Как это было…

 

Трагедия 20 Января объединила многонациональный азербайджанский народ

 

Долгих тридцать лет и три года отделяют нас от кровавого и трагического события 20 января 1990 года. Этот день для азербайджанцев знаменует борьбу многонационального народа, сплотившегося против угнетения, за независимость, свободу, надежду на справедливость. 

Много книг написано об этом событии, снято фильмов, высказано разных мнений. Фотографии тех лет - немые свидетели военной агрессии советской империи против нашей страны. Азербайджану был нанесен физический, политический, моральный удар.

Но как обстояло дело в тот злопамятный год, когда Азербайджан находился в информационной блокаде, когда об агрессии Армении и руководства советского правительства против азербайджанского народа мировая общественность не знала ничего, не имела никакого представления?

Об этом газете «Бакинский рабочий» рассказал Нариман Сулейманов, полиграфист, заслуженный работник печати, заслуженный деятель культуры:

- Я 55 лет проработал в типографии. Наш безоружный народ, доверчивый, с открытой душой, живым заслоном стоял на пути советской армии. А ее солдаты стреляли по нашим братьям и сестрам, давили их гусеницами танков… 20 января 1990 года - одна из самых трагических страниц в нашей истории, но одновременно и самая яркая героическая страница, которая объединила под знаменем свободы многонациональный азербайджанский народ.

- Как вы узнали о трагедии?

- В то время я жил в поселке Гюнешли. Перед нашим домом расстилалось широкое шоссе, как проспект. Где-то к полуночи мы увидели, как по дороге проезжают машины с развевающимися белыми флагами и оттуда доносятся крики: «Помогите, нас убивают…» Как потом стало известно, на всех подступах к Баку: в микрорайонах, на Ясамале, в поселке «8-й км», в самом центре, у Сальянских казарм, на аэропортовской дороге и в других районах города танки, бронетранспортеры, солдаты советской армии стреляли в наш народ, убивали азербайджанцев.

Отец сказал: «Я не разрешаю вам выходить на улицу. Эти крики ничего хорошего не сулят. Никого не пущу за порог. Я пережил подобное в 40-х годах…». Но я не усидел дома, спустился, и с соседями мы направились в сторону станции метро «Азизбеков» (ныне «Кероглу»). Не доехав до метро, мы услышали орудийную канонаду, видели артиллерийскую стрельбу по убегающим людям, несчетное количество танков шло по дорогам, лязгая гусеницами. Всюду крики людей, трассирующие пули, залпы снарядов. Мы спешно уехали оттуда… 

Свет и электричество в домах отключили, газ тоже… Работало настенное радио. Передавали речь Эльмиры Кафаровой, Председателя Верховного Совета Азербайджанской ССР. Она первой проинформировала, что ночью советские войска стреляли в безоружный народ и пролилось очень много безвинной крови. Наутро я с работниками издательства отправился в сторону площади XI Красной армии и стал свидетелем последствий ночного кровопролития. Потрясение той ночи до сегодняшнего дня не отпускает меня.

- Если можете, поделитесь подробностями...

- В один из дней мне позвонил народный поэт Бахтияр Вахабзаде и сказал: «Приходи ко мне, я дома один, у меня сердце разрывается». Он тогда написал стихотворение ŞəhidlərШехиды»). Там были такие строки:

Torpağın bağrına cəsədləriylə,

Azadlıq toxumu əkdi şəhidlər.

Своими телами в сердце земли

Семя свободы 

взрастили шехиды.

Это звучало очень сильно… При мне он позвонил композитору Эмину Сабитоглу и попросил написать музыку, с условием, что эту песню будет исполнять Зейнаб Ханларова. В исполнении Зейнаб ханым эта песня долгое время звучала на церемониях поминовения шехидов.

