейской общественности истинной правды о перипетиях карабахского вопроса.

Бакинский рабочий - 2023.- 27 сентября.- С.7.