Весь город был парализован. Фабрики, заводы, предприятия больше недели были закрыты. Министерство связи поручило мне сделать плакаты и буклеты-фотосвидетельства, передав 300 снимков, которые надо было подготовить к верстке. Смотреть на эти фото было невозможно… На снимках различные части тела, оторванные головы, тела, раздавленные танками, изрешеченные пулями… жуткая картина… Надо было из этого всего сделать книгу. 

Журналист Рафик Самандар первым принес рукопись для издания книги Şəhidlər. Я тогда работал в издательстве Gənclik «Азернешра» заведующим отделом, был ответственным, как сейчас говорят, за дизайн книг. В книгу Рафика Самандара включены хроникальные снимки. Также он работал над дизайном книги «Черный Январь» Чингиза Абдуллаева. Из Нахчывана приезжали к нему и просили помочь издать двухтомник о кровавой трагедии января O gecə («В ту ночь»). 20 дней подряд он самоотверженно, почти не смыкая глаз, работал над изданием книг. Нередко брал работу домой, но, чтобы не травмировать детскую психику, не позволял своим детям рассматривать эти снимки… 

Книги, над которыми работал Н.Сулейманов, в настоящее время являются печатной хроникой того дня.

- Мне как работнику издательства выпала высокая честь, - делится воспоминаниями Н.Сулейманов, - одним из первых исполнить свой священный долг перед светлой памятью шехидов. Несмотря на то, что прошло много лет, я и сегодня с содроганием вспоминаю эти события.

- Вы были на проводах шехидов

- В те дни люди были поособенному внимательны друг к другу, терпеливы и искренни. Кажется, не было человека, который остался бы дома. Когда провожали в последний путь шехидов, все население Баку было на главной площади, тогда уже окрещенной площадью Азадлыг. Я, как и многие другие, участвовал в подготовке могил для шехидов. Мы пережили тяжелые мгновения и долгих 33 года жили этими воспоминаниями и не знали, что еще более жуткие трагедии и испытания нас ждут впереди… 

Когда рассказываешь об этом, в горле образуется ком, даже выдавить слова - тяжело… много людей мы потеряли. Алы Мустафаев был моим близким другом - мы вместе учились в университете. Он погиб при взрыве вертолета… Очень много трагических событий следовало одно за другим… Одна трагедия Ходжалы чего стоит… Мы столько людей потеряли…

Н.Сулейманов помогал в подготовке кадров для издательств, типографий. Обучил мастерству полиграфии 28 редакторов и свою дочь Севду ханым в том числе. Он усердно, добросовестно работал. 

- Наше издательство за дизайн книг получало международные награды - золотые медали, - рассказывает Н.Сулейманов, - но об этом в другой раз. Из тех, с кем я сотрудничал и дружил много лет, - а это такие титаны, как Мирза Ибрагимов, Наби Хазри, Гусейн Ариф, Мамед Араз и другие, - многие уже сменили мир свой… Сейчас, когда я вернулся на малую родину, где родился, в древний Шеки, я как бы оказался Робинзоном Крузо…

- Что бы вы сказали напоследок?

- Каждый год 20 января люди приходят на Аллею шехидов поклониться могилам, почтить память безоружных героев, возложить цветы. Так благоговейно относиться к прошлому, объединиться в общем горе может только наш азербайджанский народ. Когда смотришь на разостланные ковры из гвоздик на улицах Баку, станциях метро, одно это уже говорит об отношении к нашим героически погибшим братьям, сестрам, детям, которых мы пережили. Гости нашего города, посещая Аллею шехидов, искренне удивляются и говорят, что нигде в мире не видели столь глубокого почитания шехидов и руководством страны, и народом…

В любое время - и в дождь, и в снег, и в непогоду - на Аллею шехидов нескончаем людской поток: здесь дедушки и бабушки со своими внуками, родители с грудными младенцами, молодежь. 20 Января оставило глубокий след и в моей жизни…

 

Басти ПАША

 

Бакинский рабочий.-2023.- 24 января - С.6.